1001-market.ru

Организация питания в детском саду: типичные нарушения. Правильная организация питания в группах (методические рекомендации) Заявки на питание в детском саду

Организация питания в ДОУ

ЭТИКЕТ – это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1 .Как сидеть за столом, как вести застольную беседу и что нельзя делать за столом .

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе.

Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

Не говорить пока во рту пища.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. Взрослые (младший воспитатель и педагог) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей (уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились). Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно. Если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание.Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

2. Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку .

Ложку держать в правой руке, подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом. На тарелку столовые приборы кладутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать.

Начиная со второй половины года во 2 младшей группе приучать детей пользоваться вилкой, в средней группе - пользоваться ножом. Салаты есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке. Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки капусты, лука. Необходимо объяснять им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках всё съедобно. Необходимо приучать есть гущу вместе с жидкостью.

Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки: курицу, рыбу, сосиску, суфле. Учить детей отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию надо только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Сосиски, сардельки в младшей группе подавать в разрезанном виде, с 4 до 7 лет дети разрезают их сами. Также подавать в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками; макароны, картофельное пюре, омлет, котлету – только вилкой; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом; ягоды в компоте – чайной ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце, ложку в стакане не оставляют; хлеб не откусывают, а отламывают руками, суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска, правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Хлеб надо класть на середину стола в хлебницы, нарезав его на небольшие куски (20-25 г). Брать хлеб из общей хлебницы учить детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз.. Пирожки, ватрушки, печенье, пряники ставить на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учить детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним, пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в рук, чай пьют как обычно)

Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. Бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую.

Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

Бокал без ручки, стакан берут ниже к донышку.

СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКОМ САДУ

В группах раннего возраста продукты выдаются порционно . На хлебницы выкладывается хлеб к каждой смене блюд. Первое блюдо подаётся каждому ребёнку отдельно, по мере съедания первого подаётся второе.

Не позволяйте ребёнку раннего возраста играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Организовать мытьё рук, надеть нагрудник и только после этого усадить его за стол.

После еды не выпускайте малыша из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками - они всегда должны быть на столе.

Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом.

В дошкольных группах стол сервируется так:

ЗАВТРАК - на середину ставят хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки (в зависимости от блюда). Вилка - с левой стороны, нож - справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Тарелки складывают друг на друга и оставляют на краю стола.

ОБЕД - стол сервируют так же, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Дежурные разносят тарелки с салатом, воспитатель приглашает детей за столы. По мере съедания детьми салата, младший воспитатель разливает суп, разносить помогает воспитатель. Дежурные к этому процессу не допускаются. Категорически запрещается оставлять использованную посуду, во время обеда необходимо приучать детей не отставлять на середину стола грязную тарелку: это загромождает стол и создаёт некрасивый вид. Их тут же убирают младший воспитатель и дежурные дети. Второе блюдо подают по мере съедания первого, помогает разносить воспитатель и младший воспитатель. Тарелки после второго складываются одна в одну на краю стола, дежурные их убирают, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

ПОЛДНИК - стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

УЖИН – стол сервируют также, как и к завтраку, кроме масла.

Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по организации питании в группах

Условия воспитания положительного отношения к еде:

удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);

постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Организация дежурства

Общие требования:

Дежурство носит характер поручений;

Единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

Обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

Назначают по 1 дежурному для каждого стола (младший, средний возраст); 2 дежурных на все столы – старший возраст.

Поощрение и благодарность за помощь;

младший возраст:

- к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

Раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

средний возраст:

Сервировка стола под руководством взрослого;

Уборка использованных салфеток;

Уборка грязной посуды с детских столов в определённое место.

старший возраст:

Сервировка стола (самостоятельно и под присмотром взрослого);

Размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

Уборка грязной посуды и использованных салфеток, очистка столов от крошек.

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Как вести себя за столом.

Не сиди, развалившись.

Не клади ногу на ногу.

Не шаркай ногами, не разговаривай.

Не вертись, не толкай товарища.

Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.

Кусай хлеб над тарелкой.

Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.

Правильно держи вилку, ложку и нож.

После еды положи ложку и вилку в тарелку.

Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.

После еды полощи рот.

Питание детей играет одну из главных ролей в их полноценном развитии и здоровье, поэтому к тому, как дети питаются, предъявляются особенно строгие требования. Рацион ребенка должен быть разнообразным, включать свежие, натуральные продукты и обеспечивать полностью потребности ребенка в питательных и полезных веществах.

Какие требования к питанию детей предъявляет закон

Вопросы питания детей в детских садах, регулируются рядом нормативных актов, ключевым из которых можно назвать СанПиН 2.4.1.3049-13. Питание дошкольников должно быть организовано в соответствии с требованиями этого документа. Он устанавливает объем порций, дневную калорийность и питательную ценность рациона ребенка, а также состав блюд и распределение питательных веществ между приемами пищи.

СанПиН регулирует режим питания дошкольников, содержит требования к качеству продуктов и блюд, их упаковке и маркировке, а также условиям хранения, перевозки и приготовления.

Питание в детских садах должно быть организовано при участии технолога, а также медсестры, которые составляют технологические карты на приготовление всех блюд. Технолог и медсестра, вместе с директором детского сада, также отвечают за контроль качества продуктов и готовых блюд, которые поступают в учреждение от поставщиков, и соблюдение поставщиком правил хранения и перевозки продуктов и блюд.

Как организовать питание дошкольников

В рационе ребенка обязательно должны присутствовать:

  • рыба, мясо, птица;
  • злаки (каши, белый и черный хлеб);
  • бобовые, орехи;
  • растительные и животные жиры;
  • свежие и приготовленные овощи;
  • фрукты и ягоды;
  • яйца;
  • молоко, молочные и кисломолочные продукты, сыр.
  • на первый завтрак детям предлагаются молочные каши с фруктами или сухофруктами, блюда из творога, омлет или запеканка либо овощное блюдо, а также горячий напиток;
  • второй завтрак, как правило - это горячий напиток и что-то легкое, например, яблоко, запеканка и т.д.;
  • обед является основным приемом пищи и состоит из первого блюда - супа, горячего блюда из мяса, рыбы или птицы с гарниром из каши, овощей, картофеля или бобовых, и напитка (компот, сок, кисель);
  • полдник включает в себя напиток и выпечку без крема либо творожную или крупяную запеканку, молочную кашу, фрукты или ягоды.

