Open Library - открытая библиотека учебной информации. Open Library - открытая библиотека учебной информации Концепция системного построения процесса воспитания
Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.
Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.
Аксиологическую основу педагогической системы школы составляет теоретическая концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории.
Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию . Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической системы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.
Для любой педагогической системы школы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. В этом случае школа становится реальным центром воспитания.
Разнообразной бывает взаимосвязь и взаимовлияние дидактической и воспитательной подсистем в рамках единой педагогической системы школы. Характер взаимозависимости подсистем во многом определяется теоретической концепцией и другими условиями развития педагогической системы. Существует диалектическая зависимость между характером воспитательной подсистемы и состоянием педагогической системы школы в целом: развивающаяся школа требует динамичного развития и воспитательной системы.
Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).
Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:
· интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);
· расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;
· экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;
· созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.
Системное построение процесса воспитанияВ концепции воспитания - целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем -- это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А.Караковский, Л.И.Новикова и Н.Л.Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Разработчики концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков,- пишет В.А.Караковский, -- дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.
В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач :
1. Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов -- дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.
2. Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
4. Развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
5. Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.
Принципы воспитательного процесса:
а) личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, уважительные отношения между педагогами и детьми,
в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
г) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;
д природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся
е) культуросообразностъ воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного.
Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:
Первый путь - создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;
Второй путь - формирование отдельных целевых программ, например, «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;
Третий путь - разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.
Технологический аспект формирования общечеловеческих ценностей ставит нас перед необходимостью рассмотреть выделенные автором ценности.
Формирование ценности Земля как общего дома человечества направлено на осознание глобальных проблем планеты, необходимости экологизации себя и окружающего мира. Технология формирования данной ценности включает в себя интегрированные уроки, внеклассную работу по предметам, уроки-экскурсии, походы, творческие задания по прогнозу человеческих и природных ресурсов, экологический прогноз Земли, исследовательские кружки по географии, биологии, природоведению, экологии, ежегодное обращение школьников к людям Земли и т.д.
Культ ценности Отечества , единственной ценности, завещанной предками, способствует воспитанию гражданского самосознания и чувства патриотизма. Воспитательная работа включает в себя такие направления, как патриотическое движение, клубные и кружковые объединения по возрождению родного языка, народных обычаев, фольклора, восстановление народных ремесел и промыслов, изучение исторического прошлого городов, сел, улиц и т.д. Одной из эффективных форм организации воспитательной работы в этом направлении также считаются воскресные школы.
Своевременное формирование ценности Семья позволяет в дальнейшем успешнее решать экономические и социальные проблемы семьи. Семейное воспитание в данной школе начинается с возрождения семейных устоев и традиций, формирования чувства принадлежности к роду, гордости за историю предков, сохранения и преумножения традиций семьи, заботы о достойном продолжении рода. Воспитательная работа в этом направлении изобилует такими формами, как создание генеалогического древа семьи; конкурсы на лучшие сочинения, стихи, рисунки о семье; спортивные состязания семейных команд; новогодние семейные балы в школе; постановка школьных спектаклей с участием членов семьи; семейные клубы; участие родителей в организации клубной и кружковой работы с детьми.
Принятие и присвоение ценности Труда способствует формированию авторитета честного труда, уважению людей труда и бережливого отношения к продуктам трудовой деятельности. С этой целью в школе создаются игровые модели производственных подразделений, финансово-экономических подструктур, рынков сбыта, бирж труда, центров торговли и сфер услуг, где школьникам предоставляется возможность проиграть разнообразные социально-трудовые роли, конструировать и апробировать некоторые производственные отношения.
Формирование ценности Знание тесно связано с усилением интеграции, информатизации, дифференциации, креативности, индивидуализации школы. В образовательном процессе школы наблюдается приоритет творческих заданий, научно-познавательной деятельности, эвристических и поисковых методов обучения и воспитания.
