1001-market.ru

Пальчиковые игры с детьми раннего возраста. Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте Пальчиковые игры в раннем возрасте

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

УПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ
«Моя семья»
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватить кулачок.

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка, Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

«Наш малыш»
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать, начиная с большого.

«Встали пальчики»
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

«На работу»
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов: «Встали братцы все» - широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один. Указательный за ним. Средний будет безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все - «Ура!» На работу им пора.

«Пальчики здороваются»
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

«Очки»
Образовать два кружка из больших и VKasamejibHbix пальыее обеих рук, соединить на переносице.
Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!
«Стульчик»
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке. Если упражнение выполняется легок, то можно менять положение рук на счет «раз два».
Стульчик ты из рук сложи И детишкам покажи.

«Разминка»
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук. Можно использовать резиновые игрушки.
Ты, утенок, не пищи! Лучше маму поищи.
«Погладим котенка»
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющее упражнение для пальцев.
Киса, кисонька, кису ля.!- Позвала котенка Юля. - Не спеши домой, постой! И погладила рукой.«Повстречал ежонка ёж»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
«Здравствуй»
Пальчиками правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам. *
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!

«Кольцо»
Большой и указательный пальцы соединить сторону.
Выйду на крылечко, Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки Подарить хочу Валюшке.

«Зайчик и кольцо»
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и средний и развести из в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы отвести в сторону.
Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко.
А колечко не простое - Блестит, словно золотое.
«Стол»
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь поверх кулачка.
У стола четыре ножки, Сверху крышка,
Как ладошка.
«Цепочка»
Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой
·- указательный, большой - средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев.
Пальчики перебираем И цепочку получаем.
Шевелимпальчиками
«Зайка и барабан»
Пальцы сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным, и мизинцем стучим по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам.
«Лошадка»
Правая ладонь на ребре, направление от себя. Большой палец поднят. Сверху на правую накладывается левая ладонь под углом. Пальчики изображают гриву. Поднятые вверх два больших пальца образуют уши.
У лошадки вьется грива, По ветру летит игриво.
«Зайка и зеркало»
Левая ладонь смотрит вверх, делаем «козу». Сверху на левую ладонь накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем, в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит.«Коза»
Кисть руки обращена ладонью вниз. Указательный и мизинец выставлены перед. Средний и безымянный палы[ы прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.

«Коло КОЛ Ь Ч И К»
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребенок им свободно вращает.
Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит.
«Собака»
Правая ладонь поставлена на ребро, обращена к себе. Большой палец вверху. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
«Жук»
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит.
«Птенчики в гнезде»
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.
«Краб»
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Краб ползет по дну, Выставив свою клешню.
«Петушок»
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.
«Курочка»
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо!

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!

Я здороваюсь везде - Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице.

кольцо, остальные отвести в

«Зайчик в норке»

У козы торчат рога,
Забодать может она. - -

Речь ребенка напрямую связана с развитием его двигательной активности пальцев. Поэтому «пальчиковую активность» необходимо развивать с самого раннего возраста.

Тренировку пальчиков можно начинать уже с 6-7 месяцев. Малышам в этом возрасте делают массаж кистей рук. Каждый пальчик проминается отдельно и вся кисть в целом. Массаж длится 2-3 минуты. Проделывать его необходимо ежедневно.

С возраста 9 месяцев уже можно проделывать разнообразные активные движения для пальцев рук. Сложность упражнения напрямую зависит от уровня развития малыша.

Игры с пальчиками малыша способствуют не только развитию речи. Но так же и доставляют радость малышу общением с близкими ему людьми. Так, например, мама может взять малыша, посадить себе на колени и начинать играть с его пальчиками. Пальчики можно просто помять, делая массаж. Можно пощекотать ладошку, похлопать в ладоши. От всего этого ребенок не только получит массу приятных «на ощупь» удовольствий, но и приятно и с пользой приведет время с мамой.