Меню составляется на 10 дней.

Правила организации питания в детских садах

Для разных возрастных групп разрабатывается разное меню, также различаются составы меню по сезонности. Так как при организации питания детей отдается предпочтение сезонным продуктам, характерным для конкретной местности, то зимнее и весеннее меню будет отличаться от летнего и осеннего.

Детский сад может самостоятельно готовить блюда для детского питания, либо пользоваться услугами комбинатов питания и организаций общественного питания (например, заказывать готовые блюда по договору в кафе или столовой). При этом все требования, которые устанавливает СанПиН, поставщиком готовых блюд должны соблюдаться - в том числе должны быть разработаны в установленном порядке технологические рецептурные карты и 10-дневное меню.

Кто контролирует организацию питания в детских садах

Первичный контроль питания дошкольников проводится администрацией детского сада - директором, медицинским работником и технологом.

Для проверки качества контроля и организации питания детей могут создаваться комиссии, в которые входят представители муниципальных надзорных и исполнительных органов, а также общественных организаций, родители и пр.

Вышестоящим органом, контролирующим питание дошкольников в детсадах, является Роспотребнадзор. В случае нарушений со стороны администрации детского учреждения и/или поставщика (продуктов или готовых блюд), к нарушителю могут применяться санкции - требование устранить нарушение, административный штраф, приостановление деятельности. В случае причинения вреда здоровью и жизни детей, вследствие нарушения, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Читайте другие наши статьи:

Новые упаковочные решения
Мясная гастрономия

В Волгограде увольнение грозит 800 работникам детских садов.

Волна так называемой оптимизации, столь агрессивно и беспощадно искромсавшей медицинскую сферу в Волгоградском регионе, останавливаться не намерена. Скорее, ее даже можно сравнить с цунами, разрушающим все на своем пути. Вслед за введением аутсорсинга в школах — передачей прав на обеспечение питанием ребят в руки сторонних организаций — в Волгограде решили оптимизировать и питание в детских садах. Проект всерьез обсуждается городской думой…

Решения о сокращении…

На днях в Волгоградской гордуме на заседании рассмотрели проект решения «Об утверждении положений об организации питания в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда». Другими словами, будет введена система аутсорсинга. Кстати, что означает это новомодное слово?

«Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing — использование внешнего источника и/или ресурса) — передача организацией, на основании договора, определенных видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области. В отличие от услуг и поддержки, имеющих разовый, эпизодический или случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работы отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года)».

Проще говоря, теперь всеми средствами, отведенными на питание детишек, будет распоряжаться одна-единственная компания, и готовить пищу для малышей станут не родные детсадовские повара, а сторонние организации.

Детские сады должны будут заключить договоры с поставщиками услуг по организации питания сроком на один год и предоставлять в их полное распоряжение помещение пищеблока с оборудованием.

Также исполнителей контрактов должны безвозмездно обеспечить энергией, холодным и горячим водоснабжением, отоплением. Даже вывоз отходов возлагается на руководство дошкольных образовательных учреждений.

Соответственно, количество штатных единиц в детсадах будет сокращено. По предварительным данным, под увольнение попадут порядка 800 человек.

Заседание комитета по образованию гордумы по этому поводу состоялось в понедельник, 7 ноября. На совещание пришли не только депутаты, но и чиновники, сотрудники КСП. И почти все участники сошлись в том, что аутсорсинг — «это хорошо». В первую очередь для бюджета.

«Сегодня детские сады покупают продукты разрозненно и зачастую по ценам существенно выше оптовых. Централизация даст экономию в 20—30 процентов», — заявили свое мнение магистры финансов.

Еще один аргумент: школы, мол, уже шесть лет на аутсорсинге и нареканий на организацию питания у них нет. Серьезно? А у кого конкретно нет нареканий, хотелось бы спросить? У компании, работающей на аутсорсинге? Скорее всего, да, у них нет нареканий. Неплохие деньжата зарабатывают.

А вот школьники жалуются: пища стала невкусной, в основном это полуфабрикаты, каши практически не осталось, только сосиски и сардельки, к тому же еда практически всегда холодная.

Однако народные избранники, поразмыслив, внесли для проформы пару поправок в проект, да и согласились с доводами чиновников. Так что вопрос решится положительно уже на ближайшем заседании гордумы. А пока самые активные волгоградцы устраивают пикеты против подобной реформы в детских садах. Тем не менее пикеты эти, увы, малочисленные. Да и дадут ли они хоть какие-то результаты? Разве у нас когда-то обращали внимание на обычных людей, их нужды и беды? Не припоминаются такие случаи…

За разъяснением ситуации мы обратились к местным депутатам.

Лидия Попова, депутат Волгоградской городской Думы:

«Да, я в курсе этой проблемы. В связи с введением новой системы организации питания к сокращению планируется значительная часть сотрудников детских садов. И это, безусловно, катастрофа для многих людей, десятками лет работающих на одном месте. Однако душа болит в данном случае не за взрослых, они все-таки как-нибудь разберутся с этим, а за детей. Как введение новой системы повлияет на качество питания? В какую сторону изменится рацион? В чем малышам станут привозить еду? И не получится ли так, что будут закупаться некачественные продукты в угоду экономии? Со всем этим нужно детально разбираться. Мое мнение таково: если нет весомых причин изменять хорошее, то зачем принимать мнимое лучшее? Я буду выступать против проекта».

Алексей Михеев, депутат Волгоградской областной Думы:

«На мой взгляд, в каждом решении должен быть смысл. Есть ли логичное объяснение ситуации в данном случае? Я не увидел. Введение системы аутсорсинга в детских садах повлечет за собой увольнение нескольких сотен человек. В детсадах в качестве поваров трудятся в основном немолодые женщины или пенсионерки. За такие копейки больше никто работать не будет. Куда пойдут все эти люди? Ведь не секрет, что сегодня в Волгограде найти работу тяжело даже молодым специалистам. Оставлять всех этих людей без средств к существованию и без альтернативы кощунственно.