Формированию ценности Культура способствует реализация таких принципов, как гуманизация, гуманитаризация, эстетизация воспитания и обучения. Формирование человека высокой культуры происходит в определенной логике. Ребенок, в первую очередь, должен усвоить культуру своего рода (семьи), затем вобрать в себя культуру своего этноса (нации), и, наконец, возвысится до ценностей общечеловеческой культуры. С точки зрения автора, человек потерявший культуру рода и нации, не способен усвоить всю палитру ценностей культуры Человечества. Драматизация, театрализация, месячники Театра, Культуры, Литературы, Родного языка и т.д. представляют далеко не полный перечень методов и средств воспитания интеллигентности и духовности воспитанников российской школы.
Формирование ценности Мир и толерантного отношения к различным этносам достигается созданием воспитывающих ситуаций, использованием игровых методов, участием школы в программе «Во что играют дети мира», изучением легенд, мифов, фольклора, участием в международных акциях, операциях и манифестациях в поддержку Мира и Солидарности народов.
Формирование Человека как абсолютной ценности, как «меры всех вещей» является целью, средством, и результатом воспитания в концепции В.А. Караковского.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса:
Выделяются две группы критериев с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.
I группа -- критерии факта.
1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.
2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.
3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.
II группа -- критерии качества.
1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.
2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.
3. Уровень воспитанности выпускников школы. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности, созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Проект разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР Концепция системного построения процесса воспитания
2 слайд
Описание слайда:
Системное построение процесса воспитания «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова
3 слайд
Описание слайда:
Воспитание- целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим воздействием. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Сущность воспитания – управление не личностью, а процессом ее развития.
4 слайд
Описание слайда:
Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели. В.А.Караковский Цели и задачи воспитания Каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на цель-идеал, должен конкретизировать их применительно к своим условиям и возможностям. Усилия педагогов целесообразнее сосредоточить на решении пяти воспитательных задач: 1) формирование у детей целостной и научно- обоснованной картины мира; 2) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины; 3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения; 4) развитие у подрастающего человека креативности, творческой личности; 5) формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
5 слайд
Описание слайда:
Основные принципы воспитания: 1) личностный подход в воспитании: признание личности высшей ценностью, уважение уникальности, отношение к воспитаннику как субъекту; 2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт; 3) средовой подход в воспитании: использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; 4) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов в соответствии с особенностями индивида, групп, классов, этнических сообществ; 5) природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся; 6) культуросообразность воспитания: опора в воспитании на национальные традиции, его культуру; 7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». В.А.Караковский Понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Семья - единица общества, среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Дети - главный признак семьи. Труд - основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни".. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Знания - результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака: глубину, прочность знаний, разнообразие знаний. Культура -задача педагога - помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами.
8 слайд
Описание слайда:
Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Земля - общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. А.С.Пушкин
9 слайд
Описание слайда:
Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: Первый путь - создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях; Второй путь - формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.; Третий путь - разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении, основой которых являются общечеловеческие ценности. Четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями и воспитателями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Методы воспитания в контексте авторской концепции (системы) Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками: - наличие целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем; -интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; - формирование здорового образа жизни учебного заведения; - педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения; использование воспитательных возможностей окружающего социума; - реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, где отношения строятся на основе гуманистических ценностей.
12 слайд
Описание слайда:
Авторы концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо: использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности; - использовать такое педагогическое средство, как ключевое дело-«крупную дозу воспитания».
13 слайд
Описание слайда:
Функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система должна выполнять следующие функции: 1) развивающую, направленную на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения; 2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое воспитательных воздействий; 3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка; 4) защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка; 5) компенсирующую, предполагающую создание условий в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей; 6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника.
14 слайд
Описание слайда:
Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления: - моделирование строящейся воспитательной системы; организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности; корректировку возникающих отношений в этом процессе; рациональное использование воспитательного потенциала среды.
15 слайд
Описание слайда:
Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: - создание комплексной программы воспитания, построенной на общечеловеческих ценностях; - формирование отдельных целевых программ; - разработка вместе с детьми общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении; - включение в планы воспитательной работы классных руководителей раздела, ориентированного на общечеловеческие ценности.
