Нужно ли готовить ребенка к школе. Подготовка к школе Комаровский подготовка к школе
До начала нового учебного года осталось менее шести месяцев. Целых 6 месяцев или всего 6 месяцев? Много это или мало – смогут ответить только родители будущих первоклассников, которые начинают готовиться к учебному году раньше всех.
Им предстоит еще немало дел за эти полгода. Но главным для многих родителей является вопрос – нужно ли специально готовить ребенка к школе. Наверное, каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос самым-самым – самым умным, самым талантливым, самым сообразительным. Именно на этот родительский перфекционизм и рассчитаны всевозможные детские центры, школы развития и подготовительные курсы. Ведь один из главных родительских страхов – что ребенок будет хуже других, будет не так успешен. Но насколько этот страх оправдан в преддверии первого класса? Мы узнали мнение логопеда, воспитателя и, конечно, одной из мам будущего первоклассника, чтобы разобраться в этом вопросе.
Елена Ивановна, воспитатель с 20-летним стажем: «Не отбирайте хлеб у учителей!»
Я с детьми работаю давно. И такого ажиотажа с подготовкой детей к школе не было ни 15, ни 10 лет назад. Новомодные клубы развития и центры подготовки появились не так давно. В этих центрах родителей заманивают на курсы и, я бы даже сказала, иногда и запугивают – что без занятий в этом центре (платных, разумеется) ребенок будет хуже адаптирован к школе, будет хуже успевать, плохо учиться. Вот родители и отдают ребенка на курсы подготовки. Конечно, там с детьми прекрасно занимаются. После таких занятий детки приходят в 1 класс очень подготовленными. Они умеют читать, писать, считать, многое знают и умеют. И им… откровенно скучно на уроках в начальной школе! Ведь в любой школе в 1-м классе всех детей сначала учат читать, не зависимо от уровня их подготовки. И если ребенку будет в первом классе скучно на уроках, то возродить интерес к учебному процессу будет потом довольно трудно. Да, есть такие детки – чрезмерно чувствительные, зажатые, стесняющиеся, которые с трудом привыкают к новой обстановке и к незнакомым людям – таким детям подготовка к школе принесет несомненную пользу. Но в моей группе такой ребенок только один, которому бы я порекомендовала ходить на подготовку. А ходит в школы развития почти половина детей! Мое мнение таково – читайте со своим ребенком, разговаривайте и постарайтесь не болеть и регулярно посещать детский сад. Тогда ваш ребенок будет готов к школе на 100 %.
Марина, мама Влады, 6,5 года:
Моя дочка умеет бегло читать, хорошо пишет и любит рисовать. Поэтому с точки зрения развития навыков чтения и письма ей не нужна школа подготовки. Но я все равно ее отдала в подготовительный класс в ту школу, куда она пойдет учиться. Почему? Потому что я считаю, что нужно смотреть на каждого ребенка индивидуально. Все дети разные. Есть дети толстокожие, есть ранимые, есть болезненно застенчивые, есть общительные, есть замкнутые. Моя дочка очень чувствительно относится к любым изменениям и стрессам – как к положительным, так и к отрицательным. В незнакомой ситуации, обстановке с незнакомыми людьми она очень нервничает, переживает вплоть до развития нервных тиков и навязчивых движений! Поэтому именно ей нужно заранее привыкнуть к новому месту – к школе, классу. К новым людям – учительнице, будущим одноклассникам. Я рада, что отдала Владу на подготовку к школе. Ей нравятся занятия, она привыкает к школе, к домашним заданиям. Я вижу, что ей это на пользу. И теперь не боюсь, что ее застенчивость и сверхчувствительность помешает ей в школе.