Остается только надеяться, если проект все же будет принят, что вносимые изменения ни в коей мере не сэкономят на детях и переход на работу с единым оператором, как уверяют коллеги из гордумы, позволит, напротив, за счет четкой и понятной логистики улучшить контроль за качеством питания, а также повысить безопасность этого питания для детей. Хотелось бы верить, что так, но идею я не поддерживаю».

Кто следующий?

Редакция «Областных вестей» попробовала выяснить ситуацию изнутри, обзвонив несколько детских садов. Однако две заведующие от разговора воздержались, посетовав на то, что они не уполномочены комментировать ситуацию — все вопросы задавайте выше. Две другие и вовсе молча положили трубку…

Назревает вопрос: что будут оптимизировать в следующий раз? Нянечек или сразу уж воспитателей?

Контроль питания в детском саду

А затем и до учителей можно добраться. И то верно, чего это у нас разделение такое, младшие классы, старшие, пусть уж все вместе собираются и учатся. Тогда, глядишь, можно еще пару тысяч педагогов сократить. Только поможет ли такая экономия вытащить регион из той глубокой… ямы, в которой он сейчас пребывает?

Вопрос риторический.

Подготовила Таша Бережная.

Комментарии посетителей

Аноним (гость),

Нужно кормить наше правительство так, как оно кормит нас….Нужно им дать питание по аутсорсингу, как у детей в детских садах, зарплату - как у пенсионеров пенсия…. а премии как оклад у бюджетника…. Вот тогда жить простому народу будет лучше!!!

Виктор (гость),

Можно сказать по-русски: привозное питание, как в полевых условиях кормят бойцов: придет кухня?. Здесь надо рассматривать вопрос просто, что кто-то хочет заниматься бизнесом в области питания детей в детских садах. Хорошее дело. Самое главное, чтобы не срывать больший куш, чем планировалось. Это вскроется почти сразу… Почему много крика: я думаю, что взрослые питались хорошо, а теперь они тоже попадут в аут… Питание детей в детсадах можно решить и за счет родителей, отказавшись от аута. Частные садики давно питают детей за счет родителей…

Меню и режим питания в детском саду

Поставка продуктов питания в детские сады

Организация питания детей в детских садах регулируется рядом нормативных актов, центральным среди которых является СанПин 2.4.1.3049-13. Он устанавливает основные требования, которые предъявляются к продуктам питания и блюдам, а также устанавливает нормы питания для детей.

Основные правила

СанПин 2.4.1.3049-13 рекомендует установить график питания для детей, состоящий из 4 приемов пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник. Питание организуется по 10-дневному меню, различному в зависимости от сезона и от возрастных групп детей. Для всех блюд выпускаются технологические карты, которые составляет технолог, а меню разрабатывается технологом и/или медсестрой детского сада.

Главным правилом питания дошкольников является максимальное разнообразие и наличие всех необходимые питательных веществ, микроэлементов и витаминов в рационе детей. Поэтому в их рационе обязательно должны присутствовать рыба, мясо, молоко и кисломолочные продукты, а также яйца, злаки и крупы и блюда из них, бобовые, фрукты и овощи, натуральные животные и растительные жиры и т.д.

СанПиН 2.4.1.3049-13 регулирует график питания детей, устанавливает примерную калорийность и питательную ценность, а также примерный состав и объем каждого приема пищи для ребенка.

Организация поставки продуктов питания в детские сады

Бюджетные сады выбирают поставщика в результате тендера, частные учреждения могут заключать договоры с поставщиком, которого выбирают сами. Поставщик может быть как один на весь перечень продуктов, так и отдельный - на каждый продукт. Детский сад может заключить договор на поставку не только продуктов питания, но и готовых блюд (например, частный детский сад, не имеющий собственного комбината питания, может заключить договор на поставку готовых блюд с кафе или столовой).

Поставщик продуктов для детского сада отвечает за их качество, безопасность и соответствие санитарным требованиям.

Организация питания в детском саду

Детский сад, в свою очередь, обязан контролировать соблюдение поставщиком требований законодательных актов и нормативов. Качество питания в детских садах контролируется также надзорными органами и специальными комиссиями.

Все продукты должны иметь сертификаты качества и ветеринарные справки. Кроме того санитарные справки должны быть на все транспортные средства, использующиеся для доставки, водитель и сопровождающие должны иметь санитарные книжки. Прием продуктов питания в детском саду производит кладовщик и медицинская сестра. Администрация детского сада проверяет соответствие поставленных продуктов и блюд всем необходимым требованиям и отмечает результаты проверки в специальных журналах.

Если поставка продуктов питания в детский сад организована с нарушениями

Поставщик продуктов питания для детского сада может допустить нарушения на любом этапе поставки - от закупа продуктов, их маркировки, упаковки, качества и срока годности установленным нормативам, допущения недовеса или излишком поставленных продуктов и пр., до соблюдения правил хранения и транспортировки. Все нарушения, выявленные администрацией детского сада или проверяющей комиссией, фиксируются в актах. По результатам проверки могут быть проведены дополнительные проверки с участием Роспотребнадзора и других надзорных органов. Санкции, применяемые к нарушителям, могут быть достаточно серьезными - от штрафа и расторжения договора до административной ответственности.

Читайте другие наши статьи:

Поставщики чая из Китая
Продажа стеклотары

Услуга по доставке в детский сад питания становится все более популярной, особенно в частных учреждениях, где самостоятельная готовка исключена. рганизовать питание в детском саду — это очень важное и ответственное задание. Все чаще молодые мамы отдают предпочтение частным детским садам, и это не удивительно.

Организация питания в детском саду: отвечает заведующий

Ведь выстоять положенную очередь в государственный сад не всегда удается, а за качество питания вообще сложно что-то говорить.

Как организовать питание в детском саду?

Питание детей — это очень серьезное занятие и каждый частный сад должен быть готов к решению этого вопроса. В данном вопросе готовы помочь кейтеринговые компании, которые профессионально занимаются приготовлением и доставкой обедов.

Детское меню кардинально отличается от стандартного обеда взрослого человека, помимо этого на все продукты из которых готовятся блюда для воспитанников детского сада должны быть специальные документы.

Поступающие продукты в детское учреждение должны иметь следующие сертификаты с уточнением следующих данных:

  • название продукта;
  • производитель продукта;
  • место изготовления;
  • требования ГОСТ, согласно которым изготовлен продукт;
  • дата и время изготовления, конечный срок возможного употребления.