16 слайд
Описание слайда:
Говоря о системе воспитательной работы в школе-интернате,надо осознавать, что сегодня поиск возможностей компенсации «белых пятен» в воспитании и социальной адаптации детей, воспитывающихся вне семьи, от рождения и до их гражданского становления - это длительный и постоянный образовательный и воспитательный процессы. Задача нашего учреждения не только в том, чтобы четко представлять модель выпускника,но и в том, чтобы создать условия для развития и становления личности каждого воспитанника, взаимодействия личности и среды,способные обеспечить ему жизненный успех, самореализацию в той мере, на которую он способен, и которую в полной мере может обеспечить школа-интернат.
17 слайд
Описание слайда:
Примерная модель выпускника школы-интерната осознание себя как личности, индивидуальности (как свои умственные, физические, так и психические возможности), психо-эмоциональная устойчивость и гибкость, умение изменяться в изменяющихся обстоятельствах, умение ставить цели, строить жизненнье планы и проявлять волю в их достижении, способность быть ответственным и самостоятельным, знание и умение отстаивать свои права и выполнять обязанности, знание социальных отношений и умение в них действовать, широкий уровень интересов и способностей, позволяющий не только выбрать профессию, но и сделать свою жизнь содержательной и полезной не только для себя, но и других, умение общаться на разных уровнях: от деловых до интимно-личностных контактов, психо-социальная идентичность, овладение широким кругом бытовых навыков, экономическая компетентность, уважительное отношение к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение отстоять свою позицию среди окружающих его людей.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8 % всех детей), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Во многих педагогических источниках можно увидеть утверждения о том, что сегодня нужен «новый подход к пониманию процесса воспитания», или «свежий взгляд на воспитательное воздействие», или нужны «новые черты, присущие сегодняшнему педагогическому общению». Что же это означает для учителя-воспитателя?
Новый взгляд на воспитание с позиции культуры предлагает Н.Е. Щуркова с учётом того, что «наше общество осуществляет попытку войти в контекст общечеловеческой культуры». Сегодня в школе нагружается память учащихся, наращивается его эрудиция, но, к сожалению, не происходит самого главного - реального включения молодого человека в контекст культуры. Она предлагает учительству усвоить новую технологию общения, сочетающую в себе социальные ценностные требования и свободу выбора ребёнка как личности.
Профессиональное умение общаться с детьми - это значит: уметь реализовать функции открытости ребёнка на общение, оказывать ему помощь в общении, возвысить его поведение до уровня культуры. В.П. Созонов предлагает следующий подход к воспитанию: не от общества, а от ребёнка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена не от общественных потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который стремится понять себя, найти своё место в жизни, выразить, реализовать себя.
А.И. Малекова утверждает, что все точки зрения на современное воспитание можно объединить в две группы:
А) формирование личности и управление ею;
Б) гуманистическое обращение к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей и на этой основе - к социализации.
Поэтому современный педагог - воспитатель без осмысления вышеназванных подходов к процессу воспитания не может вести целенаправленный процесс по созданию условий для развития личности учащегося. Необходимо работать с реальным учеником, влиять на его индивидуальное сознание, ориентируясь не на внешние заданные параметры его воспитанности, а на его внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения и личностного роста. А для этого лучше всего использовать игровые, театрализованные, ситуативно-творческие методы и формы воспитательной работы, которые стимулируют активную деятельность учащихся, побуждают их размышлять, вести диалог, принимать решения. О формах и методах на современном уровне хорошо отражено в книге В.М. Лизиненко «Приёмы и формы в воспитании». Всё это создаёт предпосылки для становления творческой индивидуальности, личностного образа ребёнка.
Сегодня искусство воспитания основано на научно-теоретическом фундаменте, который наращивается методиками, технологиями. А затем и рекомендациями инструкциями, советами. Педагогу, воспитателю, прежде чем вести воспитательную работу, необходимо быть осведомлённым в приоритетных ценностях каждого воспитанника, которыми наполнена их жизнедеятельность, а для этого ему самому следует осваивать педагогику ценностей и смыслов.