Ирина Станиславовна, логопед:
Очень часто родители будущих первоклассников одержимы идеей во что бы то ни стало научить детей писать и читать перед школой. Но не это главное! Конечно, если ваш ребенок с удовольствием занимается, пишет в прописях, осваивает азбуку и читает самостоятельно – с охотой и удовольствием – это прекрасно! И, безусловно, это надо поощрять. Но учить ребенка читать и писать из-под палки, через силу – не надо! Во-первых, нет в первом классе такого требования – чтобы ребенок обязательно умел читать и писать. Во-вторых, учителям в первом классе часто приходится переучивать детей, которых учили дома писать и читать самостоятельно. Но самое главное – научить ребенка читать можно за неделю. А вот словарный запас пополняется годами! Я всегда на встречах с родителями делаю акцент именно на этом. У современных детей очень скудный запас слов. Они с трудом могут выразить свои мысли, не знают названия многих предметов, профессий, явлений. Конечно, это скажется на успеваемости в школе не лучшим образом. Даже если ребенок будет понимать предмет, он не сможет выразить свою мысль из-за скудности словарного запаса.
Что могут сделать родители?
Читать, читать и еще раз читать! Читайте ребенку вслух, читайте вместе с ребенком, обсуждайте прочитанное, пересказывайте, задавайте вопросы. Разговаривайте! Ребенок в 6-7 лет должен уметь отвечать полными развернутыми предложениями, должен уметь описать предмет или явление несколькими словами, должен уметь пересказывать небольшие сюжеты. Играйте в словесные игры. Учите ребенка подбирать антонимы и синонимы к словам. Если ваш ребенок придет в первый класс с богатым словарным запасом, с хорошо поставленной грамотной речью – это будет намного важнее и полезнее, чем умение читать и писать.
- Создавайте позитивный образ школы - рассказывайте ребенку о том, как интересно и весело будет в школе. О том, что он познакомится там с новыми друзьями, узнает много нового и интересного, запишется в кружки.
- К началу учебного года ребенок уже должен иметь опыт пребывания в квартире одному. Он должен уметь приготовить или разогреть себе еду. Организовать свои занятия или игры самостоятельно.
- Познакомьте ребенка со школой, в которой он будет учиться. Покажите ему дорогу до нее.
- Обязательно привлеките будущего первоклассника к покупке канцтоваров, формы, рюкзака. Интересуйтесь его мнением, учитывайте предпочтения ребенка.
- Обратите особое внимание на физическое здоровье ребенка. Приучайте его делать каждый день зарядку, закаливайте, гуляйте каждый день не менее 1,5 часа на свежем воздухе.
— что нужно вашему малышу для того, чтобы быть готовым идти в школу, как лучше его подготовить к этому важному событию.
Чтобы ваш хорошо адаптировался к школе, его надо готовить к этому заранее, постепенно, не вызывая у ребенка отвращения к занятиям. Подготовка к школе — это не только обучение чтению и письму, но и развитие мышления, воображения, памяти. Ребенок тогда готов к школе, если он хочет учиться, понимает, для чего нужна школа, умеет общаться с детьми и отстаивать свою точку зрения. Научить всему, что нужно для 1 класса, можете и вы сами дома, сейчас зачастую детишек родители отдают в подготовительные группы в школе или в детские развивающие центры.
Подготавливая ребёнка к школе - читайте ему книги, учите доводить начатое дело до конца. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.
Наилучшим образом подготовка к школе проходит в игровой форме. Игры могут быть партнерские, речевые, подвижные, настольные. Умение планировать, прогнозировать, выстраивая выигрышные стратегии, развивается в таких играх, как «Крестики–нолики», «Морской бой», «Шашки», «Шахматы»
С детьми, которые готовятся к школе дома, нужно заниматься математикой, чтением, развивать речь и общий кругозор. При этом, не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам. На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребёнка самостоятельности.
В настоящее время во многих школах существует практика приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время беседы с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать на несложные вопросы, решать простые задачи.
В детском саду проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике, ИЗО, физкультуре и музыке. Занятия чередуются с физкультминутками. По государственной программе у шестилеток должно проводиться 14 занятий в неделю по полчаса.
О том, чем сказки и загадки могут помочь в подготовке к школе мы родители не верим. Но такое обучение помогает нашим деткам развивать воображение, умение пересказывать, самим сочинять сказки, загадки.
Если ребёнок не ходит в детский сад - лучше записаться на занятия по подготовке к школе. Количество детей в группе не должно быть больше шести человек. Программа занятия должна быть разносторонней и интересной, чтобы удерживать детское внимание. Хорошо, если программа включает психологические игры для адаптации к школе.