Также существует ряд продуктов, которые недопустимы в детском меню, среди них:

  • консервированная кукуруза;
  • замороженное мясо (разрешено только охлажденное);
  • филе сельди;
  • приготовление каши на основе сгущенного молока, его использование допустимо только при подачи десерта.

Со всеми этими нюансами не всегда знаком персонал частного детского сада, как раз в этих вопросах вам готовы помочь кейтеринговые компании, которые точно знают все нормы детского питания.

Преимущества доставки питания в детский сад

Опыт работы кейтеринговых компаний позволяет точно знать дозволенные нормы питания в детских садах. Поэтому вы можете быть уверенны в качестве поставляемой продукции. Преимущества доставки питания:

  • разнообразное, вкусное меню;
  • 100% качество продуктов и наличие всех необходимых сертификатов на продукты;
  • грамотно организованная доставка в специальных контейнерах, что позволяет сохранить необходимую температуру пищи за время транспортировки;
  • приготовление блюд согласно всем санитарно-эпидемиологическим правилам и ГОСТу.

Множество нюансов, относительно качества питания и наличия разрешительных документов во многих случаях ставит под сомнение организацию частного детского сада. На сегодняшний день, эту проблему помогают решить кейтеринговые компании. Поэтому услуга по доставке в детский сад питания стала доступной и приемлемой.

Организация питания в детском саду в Москве - это основа физического и умственного развития ребенка в частности и воспитания здоровой нации в целом.

В чем польза правильной организации питания в детском саду?

Питание и прочие события в жизни дошкольника четко регламентированы государственными нормами. И здесь не может быть двух мнений: поставка готового питания в детский сад - необходимое условие для того, чтобы реализовать рациональное, сбалансированное и витаминное меню на столах у дошкольников, которым меньше 6 лет. А причина такой категоричности в том, что предложенная муниципальными властями зарплата для поваров детского сада исключает работу в таких заведениях профессионалов. И в этом случаи родителям нужно подсуетиться, сделав выбор в пользу:

  • полноценного;
  • натурального;
  • рецептурного;
  • вкусного питания.

Полноценным оно будет потому, что питание должно состоять из нескольких блюд - горячих супов, мясных и рыбных продуктов, круп, овощей, фруктов, хлебо-булочных изделий и молочной продукции. Вообще всего, что влияет на формирование здоровья подрастающего поколения. Натуральность обеспечивается за счет использования экологически чистых продуктов.

Соблюдение соответствия пропорций и технологичной последовательности приготовления пищи позволит не переживать за пищеварительную систему крошек. А наличие вкусной еды в садике позволит родителям сэкономить дома. В свете перечисленных факторов доставка еды в детский сад - важный фактор формирования высокого качества питания дошкольников.

Решение организационных вопросов

По причине отсутствия грамотных кадров в вопросах приготовления еды в дошкольных учреждениях и отсутствия персональной ответственности руководства за качество продуктов питания, есть смысл по-иному взглянуть на этот процесс. Так как все закупочные тендеры проводят власти города, заведующая садиком не может фактически отвечать за качество услуг поставщиков. Поэтому большинство скандалов с отравлениями просто заминаются.

Родители, которых гложет вопрос обеспечения питания деток, могут проявить инициативу и заключить договор на заказ еды в детский сад оптом.

Правила организации питания в детском саду в 2018 году

И не нужно переживать, что договор необходимо сразу заключать на длительный срок. В среде опытных поставщиков, таких как мы, имеется возможность заключить пробный договора - на несколько дней или недель. И внимательный родитель сразу отметит перемены:

  • у ребенка нормализуется стул;
  • он станет более энергичный;
  • снизится количество капризов.

Все это последствия здорового и правильного питания, если коллектив родителей выберет хорошего поставщика.

Преимущества заказа у нас

Одна из главных задач нашей компании - доставка обедов в детский сад, что реализуется посредством:

  • работы в нашем коллективе профессиональных поваров;
  • использования натуральных и необходимых для полноценной жизни ингредиентов;
  • возможности доставки в некоторые заведения области.

Мы работаем для реализации конституционного права юных граждан на здоровье и жизнь. Обращайтесь.

Еще статьи по теме

Привозное питание в детских садах

Организация питания в ДОУ

Условия питания овоспитанников ДОУ

Одним из важных направлений деятельности МДОУ ДС № 21 является организация качественного питания воспитанников.

Основным принципом питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами

Питание детей организовано на базе пищеблока дошкольного учреждения, работающего на сырье. Доставка продуктов осуществляется по заключённым договорам, специализированным автотранспортом поставщика.

В ДОУ организовано 5-х разовое питание, обеспечивающее потребность детского организма в пищевых веществах и энергии. Детский сад работает по 10-ти дневному цикличному меню и технологическим картам по приготовлению блюд питания для детей.

В меню представлены рационы зима - весна (1 квартал), весна - лето (2 квартал), лето-осень (3 квартал), осень - зима (4 квартал).

Старшая медицинская сестра ежедневно составляет меню и следят за правильной обработкой и закладкой продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, осуществляют контроль за качеством и правильностью хранения продуктов, соблюдением сроков их реализации, следят за санитарным состоянием пищеблока.

Организация питания детей в группах

Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается в:

·создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

·формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующей ДОУ. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:

·промыть столы горячей водой с мылом;

·тщательно вымыть руки;

·надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

·проветрить помещение;

·сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, организация питания.

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.

В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены.

Мероприятия проводимые в детском саду:

·Поступление продуктов питания и продовольственного сырья только с сертификатами;

·Имеется журнал скоропортящихся продуктов, в которых указывается срок годности продуктов;

·Производится обработка продуктов питания: мяса, яиц, фруктов и овощей, банок;

·Для приготовления пищи используются только разрешенные продукты

·Ежедневно ведется бракераж готовой продукции.

Организация питьевого режима

В нашем детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных правил.

Питьевой режим в группах обеспечивается через кипячёную воду, обеспечивая тем самым бесперебойное удовлетворение детей в жидкости.