Очень интересными станут пальчиковые игры , если их сопровождать стихами или песенками. Во время игр взрослому необходимо будет комментировать игру. Лучше всего это делать в стихотворной форме, потому что стихи всегда очень интересны для деток и легко ими запоминаются.

Но немаловажная роль в игре отводится интонации произнесенного стихотворения. И, конечно же, взрослые должны с особой внимательностью подойти к вопросу интонации. Совсем маленьким деткам главное, чтобы стишки были рассказаны добрым, ласковым голосом. Для детей постарше (3-5 лет) уже большую роль играет не только интонация голоса, но и мимика лица во время рассказа.

Если вашему малышу 2-3 годика, то очень будут познавательны и увлекательны игры с «пальчиковыми куклами ». На каждый пальчик можно надеть бумажный колпачок и нарисовать на нем с помощью фломастера различные мордашки. В таких играх можно проявить фантазию и устроить целый спектакль с различными персонажами.

Этапы подготовки пальчиковых игр:

  1. Сначала взрослый сам показывает и рассказывает текст игры. Ребенок в это время просто наблюдает за процессом.
  2. Потом взрослый проговаривает стих и, руководя руками ребенка, выполняет все движения с малышом. Малыш помогает выполнять движения взрослому.
  3. Взрослый и ребёнок вместе выполняют одни и те же движения, взрослый своими руками, ребенок своими руками. При этом текст говорит взрослый.
  4. Текст говорит взрослый. Ребенок сам выполняет движения. Взрослый может ему немного помогать.
  5. Ребенок всё старается сделать сам - и проговаривает текст и делает движения руками. Если ребенок что-то забыл, то взрослый может ему напомнить движения или текст.

Не стоит проводить игры, если у вас или у ребенка холодные руки. Сначала согрейте руки. Их можно опустить в теплую воду или просто растереть ладошки.

В некоторых играх (особенно в новых для малыша) могут встречаться непонятные ребенку персонажи или предметы (понятия). Сначала расскажите подробно о них малышу, чтобы игра стала интересной, а не вводила кроху в заблуждение.

Если ребенку меньше 1,5 лет, то игры должны проходить в качестве гимнастики или просто показа игры.

Вместе с ребенком в пальчиковые игры можно играть, когда ребенку исполнится 1,5 года.

Во время игр можно придумывать различные сценарии. Будет очень хорошо, если во время игры вы будете щекотать ладошку ребенка или «бегать» по ней.

Во время игры очень важна мимика. Старайтесь использовать выразительную мимику.

Интонация произнесенного вами текста так же должна быть выразительной. Делайте паузы там, где они должны быть по тексту. В зависимости от происходящего в рассказе, говорите то тише, то громче.

Для первоначального этапа игр с пальчиками можно выбрать всего 2-3 игры. Новые игры необходимо вводить постепенно, заменяя старые на новые.

Если ребенок допускает ошибки – старайтесь на них внимания не обращать. Чаще хвалите его за успехи. Игра должна быть веселой и приносить удовольствие.

Практически все пальчиковые игры основаны на фольклорном творчестве. Стишки и потешки очень быстро запоминаются ребенком. Во время игр пальчиками можно проявить фантазию, придумать различные сценарии и воплотить их в жизнь, продемонстрировав небольшой спектакль «на пальчиках».

Советуем изучить несколько простых пальчиковых игр в картинках, которые интересны даже самым маленьким деткам.

Пальчиковые игры для развития речи и мелкой моторики рук в режимных моментах для детей раннего возраста

Мубаракзянова Серине Врежиковна, младший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Описание: комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста будет полезен воспитателям группы раннего возраста, а также родителям детей данной возрастной категории.
Цель: Развитие речи детей и мелкой моторики рук в режимных моментах.
Задачи:
1) Способствовать развитию автоматизированности мелкой моторики, повышению синхронности движений.
2) Развитие активного и номинативного словаря, представлений о грамматическом строе речи.
3) Формирование культурных навыков, закрепление основ этикета

