1001-market.ru

Почему пасха каждый год празднуется в разные дни. Переменчивость времени празднования пасхи в историческом разрезе Почему пасха всегда

Пасха – это прекрасный весенний праздник. Отмечают его все христиане. Но для многих остается загадкой причина изменения даты празднования великого Воскресения.

Причина изменения даты Пасхи

Пасха является главным переходящим праздником в церковном календаре. Многие связывают изменение даты праздника с Рождеством или другими религиозными праздниками. Но это суждение ошибочно.

Причина постоянного изменения даты уходит своими корнями в историю древних иудеев. Момент воскресения Христова совпал со старинным еврейским праздникам – Еврейской Пасхой (Песахой). В этот день иудеи отмечают исход из Египта. Эта дата у них закреплена и не меняется. Она приходится на 14 день месяца авива иудейского календаря. В этот день всегда происходит первое полнолуние после весеннего равноденствия. По юлианскому календарю (он использовался во время жизни Христа) равноденствие приходилось на 21 марта. И так как количество дней в этих календарях отличалось, то праздник Пасхи стал переходящим и отмечается в зависимости от полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия.

Как рассчитать дату Пасхи

Самостоятельный расчет даты Пасхи довольно хлопотное дело. Для этого понадобится знание лунного календаря.

Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после полнолуния, следующего сразу за весенним равноденствием. Это может быть любой день начиная с 4 апреля и заканчивая 9 мая. Причем количество вариантов дня празднования составляет 532. Т.е. все возможные варианты занимают 532 года. Этот период носит название Великого индиктиона и он постоянно повторяется.

В современном мире специально для удобства были разработаны программы, позволяющие рассчитать день праздника. В них уже внесены все необходимые данные и надо указать только интересующий год. К тому же всегда можно приобрести календарь с указанием всех православных праздников, в том числе и переходящих.

Почему отличается католическая и православная Пасха

Разница между двумя датами одного праздника заключается в том, католики и православные используют разные календари. Другими словами, 21 марта по юлианскому календарю (старый стиль) и по григорианскому календарю (новый стиль) будет приходиться на разные дни. Именно поэтому католическая Пасха празднуется обычно на неделю раньше. Но бывают и редкие исключения, когда светлое Воскресение у католиков и православных совпадает

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 Администратор сайта

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

Почему праздник Пасхи каждый год празднуется в разное время?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи не является переходящим праздником в еврейском календаре: он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца авива (нисана). 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)

Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня иудейской Пасхи.

Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (старому стилю), или (в XX и XXI столетиях, когда разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней) от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.

Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.

Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи. Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю. Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.

Немногие христиане знают, почему Пасха в разные дни. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить историю возникновения праздника и основу расчета его даты. Статистика показывает, что даже знатоки этой темы в двух словах не могут изложить ее суть, так много важных событий здесь переплетается.

Великое воскрессение - один из самых главных христианских праздников, который почитается миллионами верующих, поэтому так важно хотя бы теоретически знать, почему Пасха в разное время. Ведь в современном мире не приходится забивать этим голову. Выпускаются церковные календари с указанием дат всех праздников, а также приходит на помощь интернет, в котором есть уже готовые формулы (нужно лишь поставить год для расчета или найти соответствующую тему).

Как рассчитывается святой день?

День празднования воскресения Иисуса Христа каждый год выпадает на новую дату. Она рассчитывается по специальным формулам, некоторые данные которых являются переменными величинами. Чтобы высчитать дату Христова дня по одной из них нужно знать:

Весеннюю дату, когда день равен ночи
Дату полнолуния, следующего за равноденствием
День недели, в который празднуется Светлое воскресение

Просмотрев многие вычисления, которыми пользуются ученые, пропадает всякое желание попробовать рассчитать дату праздника, так они сложны и требуют определенных знаний, как в области математики, так и астрономии. Почему меняется дата Пасхи?

Определение даты по формуле

Достаточно простая формула, предложенная Карлом Гауссом в начале 19 века, содержит только лишь математические вычисления. Объяснений по поводу данного вычисления он не дал, но по нему можно определить время праздника в любом году.

Действия:

  1. Год (вернее его номер), в который нужно узнать дату Великого дня делится на 19. Остаток = А
  2. Число года разделить на 4 = В
  3. Число года разделить на 7 = С
  4. (19 * А + 15) : 30 = число, а остаток = D
  5. (2 * В + 4 * С + 6 * D + 6) : 7 = число. Остаток = Е
  6. D + Е <= 9, то Пасха будет в марте + 22 дня, если >, то в апреле: полученное число - 9

Пример расчета для 2014 года:

  1. 2014: 19 = 106, остаток = 0
  2. 2014: 4 = 603 ост 2
  3. 2014: 7 = 287 ост 5
  4. (19 * 0 + 15) : 30 = 0,5 остаток 15
  5. (2 * 2 + 4 * 5 + 6 * 15 + 6) : 7 = 17 остаток 1
  6. 15+1 = 16 больше 9, значит Христов праздник будет в апреле 16-9=7, поправка на стиль +13 дней, значит 20 апреля.

Воскресение после полнолуния

Православная церковь пользуется расчетом, которым был принят еще в третьем веке. Пасха отмечается по правилам александрийской пасхалии после наступления весеннего равноденствия (21 марта по старому стилю и 3 апреля по новому) в первое воскресение после полнолуния.