Питание рассматривают одним из основных факторов внешней сре­ды, определяющих нормальное развитие ребенка.Жизнедеятельность детского организма протекает с большим расходом энергии, которая восстанавливается за счет веществ, поступающих с пищей, поэтому пра­вильное питание оказывает самое непосредственное влияние на рост, состояние здоровья и гармоничное развитие ребенка.

Основные принципы организации питания в ДОУ

  • Адекватная энергетическая ценность рационов.
  • Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым
    пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и
    жирные кисло!ы, различные классы углеводов, витаминов, минераль­
    ных солей и микроэлементов.
  • Максимальное разнообразие пищи
  • Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и
    блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохран­
    ность исходной пищевой ценности.
  • Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе неперено­
    симость ими отдельных продуктов и блюд).
  • Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания,
    включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеб­
    лока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хране­
    нию, приготовлению и раздаче блюд.

ПРОДУКТЫ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ ПИТАНИИ

В правильном питании детей дошкольного возраста ис пользуют ши­рокий спектр продуктов. Наиболее важными считают молоко и молоч­ные продукты, мясо, рыбу и другие.

Молоко считают одним из основных и необходимых продуктов питания. Ребенок должен получать его не менее 500-600 мл/сут. Часть суточной нормы молока желательно давать в виде кисломолоч­ных продуктов (кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин и др.), ; оказывающих благоприятное действие на процессы пищеварения. Из других молочных продуктов ежедневно должен быть в рационе све­жий творог, его можно употреблять через 1-2 дня в большем обьеме. В набор для детей от 1,5 до 3-х лет также входит новый для них про­дукт - неострые сорта сыра, которые богаты жиром, солями кальция и фосфора.

В наборе продуктов у детей 2-3-х лет жизни постепенно увеличива­ют количество мяса. Для этого обычно используют говядину и теляти­ну, можно готовить нежирную свинину, молодую баранину, мясо кро­лика, курицы. Особенно полезны для растущего организма субпродук­ты (печень, мозги, сердце, язык), содержащие ценные микроэлементы (железо, фосфор, медь, кальций). До трехлетнего возрасча нельзя да­вать ребенку мясо утки, гуся, до двухлетнего - сосиски, колбасу, сар­дельки, так как во всех этих продуктах содержится большое количество трудноусваиваемых жиров.

В продуктовый набор должна входить рыба. Белки, содержащиеся в рыбе, легче перевариваются и усваиваются в организме, чем белки мя­са. Для питания пригодны многие виды морских и речных рыб, исклю­чением могут быть жирные и деликатесные сорта. Мясо или рыбу необ­ходимо включать в меню ребенка ежедневно.

Потребность детей в углеводах в основном следует удовлетворять за счет овощей и фруктов. В суточный рацион ребенка дошкольного возрас­та желательно включать до 500 г различных овощей (при этом доля карто­феля составляет не более половины), 150-200 г свежих фруктов и столь­ко же натуральных фруктовых или овощных соков. Фрукты и овощи слу­жат источником почти всех витаминов и микронутриентов, необходимых ребенку, содержат растительный белок, органические кислоты, ферменты Сырые овощи и фрукты необходимо давать в виде салатов, соков При от­сутствии свежих фруктов и овощей можно использовать свежезаморо­женные, консервированные продукты, консервы для детского питания.

Набор продуктов должен содержать хлеб различных сортов. Ребен­ку дошкольного возраста достаточно 150-170 г хлеба в сутки, в том чис­ле не менее 50-60 г ржаного. Общее количество круп, в число которых входят бобовые и макаронные изделия, для детей этого возраста не должно нревыша!ь 40-50 r/сут. Если до 1,5 лет используют в основном манную, гречневую, овсяную, рисовую крупу, то после 2-х лет необхо­димо дополнительно включать в рацион другие крупы, такие как пше­ничную, ячневую, кукурузную, перловую. Потребность ребенка 1-3 лет в сахаре составляет 40-50 г, 4-6 лет - 50-60 г.

Хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар и овощи включают в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) - 2-3 раза в неделю.

СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ

Рациональное питание детей в детских учреждениях требует пра­вильно организованного меню и сбалансированных норм потребления пищевых веществ и энергии, представленных в табл. 6-4.

Наиболее оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов в рационах детей дошкольного возраста считают 1:1:4. Нарушение этого соотношения, как в сторону уменьшения, так и увеличения одного из компонентов приводит к разбалансированности питания, что может вызвать различные нарушения в состоянии здоровья ребенка.

Для детей дошкольного возраста животные белки должны состав­лять не менее 65% от общего количества белков в рационе, раститель­ные жиры - примерно 15% от общего количества жиров. Не менее ва­жен и качественный состав углеводов, которые делят на легко усваива­ющиеся моно-, ди- и полисахариды. Пектиновые вещества и клетчатка регулируют деятельность кишечника.

Таблица 6-4. Суточные нормы потребления пищевых веществ и энергии для дошкольников

В дошкольных учреждениях должны использовать примерные 7- или 10-дневные меню, разработанные для летне-осеннего и зимне-ве­сеннего периода, отдельно детям раннего и дошкольного возраста и в за­висимости от длительности пребывания в ДОУ. Для того чтобы в отдельные дни дети не получали чрезмерного или недостаточного коли­чества белков, жиров и углеводов, меню должно быть просчитано по со­держанию в нем пищевых ингредиентов.

На основании примерного 10-дневного меню, которое составляют с учетом национальных и территориальных особенностей питания насе­ления, составляют меню-требование установленного образца, с указа­нием выхода блюд для детей разного возраста.

Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомен­дуют включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты при соблюдении сроков их реализации В эндемичных по йододефициту районах используют йодированную поваренную соль.

Меню составляют накануне, и изменению оно не подлежит. Завтрак готовят по численности детей, присутствующих в детском саду накану­не. Обед и ужин готовят в соответствии с численностью детей на дан­ный день (на основании утренних рапортичек о количестве детей в каж­дой группе за подписью воспитателя).

Выдачу готовой пищи детям следует проводить только после снятия пробы и записи медработником в специальном бракеражном журнале оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче В журнале необходи­мо отмечать вкусовые качества каждого блюда, а не рациона в целом, и указывать соответствие веса и объема раздаваемых блюд количеству, приведенному в меню. В группах пищу детям необходимо распределять в соответствии с объемами, полагающимися им по порционнику, в ко­тором указано, какое количество пищи, положено получать детям того или иного возраста.