I. Прием детей

1. Игра «Здравствуйте»
Цель: Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми. Формирование основ этикета.
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

II. Утренняя гимнастика

1. Упражнение «Вверх по лесенке/Вниз по лесенке»
Цель: Повысить мышечный тонус рук и пальцев детей. Развивать словарный запас, в частности, изучение порядковых числительных.
Вверх по лесенке шагаем,
И ступенечки считаем.
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре.
Движения выполняются пальцами вверх несколько раз, затем меняется первая строка стихотворения («Вниз по лесенке шагаем») и движения пальцев производятся в обратном порядке. Игра повторяется несколько раз.

2. Игра «Зайка»
Цель: Развитие мелкой моторики, повышение координации движений, развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук и автоматизированности движений.
Зайка по лесу скакал, (пальчиками слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).
Зайка корм себе искал. (высыпаем на поверхность горошины, бусинки, мелкие камешки и начинаем по ним стучать)
Вдруг у зайки на макушке» (ищем ручками у себя макушку)
Поднялись высоко ушки» (делаем из ладошек ушки на головой)
Шорох тихий раздается» (прячем лицо в ладошки)
Кто-то по лесу крадется» (аккуратно перебираем пальчиками по поверхности, стараясь на попадать на рассыпанные предметы)
Зайка путает следы (стучим пальчиками по очереди)
Удирает от беды (очень быстро перебираем пальцами и передвигаем руки на максимально возможное расстояние).

III. Умывание

1. Игра «Водица»
Цель: подготовка детей к водным процедурам, стимулирование мышечной активности, развитие номинативного словаря детей, повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили, (идем двумя пальчиками по столу, изображаем обеими кистями)
Принесли в ведре водицы, (складываем обе ладошки «ковшиком»)
Чтоб детишкам всем умыться, (умываемся)
Вымыть уши, глазки наши (движения пальцами около ушей, глаз)
И сварить на завтрак каши. (круговые движения правой кистью)

2. Игра «Ладушки»
Цель: Подготовка к водным процедурам, повышение тонуса мышц.
Ладушки, ладушки, (дети хлопают в ладоши)
С мылом моем лапушки. (легкие трущие движения, имитация процесса намыливания рук)
Чистые ладошки, (демонстрация рук, разведение их в стороны)
Вот вам хлеб и ложки. (попеременное открытие и сжимание кулачков левой и правой руки)

3. Игра «Мыло»
Цель: Подготовка к водным процедурам, повышение автоматизированности движений, стимулирование развития номинативного словаря, а также повышение интереса к гигиеническим процедурам).
Каждый день
Я мыло мою (поглаживание рук с внутренней и внешней стороны)
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно тру. (легкие трущие движения, имитация процесса намыливания рук)
Мойся, мыло,
Не ленись! (сжимание-разжимание кулачков в медленном темпе)
Не выскальзывай,
Не злись! (попеременное соприкосновение всех пальцев с большим пальцем (на обеих руках))
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала. (поглаживание рук в внешней и внутренней стороны)

IV. Прием пищи

1. Игра «Пальчики обедали»
Цель: Развитие культурных навыков, закрепление основ этикета, стимулирование мышечной активности, снятие напряжения.
Пять проворных пальчиков (сжимаем и разжимаем кулачок)
Как-то за столом (пальчиками поочередно слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).
Чуть не утонули
В супе овощном. (пальчиками одновременно слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).
Испугались
Лук,
Морковка,
Свёкла,
Помидоры, (поочередно загибаем пальчики на каждой руке, начиная с мизинца (при перечислении овощей))
Успокоиться не могут
И по эту пору.