У мам будущих первоклассников разбегаются глаза. Действительно, к выбору школы стоит подойти весьма серьезно. Ведь начальные классы не только закладывают основы знаний, но и влияют на характер ребенка и его отношение к учебе в целом.
– радостный и долгожданный день, но для ребенка это стресс. Поэтому чем раньше вы начнете готовиться к этому дню, тем радостней он станет. И оставит в памяти вашего любимого малыша неизгладимые впечатления!
Существует огромное количество кружков раннего развития для детей. Они готовят малышей к школе уже с 3 лет. Многие родители уверены в том, что чем раньше ребенок начнет готовиться к школе , тем лучше он будет учиться. Сегодня идут большие споры вокруг центров по подготовке к школе детей. Нужно ли заранее готовить ребенка к школе и каким образом подготовка отразится на его физическом, эмоциональном и ?
Знания и умения ребенка 7 лет
Одни учителя жалуются на то, что ребенок слишком переподготовлен и в первые месяцы пребывания в школе ему скучно. Другие замечают в классе одаренных, талантливых детей, полностью готовых к обучению в школе, умеющих читать, писать, считать, решать примеры, но плохо ориентирующихся в пространстве, с трудом адаптирующихся к школьной жизни. Подготовка к школе существует не для того, чтобы ребенок заранее освоил материал, который учительница собирается давать в 1 классе, а для того, чтобы способствовать интеллектуальному, личностному развитию малыша, формированию важных поведенческих навыков и самостоятельности, которые в дальнейшем помогут быстрее приспособиться к школьной жизни и без проблем освоить программу.
В 7 лет ребенок знает:
- Фамилию, имя и отчество свое, отца и матери полностью, адрес проживания, телефонный номер.
- Распространенные виды животных и растений.
- Признаки времен года. Названия месяцев последовательно, дни недели.
- Различные профессии, распространенные виды спорта, цветовое разнообразие.
- Правила дорожного движения.
- Главные праздники в стране.
Ребенок умеет различать:
- Правую и левую стороны.
- Страну, село, город.
- Продукты.
- Звуки и буквы.
Малыш к 7 годам умеет:
- Отгадывать загадки, решать логические задачи.
- Находить у различных предметов общие признаки, классифицировать их.
- Составлять маленькие рассказы по просмотренным картинкам.
- Считать в прямом и обратном порядке.
- Читать короткие тексты, состоящие максимум из 2 предложений, и пересказывать.
- Разделять слова на слоги, считать количество звуков.
- Раскрашивать, обводить, рисовать.
Как готовить ребенка к школе самостоятельно
Каждый ребенок – индивидуальность, и скорость усвоения новых тем у каждого малыша своя. Родители, занимающиеся с в домашних условиях, должны помнить о том, что нельзя сравнивать малыша с другим ребенком, акцентируя результат занятий, а не его процесс. В этом случае есть риск сформирования у ребенка комплекса неполноценности. Учеба должна приносить малышу удовольствие. Готовить к школе нужно исключительно в игровой форме, давая ребенку возможность передохнуть. Учить ребенка можно даже во время каждодневной прогулки в парке. С ним можно считать птиц, лужи, игрушки, произносить звуки, знакомить с новыми буквами, приводя яркие примеры из окружающего мира. Полезно смотреть с малышом мультфильмы (желательно развивающие). После просмотра обязательно нужно обсуждать увиденное. Задавать малышу вопросы, которые помогут ему правильно выразить чувства и впечатления от просмотренного мультфильма. С ребенком нужно заниматься творчеством (рисовать, лепить, красить, вырезать, клеить). Эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, воображения, образного мышления. Детей необходимо развивать не только интеллектуально, но и физически. Выполнять с ними нетрудные упражнения, заниматься легким бегом, делать зарядку. Играть с ними в подвижные игры.