Немного истории

Много лет прошло с тех пор, как Иисус Христос был распят за грехи людские и воскрес. С того времени ежегодно празднуется Христов день на четырнадцатые сутки первого месяца весны. По древнему лунному календарю это событие выпадает на первый день недели, то есть воскресенье. До завоевания Вавилоном этот месяц назывался Авив, а после пленения – Нисан. В современном календаре есть четко установленные рамки празднования воскресения Господнего: этот день может быть между 4 апреля и 8 мая по новому стилю (22 марта и 25 апреля по старому).

Все дело в том, что раньше не было единого летоисчисления. Один из самых древних народов - израильтяне, следили за временем по лунному численнику, египтяне и римляне же – по солнечному.

Лунный календарь: основные параметры

12 месяцев
Количество дней в месяце 29 или 30
Число дней в году 354

Солнечный календарь: основные параметры

12 месяцев
Количество дней в месяце 30
Число дней в году 365

Видно, что разница в днях между календарями составляла 11 дней. Чтобы сгладить несоответствие, евреи добавляли дополнительный месяц – тринадцатый (Ве-Адар) каждые несколько лет. Это происходило в тот год, который в современном календаре считается високосным. Некоторые народы считали, что в году всего 10 месяцев (304 дня), причем год начинался с марта, а потом добавлялись оставшиеся январь и февраль.

Проведение двух значимых реформ упростило процесс контроля за уходящими днями:

1. Реформа Цезаря – Юлианский календарь

Римский император Гай Юлий Цезарь принял решение упорядочить летоисчисление на своей территории. Таким образом, новый Юлианский календарь содержал 365 дней в году, а в високосный – 366. Но, несмотря на это, лунный численник не прекратил своего существования и велся параллельно.

Реформа была закреплена окончательно для всего христианского мира в 325 году на соборе епископов. Именно тогда в честь императоров были названы месяцы июль и август. Юлианский численник используется в Православной церкви.

2. Основание Григорианского календаря

У природы свои законы. Юлианское летоисчисление оказалось несовершенным: наступало весеннее равноденствие, а на календаре было только лишь 11 марта. Опять возникла необходимость в реформировании. Римский папа Григорий XIII в 1582 году основал Григорианский календарь, по которому год состоял из 365 дней.

Это интересно:

У жителей Рима и Египта, которые ориентировались по солнечному календарю, было разное количество дней в году: 355 и 354.

Новое времяисчисление в России стало использоваться только спустя 336 лет после проведения реформы. Православная церковь противилась его принимать, вспыхивали восстания, проливалась кровь.

Разница между новым и старым стилями сейчас составляет 13 суток. Изначальная разница в 10 суток увеличивалась в каждом веке на одни сутки.

Сначала проходит иудейское Воскресение, затем католическое и православное. Почему так происходит и зачем пекут куличи на Пасху можно узнать, заглянув в историю.

Часто даты пересекаются: иудейская может совпасть с католической, а католическая с православной. Иудейская же с православной никогда не пересекаются.

В Израиле неделя начинается с воскресенья – это первый рабочий день. Суббота – выходной, а пятница, как правило, сокращенный день.

Во времена существования Александрии день Пасхи вычислял действующий епископ и сообщал об этом в Рим, чтобы празднование совершалось в один день. Но постепенно такая традиция исчезла.

Было время, когда христиане не морочили себе голову расчетом даты Воскресения Господнего и вопросом, почему Пасха переходящий праздник. Они отмечали праздник через неделю после иудейской Пасхи.

читати українською

Почему Пасха в разные дни - этот вопрос интересует многих людей разных вероисповеданий.

© Анатолий Степанов, tochka.net

Почему Пасха в разные дни - этот вопрос интересует многих людей разных вероисповеданий. И в последнее время все чаще возникает идея призвать всех христиан отмечать Светлое Христово Воскресенье в один день.

Почему Пасха в разные дни отмечается в разные годы

Существует единое правило, по которому Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия. При этом если первое полнолуние приходится на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее. Кроме того, христианская Пасха не празднуется в один день с иудейской.

Лунный календарь составляет 354 дня, в отличие от солнечного, который, как известно, составляет 365 дней. А значит, лунный календарь меньше солнечного. В лунном месяце 29,5 суток, т.е. полнолуние происходит каждые 29 дней.

Таким образом, первое полнолуние после 21 марта наступает в разные дни, что приводит к смещению и дня Пасхи.

Поскольку день весеннего равноденствия чаще всего приходится на 21 марта, то празднование Пасхи может быть не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Почему Пасха в разные дни отмечается в разных вероисповеданиях

Православная и католическая церкви производят летоисчисление по разным календарям. Православные христиане - по юлианскому, а католики - по григорианскому. Отсюда празднование православной и католической Пасхи также приходится на разные дни.

Например, в 2013 году католическая Пасха приходится на 31 марта, а православные празднуют Христово Воскресенье 5 мая.

В 325 году, когда на Первом Вселенском Соборе было принято правило исчисления дня Пасхи, в Риме весеннее равноденствие произошло 18 марта, в Александрии - 21 марта.

Рим и Александрия в то время рассчитывали дату Пасхи по юлианскому календарю, которым до сих пор пользуется Русская Православная, Украинская автокефальная и ряд других Православных Церквей.

Загрузка...