2. Игра «Значение органов»
Цель: Настрой на прием пищи, развитие координации движений. Стимулирование развития номинативного словаря.
Ротик мой умеет кушать, (показываем пальцем на губы)
Нос – дышать, а уши – слушать, (показываем на нос, на ухо)
Могут глазоньки моргать, (поморгать)
Ручки всё хватать, хватать. (хватательные движения пальцами: раскрытые ладони – пальцы в кулаки)

3. Игра «Пальчики»
Цель: Развитие автоматизированности и координации движений, гибкости пальцев. Обогащение словарного запаса и повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.
- Мой мизинчик, где ты был? (аккуратно ударяем мизинчиком левой руки по столу)
- С безымянным – щи варил, (аккуратно ударяем безымянным пальцем левой руки по столу)
А со средним – кашу ел, (аккуратно ударяем средним пальцем левой руки по столу)
С указательным запел. (аккуратно ударяем указательным пальцем левой руки по столу)
А большой меня встречал (аккуратно ударяем большим пальцем левой руки по столу)
И конфетой угощал,
Правый же большой плясал
И на танец приглашал. (аккуратно ударяем большим пальцем правой руки по столу)
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой. (аккуратно ударяем указательным пальцем правой руки по столу)
Средний брат несет рюкзак, (аккуратно ударяем средним пальцем правой руки по столу)
Безымянный ходит так. (аккуратно ударяем безымянным пальцем правой руки по столу)
А мизинец стал играть,
Братьев слушать приглашать. (аккуратно ударяем мизинцем правой руки по столу)
Раз-два-три-четыре-пять! (сжимаем все пальчики обеих рук в кулачки)

V. Прогулка

Игры проводятся во время теплой погоды. Перчатки и варежки не снимаются. Возможно проведение после прогулки (в помещении) по результатам наблюдения за происходящими явлениями.

1. Гимнастика «На дворе у нас мороз»
Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, работу мышц. Развитие номинативного словаря.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать (дети топают ногами)
И ладошками похлопать. (хлопают в ладоши)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём, (выполняются плавательные движения руками)
Дно ногами достаём.
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (ходьба на месте)

2. Игра «Снеговик»
Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развитие синхронности движений. Способствовать развитию номинативного словаря.
Давай, дружок, смелей, дружок (дети хлопают в ладоши)
Кати по снегу свой снежок - (показ и повторение образца, как лепить снежок)
Он превратится в толстый ком (показать «круг» руками»)
И станет ком снеговиком (обвести руками в воздухе две окружности)
Его улыбка так светла! (дети хлопают в ладоши)
Два глаза… шляпа…нос…метла… (показ в соответствии с текстом)
Но солнце припечет слегка - (поднять руки вверх)
Увы! – и нет снеговика! (развести руками)

18. Игра «Малыши»
Цель: создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развивать синхронность движений. Стимулировать развитие активного словаря.
- Почему так хороши
В нашем доме малыши:
Губки - алы, (показываем пальцем на губы)
Зубки - белы, (показываем пальцем на зубки)
Щечки - розовы? (показываем пальцем на щеки)
- Да с мороза мы! (разводим руками)

VI. Подготовка ко сну, сон, пробуждение

1. Игра «Спокойного сна!»
Цель: Подготовка ко сну, расслабление мышц. Развитие номинативного словаря, совершенствования представлений о грамматическом строе речи.
Этот пальчик хочет спать, (загибают мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загибают безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загибают средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загибают указательный палец)
А другой давненько спит… (загибают большой палец)
Кто у нас еще шумит? (необходимо погрозить пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите! (погладить одной руку другую)

Упражнения и игры на пробуждение можно сопровождать негромкой плавной музыкой.
2. Пальчиковые упражнения «С добрым утром»
Цель: Организация пробуждения детей после сна, создания позитивного эмоционального фона. Поддержание тонус мышц, организация постепенного пробуждения. Стимулирование коммуникативной активности, развитие активного словаря.
С добрым утром, глазки! (поглаживаем веки глаз)
Вы проснулись? (смотрим в «бинокль»)
С добрым утром, ушки! (поглаживаем ушки)
Вы проснулись? (прикладываем ладонь к ушкам)
С добрым утром, ручки! (поглаживаем кисти рук)
Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки! (поглаживаем ноги)
Вы проснулись? (притопываем)
С добрым утром, солнце! (руки раскрываются навстречу солнышку)
Мы проснулись! (голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)