Не стоит ругать ребенка за ошибки. Вместо этого родитель должен еще раз спокойно объяснить ему то, что он не понял, и помочь малышу с исправлением ошибок. Здесь важно не перестараться. Нельзя исправлять ошибки ребенка самостоятельно. Его нужно направлять, чтобы он сам учился замечать ошибки и исправлять их. Приучать к самостоятельности крайне важно перед школьной жизнью. Больше получаса с ребенком – дошкольником заниматься не рекомендуются. Малыши в этом возрасте быстро устают, им нужно менять вид деятельности, чтобы учеба приносила удовольствие. Готовить к школе можно, но делать это стоит, соблюдая все правила и рекомендации, чтобы не навредить ребенку.
Для большинства родителей даже постепенное взросление их малыша становится страшным испытанием, а иногда и полной неожиданностью. Пятилетний ребенок - это уже самостоятельная и вполне сформированная личность, которая вполне способна определить свои собственные потребности или желания. Он обладает собственным вкусом и может постоять за себя. И многим родителям следует знать, что должен ребенок уметь в 5 лет.
Физиология и психология
Детишки в таком возрасте начинают резко расти. При этом происходит развитие мышц, и ребенок не набирает лишний вес. Но родители должны тщательно следить за рационом своего чада, чтобы его организм получал необходимую для роста и развития энергию. Питание для пятилетнего ребенка должно быть достаточно калорийным и в тоже время сбалансированным. Постарайтесь исключить из рациона неполезную фастфудовскую еду. Используйте больше овощей и супов, побалуйте своего ребенка домашними котлетками или компотом - ему это пойдет на пользу. Отучите малыша от ужасной привычки перекусывать каждые полчаса - это может плохо сказаться в его дальнейшей жизни.
Для пятилетнего человечка не составит особого труда разучить новый навык, так как ему позволяет собственное физическое развитие. Если у вас есть желание приучить сына или дочь к спорту, то именно этот возраст - прекрасное время для освоения езды на двухколесном велосипеде, катания на лыжах или прогулок верхом. Если вам удастся заинтересовать малыша спортом, то, возможно, он полюбит его на всю жизнь.
В психологическом плане пятилетний ребенок преодолевает уже окончательно и бесповоротно. Он становится более спокойным и уравновешенным. Пятилетний малыш вполне способен проводить некоторое время наедине с самим собой и реагировать на просьбы или возражения окружающих его людей вполне адекватно. Однако родителям следует помнить, что детское терпение не безграничное. Ребенок расстроится и обидится, если вы забудете про какое-то свое обещание или не выполните его просьбу.
Специалисты говорят о том, что именно в этом возрастном периоде закладываются начальные основы характера ребенка, которые останутся с ним уже во взрослой жизни. Родители могут повлиять на малыша и постараться привить ему те качества и способности, которые посчитают наиболее ценными умениями для человека. Однако достаточно часто родители стараются реализовать в своих детях собственные стремления и мечты. Это непростительная ошибка, которая может сказаться на взрослой жизни вашего чада самым негативным образом.
Что должен ребенок уметь в 5 лет?
Родители пятилетнего малыша с удивлением отметят, что заниматься с собственным чадом в этом возрасте - это интересное и весьма увлекательное занятие, так как малыш начинает тянуться к знаниям и интересоваться всем на свете. Для него достаточно просто осваивать новые навыки, независимо от того, к какой сфере деятельности они принадлежат: умственной или физической.
Итак, что должен ребенок уметь в 5 лет? Большинство деток, достигших этого возраста, вполне спокойно умеют писать некоторые буквы и читать простейшие предложения. Они могут осуществлять простейшие арифметические операции, такие как сложение и вычитание. У них начинает неплохо работать и понимание происходящего. Психологи утверждают, что существует огромное количество специальных методик и предметов, которые поведают, что должен ребенок уметь в 5 лет и насколько развит конкретно ваш малыш.
Для родителей мальчиков
С трехлетнего возраста у детей начинает возникать понимание того, что мальчики и девочки - это немного разные люди, с разными потребностями, особенностями организма и немного различным уровнем развития. Специалисты утверждают, что вплоть до подросткового возраста, представители мужского пола немного уступают по развитию одногодкам девочкам. И это не исключение для данной возрастной категории. Итак, у многих родителей возникает вполне конкретный вопрос, что должен уметь ребенок в 5 лет?