Исследования учёных показали, что на первый план учащиеся ставят самореализацию и саморазвитие, доброжелательные отношения, взаимопонимание.
Сегодня педагогу предстоит продумать смысл и стратегию личностно ориентированного воспитания, целью которого является развитие интереса растущего человека в себе:
А) своему внутреннему миру, своему характеру, своим отношениям с людьми;
Б) развитие способности и умения понимать другого человека, заботиться о нём, сотрудничать с ним;
В) формирование способности делать жизненные выборы в интересах своего развития и помощи личностному росту других людей. (С. Д. Поляков) Сегодня важно подготовить «человека умелого и мобильного», способного относительно безболезненно вписаться в контекст современных цивилизационных процессов.
О.С. Газман предложил 5 направлений в воспитании: здоровье, общение, учение, досуг, образ жизни.
В итоге всех предложений предлагается использовать следующие направления: воспитание гражданина, развитие отношения к себе и окружающим людям, воспитание уважительного отношения к законам, воспитание бережного отношения к природе, воспитание носителя культуры, воспитание здорового образа жизни, воспитание труженика, приобщение к общественной жизни коллектива. Эти направления отражают реалии сегодняшнего дня и позволяют логически выстраивать систему воспитательной работы как в масштабе класса, так и в масштабе школы.
Сегодня актуальным стало составление целевых комплексных программ. Она составляется на основе анализа результатов своей деятельности в предшествующем году, видел не разрешённую проблему в работе с группой и составил целевую программу по реализации этой «кричащей» проблемы, которую нужно решить в ближайшей перспективе. Воспитатель, классный руководитель, посоветовавшись с группой, классом, может выбрать одну из целевых комплексных программ или предложить свою, а затем в течение учебного года развивать её со своими воспитанниками. Примерный перечень программ может быть следующим: «Экология», «Милосердие», «Миротворчество», «Я» в мире и мир в моём «Я», «Добро, Истина, Красота», «Родословие», «Отечество», «Культурное наследие», «Сознательная дисциплина» и другие.
Чтобы применение программ было оптимальным, важно себе ответить на вопрос, какое место она займёт в воспитательной работе: лидирующее, задающее основную линию воспитания или развивающее укрепляющее воспитательную работу, или дополняющее воспитательную работу новыми красками.
Возвращаясь к трудам Н.И. Диреклеевой нужно отметить, что примечательным в них является наличие диагностической программы по каждому из предполагаемых его направлений, что существенно упрощает деятельность воспитателя, классного руководителя. Диагностика в настоящее время должна занять одно из ведущих мест деятельности педагога-воспитателя, ибо она позволяет ему собрать необходимую информацию в сравнительно короткое время, определить уровень особенностей личностного качества учащегося, особенно наших детей с ОВЗ, наблюдать динамику духовного роста воспитанников, видеть промежуточные результаты своей деятельности и прогнозировать развитие изучаемого явления. Педагоги сегодня делают попытки составления своей программы педагогического диагностирования личности учащегося, его родителей, классного коллектива, выстраивая её в определённой системе, логике и последовательности, но, к сожалению, всё это удаётся далеко не всем. Это происходит по ряду причин, но одна из них наиболее существенная - недостаточное соблюдение логики деятельности воспитателя. «Необходимо, чтобы каждый воспитатель чётко осознавал свои функции в обслуживаемой им педагогической системе и определял, исходя из изложенного, логику своей деятельности». (Ю.П. Сокольников) Причём эта логика должна соблюдаться в тесном единстве в масштабе школы.
Следовательно, современному воспитателю, учителю нужно обладать логичностью мышления и постоянно работать над его развитием, совершенствованием, критически анализируя и оценивая себя как воспитателя. Чем более развита логичность мышления у педагога, тем быстрее и успешнее он овладевает научно-обоснованной логикой педагогической деятельности.
Современные концепции воспитания и их использование в педагогической деятельности.