Ежедневно необходимо оставлять суточную пробу готовой продук­ции. Отбор и хранение суточных проб находятся под постоянным конт­ролем медицинских работников Суточные порционные пробы отбира­ют в полном объеме, 1 блюдо и гарниры - не менее 100 г с целью мик­робиологического исследования при неблагополучной эпидемиологи­ческой ситуации Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в тече­ние 48 ч в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре 2-6 «С. Контроль правильного отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник

Детям старше одного года, в отличие от детей первого года жизни, питание назначают не индивидуально, а целой группе детей одинаково­го возраста. При составлении детского рациона необходимо следить за достаточным разнообразием блюд, не допуская повторение одного и то­го же блюда не только в один, но и ближайшие дни.

Составление суточного рациона ребенка лучше всего начинать с обе­да, в состав которого обычно входит максимальное количество мяса или рыбы, а также значительная часть овощей и масла. Оставшиеся продук­ты, общее количество которых на текущие сутки определяют с ориента­цией на рекомендуемые возрастные нормы, распределяют между завт­раком, ужином и полдником.

ОБЕД

  • Закуска, лучше в виде салата из сырых овощей. Для улучшения
    вкуса в салат можно добавить свежие или сушеные фрукты (яблоки,
    чернослив, изюм). Салат следует заправлять растительным маслом.
  • Не слишком объемное первое горячее блюдо и полноценное высо­
    кокалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, составленное пре­
    имущественно из овощей. Вторые блюда готовят из мяса, рыбы в виде
    котлет, биточков, гуляша, в отварном или тушеном виде. Гарнир можно
    готовить из картофеля, овощей, круп, макаронных изделий.
  • В качестве третьего блюда лучше всего использовать фруктовый
    сок, свежие фрукты, компот, кисель из свежих или сухих фруктов.
    Можно использовать консервированные компоты, плодоовощные соки
    и пюре для детского питания, витаминизированные напитки.

ЗАВТРАК

На завтрак детям дошкольного возраста можно давать различные ка­ши. При зтом необходимо обеспечивать разнообразие круп. Кашижела-

тельно готовить с овощами или фруктами (морковью, тыквой, яблока­ми, сухофруктами) Молочные каши следует чередовать с блюдами из различных овощей в виде овощных рагу, запеканок, котлет, салатов. Ес­ли на завтрак дают кашу, то на ужин обязательно должны быть овощи. Кроме каш и овощных блюд, на завтрак и ужин рекомендуют различные блюда из творога, особенно в сочетании с фруктами и овощами. На завт­рак желательно давать блюда из мяса или рыбы (сосиски, сардельки 1-2 раза в неделю, отварную или жареную рыбу), а также блюда из яиц. В качестве питья лучше всего использовать горячее молоко или кофей­ный напиток на молоке, в редких случаях чай с молоком. Хорошим до­полнением к утреннему завтраку или ужину служат свежие фрукты и овощи (салагы).

ПОЛДНИК

Он обычно состоит из какого-либо кисломолочного пани пса (кефир, простокваша, биолакт, йогурты и др.) и хлебобулочных или кондитерс­ких изделий. Вместо кисломолочного продукта можно д<ш> ребенку свежее молоко. Желательно в состав полдника включать различные свежие ягоды и фрукты.

УЖИН

Детям дошкольного возраста можно давать различные каши, в каче­стве питья более рационально предлагать кефир или другой кис ломо-лочный напиток, который также можно давать через 1,5-2 ч мосле ужи­на, перед сном.

В питании детей в ДОУ категорически запрещаемся использование грибов; фляжного (бочкового) молока без кипячения, фляжного творо-i а и сметаны; консервированного зеленого горошка без i ермической об­работки, кровяных и ливерных колбас, яиц и мяса водоплавающих птиц, рыбы, мяса, не прошедшего ветеринарный кон i роль, консервиро­ванных продуктов домашнего приготовления в герметической упаков­ке, консервов в банках с нарушением герметичности, бомбажных, с ржавчиной, деформированных, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты, загрязненные различными примесями и зараженные амбарными вреди­телями; овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили.

Не следует использовать в питании детей специи, острые блюда, пи­щевые добавки искусственного происхождения: продукты, содержащие п своем составе пищевые добавки (синтетические ароматизаторы, кра-с и гели) искусственного происхождения, в том числе безалкогольные

газированные напитки, кондитерские изделия, жевательную резинку, чипсы и др.; закусочные консервы - маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки), кулинарные жиры; сливочное масло жирностью ниже 72%; копчености; майонез, перец, горчицу, хрен, уксус, острые соусы, натуральный кофе.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Большое значение для сохранения аппетита детей имеет правильная организация общего режима дня и питания. Под правильным режимом питания понимают также количественное и качественное распределение продуктов в течение суток. В ДОУ с десятичасовым пребыванием детей организуют трехразовое питание с усилением полдников, с двенадцати­часовым - четырехразовое; с круглосуточным - пятиразовое с дополни­тельным ужином перед сном; с только ночным пребыванием - однора­зовое (ужин) Для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (3-4 ч) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник) в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня), при этом рацион питания должен обеспечивать не менее 15-25% суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Прини­мать пищу для дошкольников рекомендуют 4 раза в сутки, в некоторых случаях (санаторных и оздоровительных учреждениях) - 5 раз.

Соблюдая установленный режим питания, очень важно не давать ре­бенку какую-либо пищу в промежутках между кормлениями. Это каса­ется так называемых «фруктовых» завтраков Более целесообразно все фрукты и соки давать ребенку в обычные часы приема пищи

Детям с недостаточным или избыточным весом питание необходимо назначать индивидуально. Качественную коррекцию рациона в виде до­полнительного введения таких продуктов, как молоко, творог, яйца, мя­со, печень, прежде всего, необходимо проводить ослабленным детям с плохим аппетитом, съедающим малое количество пищи. В период адап­тации потребность в белке возрастает на 10-15%. Процесс еды следует организовать так, чтобы у детей возникло положительное отношение к нище Обстановка в столовой должна быть спокойной, ничто не должно отвлекать ребенка от еды. Следует заинтересовать ребенка едой, разго­варивая о приятном вкусе и виде приготовленных блюд. Это вызывает отделение пищеварительных соков еще до приема пищи и способствует лучшему усвоению пищевых веществ.