Мальчик в таком возрасте перестает уделять много внимания игрушкам. Намного интереснее ему становятся ролевые игры, в которых он зачастую выступает в качестве взрослого персонажа. Для тех родителей, кто плохо помнит свое детство, к таким забавам относятся игра в больницу, стройку или войну. Мальчики уже должны уметь распределять между собой роли в соответствии с собственными умениями и пожеланиями.
Если говорить о физкультуре и спорте, то в пятилетнем возрасте ребенок может уже лазить по прыгать в длину, метать легкие предметы вдаль, выполнять простейшие строевые команды. А если родители примут самое активное участие в том, что должен уметь ребенок в 5 лет, мальчик будет и плавать, и кататься на велосипеде. Так что это возраст активных действий!
Доктор Комаровский
Когда заходит речь о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, Комаровский Евгений Олегович, известный педиатр, высказывает определенные мысли относительно общего развития детей, их физического и психического состояния. Именно благодаря таким исходным данным можно сделать какой-то определенный вывод. Он утверждает, что главную роль в формировании у ребенка определенных умений играют два фактора: родители малыша и его собственное стремление. Причем второй фактор подчас более значим, чем первый.
Садик и пятилетний ребенок
В принципе, практически каждый родитель В детском саду способны научить, выявить, раскрыть потенциал и возможности малыша. Как оказалось, во многих учреждениях присутствует специалист - психолог, который должен проводить определенные тесты, чтобы определять способности пятилетних детей. Подобные действия рассчитаны на понимание в разных сферах и построены на выполнении малышом определенных заданий. Специалисты разработали приблизительный список вопросов и заданий.
Школа и пятилетний ребенок
Из всего внушительного перечня того, что должен уметь ребенок в 5 лет, подготовка к школе путем приобретения определенных навыков занимает особое место. И тут всплывает такой момент, что далеко не все родители знают, зачем вообще заниматься подготовкой своего чада перед походом в первый класс. Они считают, что всему необходимому малыш уже научится в школе. Это абсолютно не правильный подход к данному вопросу, и пять лет - это именно тот возраст, когда стоит начинать готовиться к школе.
Что же должен знать и уметь малыш? Ну, во-первых, ребенок должен выучить и уметь назвать свои фамилию и имя, адрес своего проживания, а также номер телефона. Вы должны научить его разбираться в наиболее распространенных видах растений и животных. Он должен знать и различать цвета, виды спорта и понимать значение наипростейших профессий.
Вы должны научить ребенка тому, где «право» и «лево», разнице между страной и городом, фруктами и овощами, а также буквами и звуками.
Желательно, чтобы малыш умел:
Итоговая таблица
Для отображения более полноценной картины того, что должен уметь ребенок в 5 лет, таблица подойдет лучше всего. Она самым наглядным образом демонстрирует все необходимые умения и материалы, которые смогут оказать вам помощь в осуществлении поставленных задач.
Сфера необходимых умений | Что должен уметь ребенок | Необходимые пособия и материалы |
Математика | Знать расположение предметов, геометрические фигуры, цифры. Сравнивать количество предметов. | Карточки с цифрами от 0 до 10; игра для изучения геометрических фигур. |
Логическое мышление | Находить отличия и сходства. Складывать разрезанную картинку. Выполнять задание в течение 5 минут, не отвлекаясь. Складывать пирамидку без помощи. | Карточки из серии «Найди лишний предмет»; пазлы; головоломка Красноухова; игра «Поймай рыбку». |
Развитие речи | Строить фразы (6-8 слов). Ставить существительное в форму множественного числа. Знать, какие бывают профессии. | Буквы алфавита - пазлы; цветные буквы алфавита; чистоговорки; считалки; игра «Собери слово». |
Окружающий мир | Различать ягоды, овощи, фрукты; животных, растения; времена года | Карточки «Изучаем цвета», «Мебель» и прочее. |
Навыки обихода | Застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Проводить линии, не отрывая руку от листа. Различать правую и левую стороны. | Трафареты, пластилин, бусинки, настольная игра «Расскажи про свой город» и др. |