Педагогам как профессиональным воспитателям необходимы сегодня представления о современных концепциях воспитания для того, чтобы произвести обновление и совершенствование воспитательной деятельности. К сожалению, внесение локальных или модульных изменений в воспитании не приносят желаемых результатов. Необходимы более существенные перемены в практике воспитания учащихся, которые осуществимы лишь при системной организации мышления и действий воспитателей и воспитанников.
В настоящее время нам известны следующие концепции воспитания учащихся:
1. Системное построение процесса воспитания. Педагогическое диагностирование учащихся.
2. Системно-ролевая теория формирования личности.
3. Формирования образа жизни, достойной Человека. Педагогические технологии в работе классного руководителя, воспитателя. Педагогическая техника учителя.
4. Воспитание ребёнка как человека культуры.
5. Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития.
6. Самовоспитание школьника.
7. Воспитание на основе потребности человека.
8. Воспитание как педагогический компонент воспитания ребёнка.
Концепция системного построения процесса воспитания.
В этой концепции восприятие рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития.
Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе.
Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям :
1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях.
2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями.
3. Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности.
4. Составление плана воспитательной работы по следующей схеме:
Общечеловеческие ценности |
Ноябрь 1-я неделя |
Ноябрь 2-я неделя |
Ноябрь 3-я неделя |
Ноябрь 4-ая неделя |
1. Человек |
||||
5. Культура |
||||
6. Отечество |
||||
Воспитательная система школы - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка
Автором концепции является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Воспитание он рассматривает как процесс человековедения (человековедение - вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.
Цель воспитания - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Задача воспитания - формирование у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учётом этапов развития личности.
Концепция «системное построение процесса воспитания» В.А. Караковского и других авторов предполагает обязательное изучение отдельной личности учащегося, его родителей, классного и школьного коллективов. Педагогическая диагностика позволяет определить уровень сформированности личности учащегося и проявление её индивидуальности (ход развития). Это даёт возможность постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми.
Концепция формирования образа жизни, достойной человека.
Создателем этой концепции является профессор Надежда Егоровна Щуркова. Образ жизни, достойной Человека - это бытие человека в мире, стремящегося к истине, добру и красоте.
Воспитание автор определяет как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, это нечто разумное, моральное, созидательное, способное творить и исполнять миссию человека.
В этом заключается триединство - разумного, духовного и творческого в жизни человека. Другими словами, жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Научить школьников искусству поиска смысла жизни, помочь ему не только в ситуации нравственного выбора, но и выбора лучшего себя - профессиональный долг истинного воспитателя.
Проповедуя диалогическое воспитание, автор рекомендует воспитателям организовывать размышления детей над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями и действиями. Это сообщения детей о том, что произошло с ними за последний час, день, месяц, четверть, год. Воспитатель, получая представления детей о жизни, объединяя разрозненные факты их жизни в нечто цельное, направляет их к поиску Истины, Доброты и Красоты.
Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьников. В программе определены педагогические задачи в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.
Современные воспитательные концепции прилагаются к данному докладу.
В теории и практике воспитания различают три основные цели:
1. Идеальная цель - это некий идеал, к которому стремятся общество, школа, педагог;
2. Результативная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося(, который планируется достичь за определённый промежуток времени;
3.Процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств ученика (учащегося).
В процессе целеполагающей деятельности воспитателя, классного руководителя каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива и спецификой условий его жизнедеятельности.
Права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Советы воспитателю и классному руководителю
Дети учатся у жизни! Помни!
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;
Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым;
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей;
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Система правил, реализуемых в гуманистически-ориентированном воспитательном процессе (по О.С. Газману)
Истинная самореализация педагога - в творческой самореализации ребёнка;
Ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;
Всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении, постоянном развитии;
Все трудности непринятия в поведении ребёнка преодолевай нравственными средствами;
Не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;
Дети - носители грядущей культуры; всегда критически соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - это конструктивный диалог культур;
Не сравнивай никого ни с кем, этически корректно сравнить можно только результаты действий;
Доверяя - не проверяй!
Признай право растущей личности на ошибку и не суди за неё ребёнка;
Умей вовремя признать свою ошибку;
Защищая ребёнка, учи его защищаться.
Скачать Чтобы скачать материал или !