ОЦЕНКА ПИТАНИЯ

Наиболее обьекшвными показателями обеспечения детей рацио­нальным питанием считают хорошее общее состояние ребенка, соответствие его физического (табл. 6-5, 6-6) и нервно-психического развития возрасту, положительное эмоциональное состояние, достаточная актив­ность, хорошая резистентность к заболеваниям.

Из параметров физического развития определяют массу тела, длину и окружность грудной клетки. Измерение этих показателей осущес­твляют у детей от 1 -го года до 3-х лет один раз в квартал, у дошкольни­ков - один раз в 6 мес Оценку нервно-психического развития в ДОУ детей по возрастным показателям проводят в декретированные сроки: на втором году жизни - один раз в квартал, на третьем - один раз в 6 мес, детям старше 3-х лет - один раз в год

Таблица 6-5. Оценка питания мальчиков в килограммах
Рост, см Центили
3 10 25 50 75 90 97
85-90 10,7 11,0 11,7 12,2 13,6 14,2 14,7
90-95 11,5 12,0 13,0 13,5 14,5 15,4 16,3
95-100 12,1 13,5 14,0 15,0 15,8 17,0 17,5
100-105 13,3 14,5 15,0 16,0 17,0 18,3 20,3
105-110 14,4 15,6 16,5 17,4 18,9 19,8 21,1
110-115 15,2 16,6 17,8 18,7 20,0 21,0 21,9
115-120 17,6 18,5 19,6 20,7 22,1 23,3 24,0
120-125 19,3 20,0 21,0 22,2 24,0 25,9 27,5
Таблица 6-6. Оценка питания деве чек в килограммах
Рост, см Центили
3 10 25 50 75 90 97
85-90 10,2 11,0 12,0 12,5 15,1 13,9 14,8
90-95 11,0 12,0 12,7 13,4 14,1 14,9 15,8
95-100 12,4 13,0 13,8 14,5 15,5 16,8 18,5
100-105 13,4 14,5 15,0 15,7 17,0 18,2 19,6
105-110 14,3 15,0 16,2 17,5 18,8 19,8 21,4
110-115 15,0 16,5 17,5 18,9 19,8 21,5 24,1
115-120 15,2 17,5 19,0 20,3 22,0 23,2 25,7
120-125 18,4 19,7 20,5 22,0 24,0 27,8 29,4

При клинической оценке питания учитывают состояние кожи, сли-iистых оболочек, развития подкожно-жирового слоя, мышечной и кост­ной системы, функциональное состояние всех внутренних органов и систем. При правильной организации питания у ребенка отмечают хо­роший аппетит, активное поведение, радостное эмоциональное состоя­ние. Ребенок охотно принимает участие в играх и занятиях, его физи­ческое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту, процесс адаптации к некоторым отрицательным воздействиям проходит благоп­риятно, восприимчивость к заболеваниям на низком уровне. Заболева­ния у таких детей, в случаях их возникновения, протекают в легкой форме с минимальной длительностью и не дают осложнений.

АНАЛИЗ ПИТАНИЯ

Для правильной организации и проведения анализа питания детей в ДОУ требуются следующие документы утвержденный набор продук­тов для ДОУ; перспективные меню-раскладки и примерные меню (7- или 10-дневные), накопительная ведомость расхода продуктов; бракеражный журнал; тетрадь бракеража сырой продукции; годовые, квартальные и месячные заявки на продукты; картотека блюд; нормы отходов при холодной кулинарной обработке; нормы отхода мясных, рыбных, овощных блюд при тепловой обработке; таблица замены про­дуктов по основным пищевым веществам.

Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контроли­рует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следую­щей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам нако­пительной ведомости осуществляет медицинская сестра один раз в ме­сяц (подсчитывают калорийность, количество белков, жиров и углево­дов). Врач осуществляет анализ питания детей в ДОУ один раз в месяц.

Медсестра принимает участие в составлении каждодневного меню, контролирует правильность хранения и соблюдения сроков реализации продуктов. Она следит за правильной кулинарной обработкой и заклад­кой в котел продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи.

Для обеспечения преемственности питания родителей информиру­ют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время его пребывания в ДОУ.

ВИТАМИНИЗАЦИЯ ПИЩИ

В целях профилактики гиповитаминозов в зимне-осенний период проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компот и др.) аскорбиновой кислотой (для детей 1-3-х лет добавляют 35 мг, 3-6 лет - 50 мг на одну порцию). Возможно использование поливита­минных препаратов (драже в день во время или после еды). Аскорбино-ную кислоту вводят в компот после его охлаждения до температуры не

выше 15 °С (перед реализацией). Все поливитаминные или витаминно-минеральные препараты (одна таблетка или драже в день) принимают ежедневно во время или после еды.

Можно использовать поливитаминные препараты и витаминно-ми-неральные комплексы отечественного и зарубежного производства, раз­решенные к использованию в Российской Федерации:

  • для детей в возрасте от 1-го до 3-х лет: мультитабс-Беби (Феросан,
    Дания), пиковит-сироп (КРКА, Словения), пиковит-пастилки (КРКА,
    Словения),
  • для детей в возрасте 4-6 лет: гексавит, мультитабс-Юниор (Феро­
    сан, Дания), пиковит-пастилки (КРКА, Словения).
  • для детей в возрасте 7 лет: гексавит, ундевит, мультитабс- Юниор
    (Феросан, Дания), пиковит-пастилки (КРКА, Словения), олиговит (Га-
    леника, Югославия), юникап Ю (Апджон, США).

Правильное сбалансированное питание — залог полноценного развития, формирования здорового образа жизни у детей. Мама вовсе не стоит переживать, отправляя ребенка в детский сад о том, что он останется голодным. Конечно, первое время — дело привычки. Многие малыши долго адаптируются, капризничают, привыкают к новому рациону. Однако, это лишь на пользу. Главное, из каких продуктов будет приготовлена еда.

предполагает ежедневное включение в рацион продуктов в составе из овощей, круп, мяса, рыбы, творога, яиц.