VII. Самостоятельная деятельность

1. Игра «Снежинки»
Цель: Разнообразить досуг детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развивать кинестическую основу движений мелкой моторики рук, совершенствовать координацию движений. Развитие номинативного словаря.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла. (пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (тучи)).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой. (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел. (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится. (продолжать вращающие движения кистями, попеременно скрещивая руки)

О взаимосвязи развития функций руки, мышления и речи ребёнка в наше время хорошо известно и педагогам детских садов, и родителям. Пальчиковые игры являются распространённым и очень полезным видом деятельности дошкольников начиная с раннего возраста. Они позволяют решить целый комплекс образовательных задач и сделать пребывание малыша в детском саду радостным и максимально полезным.

Цель и задачи пальчиковой гимнастики в первой младшей группе

Пальчиковая гимнастика для дошкольников - занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.

Познание окружающего мира детьми до трёх лет происходит с непременным участием рук как универсального и совершенного исследовательского инструмента

Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни. Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление - наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания - цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.

По мере взросления ребёнка пальчиковые упражнения начнут нести более сложные сопутствующие функции: массажную, расслабляющую, подготовки к письму. Но на ранних этапах важно научить малыша играть, используя свои пальчики и ладошки, заинтересовать его этим видом деятельности.

Задачами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте являются:

  • Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
  • Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
  • Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
  • Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
  • Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
  • Установление дружелюбных, доверительных отношений со взрослым (воспитателем).
  • Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности.

Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.

Пальчиковые игры должны приносить ребёнку радость - только в этом случае они будут по-настоящему полезны ему

Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям . Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик - дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики . И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей

Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр

Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:

  • Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе - непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.
  • На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
  • Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.

Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.

Фотогалерея: пособия и атрибуты для пальчиковых игр с детьми раннего возраста

Наиболее подходящими для раннего возраста являются куклы-колпачки, которые надеваются как напёрстки Шнуровка - разновидность игры с предметами, в которой детали крепятся к основе при помощи шнурков Куклы-«ходилки» с отверстиями для пальчиков в раннем возрасте используют в индивидуальной работе Такие рельефные дорожки, выложенные пуговицами, развивают и координацию, и тактильную чувствительность В сенсорной коробке детишки под присмотром педагога могут искать и прятать самые разнообразные предметы

Козлова Татьяна Александровна , воспитатель
саратовская область.село Дмитриевка

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Картотека

пальчиковых игр для детей раннего возраста

Составила:

Козлова Татьяна Александровна

с.Дмитриевка

«Пальчики здороваются»

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

(Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.)

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую.

(Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.)

«Наши ручки»

Где же наши ручки? Вытягивают ручки впередГде же наши ручки? Показывают ручки Где же, где же наши ручки? Спрятали ручки за спину Нету наших ручек.Вот, вот наши ручки,Вот наши ручки Опять показывают ручки

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Водичка, водичка…»

Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Пальчик о пальчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик,хлопают в ладоши, топают ножками, закрыть лицо руками. Повторить 2 раза

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай

Спрятались, спрятались

Пальчик о пальчик тук да тук

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим – ходим мы по лугу.

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

«Сидит белка на тележке»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

«Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук..

Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

«На лесной лужайке»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры:

На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши

ногами топали, притопываем ножкамиушками махали Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы,

обеих рук

Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку

Глазками глядели, Машем руками

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!

«Кулачки»Кулачки сложили,Кулачками били.Тук-тук!Тук-тук!Тук-тук!

Сложить кулачки обоих рукБьют кулачками.

«Апельсин»Мы делили апельсинАпельсин всего один.Это долька для кота,Это долька для ежа,Это долька для улитки,Это долька для чижа,Ну а волку – кожура.

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

«Прятки»В прядки пальчики игралиИ головки убирали.Вот так, вот так,Так головки убирали.

Сжимание и разжимание пальцев.

Загрузка...