Нормативы питания

Минздрав, Министерство образования РФ уделяют особое внимание приготовлению детского питания в ДОУ. Утверждены нормативы, разработаны специальные с учетом возраста, потребностей детского организма.

Питание должно быть полезным, разнообразным, энергетически ценным. Нормы потребления продуктов обязательно должны соответствовать возрастным параметрам. Детей. В составе меню: белки, жиры и углеводы. Примерные нормы Ккал в сутки для ребёнка с учетом возраста в:

  • 3-4 года — 1540 ккал;
  • 3-6 лет — 1900 ккал.

Особенности рациона

Рацион должен отличать по сезонам. В межсезонье (весна, осень) должны преобладать овощи, фрукты.

Питание в детских садах разделяется на периоды:

  • лето-осень;
  • зима весна.

Детям в раннем возрасте крайне необходимо насыщать организм натуральными здоровыми продуктами в составе из минералов, клетчатки, витаминов. Это строительный материал — крайне необходимый для формирования роста, развития каждого ребенка. Включение полуфабрикатов в рацион недопустимо.

Принципы питания

основывается на следующих принципах:

  • полное соответствие энергетической значимости меню по отношению к энергозатратам детей;
  • разнообразие блюд по — максимуму для обеспечения сбалансированного питания на каждый день;
  • соблюдение режима питания для формирования навыков культуры приема пищи у малышей;
  • строгое соблюдение требований к приготовлению пищи, технологической обработки, согласно установленным нормативам;
  • максимальное сохранение пищевой ценности, вкусовых качеств блюд после приготовления.

Большую часть времени дети проводят в ДОУ, поэтому питание должно подаваться разнообразным, полезным, вкусным. У детей – дошколят повышена потребность в приеме блюда из молочных продуктов, овощей, рыбы, говядины, печени.

Особое внимание уделяется санитарным нормам, срокам и условиям хранения продукции. Не допустимо однообразное меню в ДОУ в течение 1 недели. Блюда не должны надоедать малышам.

Меню на каждый день

Меню утверждается руководителем детского учреждения сразу на 7 дней. Состав продуктов должен соответствовать нормам здорового питания. Режим питания — 4 раза в день, в составе: завтрак, обед, полдник, ужин. На завтрак обязательно подаются горячие блюда, теплые бутерброды и напитки.

Недопустимо приготовление блюд из мяса дикой птицы (животных), также не прошедших тепловую обработку. Вредные продукты, которые должны быть исключены из детского меню:

  • непастеризованное молоко;
  • кондитерские изделия, крема;
  • газ. напитки;
  • натуральный кофе.

Обязанность руководства детских садов — информировать родителей о продуктах, включаемых в питание детей. Важно, чтобы ребёнок с малых лет приучался к соблюдению режима питания согласно возраста, времени пребывания в ДОУ. Примерный режим:

  • завтрак – 8-9 часов утра;
  • обед — 12-13 часов;
  • полдник — 15.30-16 часов;
  • ужин 18. 30- 19 часов.

По усмотрению руководства возможно назначение 2 завтрака с 10:30 до 11 часов.

Особое внимание уделяется малышам — искусственникам от 1 года:

  • получающим питание за счет жидких, сухих молочных смесей;
  • страдающим пищевой аллергией, для которых меню должно подбираться с учетом медицинских показаний.

Родители должны оговаривать приемлемую диету с руководством детских садов, составлять меню совместно, учитывая индивидуальные особенности, непереносимость детей-аллергиков. Рациональное питание — залог отличного умственного, физического развития детей. Разработано немало программ для детей, имеющих хронические внутренние заболевания костно-мышечной системы, органов пищеварения.

Организация режима питания должна соответствовать энергетическим нуждам дошкольников. Чем выше учебная нагрузка, тем более должны преобладать в рационе витамины, питательные микроэлементы. Нехватка в организме чревата быстрым переутомлением, снижением успеваемости, отставание детей в росте, весе.

Питание – строительный материал для формирования полноценного роста, развития детского организма. Ежедневно должны в организм белок (растительный, животный), иначе неизбежны нарушения со стороны иммунной системы, головного мозга. Но и перекармливание детей недопустимо. Избыточное поступление жиров, углеводов провоцирует сбой обмена веществ, развитие серьезных хронических заболеваний.

Нельзя забывать о приеме соблюдении питьевого режима для детей. Прием очищенной воды в сутки должен составлять не менее 1,5л.

Роль родителей — отслеживать рацион питания детей. Специалисты советуют:

  • максимально приблизить питание в ДОУ к домашнему;
  • внимательно изучать меню, вывешиваемое в группах на каждый день;
  • учитывать имеющиеся болезни, противопоказания у детей в момент включения в рацион к приемке новых продуктов;
  • не кормить детей утром, перед отправкой в детский сад, иначе аппетит будет снижен, а режим питания – нарушен, при необходимости можно дать выпить ребенка с утра 1 стакан сока либо съесть фрукт;
  • перед отправкой ребенка в ясли желательно приучить самостоятельно кушать и держать ложку, иначе высока вероятность, что малыш будет оставаться голодным.

Подбор продуктов в ДОУ осуществляется за счёт дополнения друг друга, чтобы приготовленная пища стала сбалансированной, витаминизированной, разнообразный. Если у ребёнка наблюдаются гастроэнтерологические проблемы, то меню нужно согласовывать с руководителями детских учреждений. Например, возможно назначение специальной диеты, стол № 5.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований — одно из важных условий правильной организации питания детей. Родителям нет повода сомневаться в том, что меню в дошкольных учреждениях будет составляться неправильно. Однако, в домашних условиях важно приучать детей придерживаться временных интервалов между приемами пищи – 3,5 – 4 часа.

Контроль за питанием детей осуществляется Роспотребнадзором. В детских садах проводятся регулярные проверки. Несоответствие нормативам рациона питания детей, санитарного состояния пищеблоков чревато штрафами для административного руководства, приостановкой деятельности ДОУ в целом.

В организации питания детей, составлении меню на каждый день поможет наш комбинат. Мы успешно сотрудничаем со многими организациями в Москве: техникумы, колледжи, детские сады, школы, гимназии и за годы плодотворной работы достигли немалых успехов. Основная наша цель — обеспечить детей здоровым питанием, что крайне необходимо для их полноценного роста и развития.

Загрузка...