1001-market.ru

Подросток пропускает школу что делать. Что делать, если подросток не хочет учиться. Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

Грубит, лжет, прогуливает школу, убегает из дома... Несносный подросток. Как с ним справиться?

Если бы папе Леше несколько лет назад сказали, что будет вытворять Антон в пятнадцать лет, Алексей бы просто рассмеялся. Это их-то Антошка, который в младших классах занимался бальными танцами, а потом — футболом, хорошо учился, радовал маму и папу примерным поведением, будет бродяжничать и после 9-го класса бросит школу?! К сожалению, случилось именно так. Потянулись месяцы ничегонеделания. Пробовали устроить парня на работу, но это показалось ему скучным. Антон болтался целыми днями с друзьями, иногда у них ночевал, иногда куда-то уезжал. Ничем не занимался. И поражал безграничной необязательностью: чего ни попросишь, вроде, не отказывал, но не выполнял. Казалось, он не жил, а безвольно плыл по течению, как упавший в воду листок.

Иногда родителям звонили Антошкины друзья и жаловались, что он взял взаймы деньги и не возвращает. Родители возмущались, но долги сына раздавали... Однажды в день оформления квартирной сделки они всей семьей должны были прийти к нотариусу в заранее назначенное время, о чем сто раз родители напомнили сыну. И он действительно был дома, только на полчаса вышел к приятелю, соседу по подъезду, а вернулся... через два дня. Отец — красноречивый адвокат — не нашел слов, чтобы оценить поступок сына, а просто вытащил из брюк ремень и выдрал парня...

Что же заставляет подростков вести себя так, будто они с ума посходили?

Точка зрения эндокринолога

Такое поведение принято объяснять поиском своего места в обществе. Подростки хотят получить права взрослых, но не спешат взять на себя их обязанности, да и не могут, потому что не готовы. Все это так. Но есть и другие причины — биохимические.

Любовь Самсонова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии детского и подросткового возраста ГОУ ДПО РМАПО Росздрава:

"Одна из причин, по которым подросткам трудно учиться, — дефицит йода. Им страдают 80-90% населения России — те, кто живет вдали от моря. Йод не вырабатывается в организме, не накапливается, он каждый день должен поступать с пищей и расходоваться на синтез гормонов щитовидной железы. Эти гормоны регулируют работу всех систем организма, в первую очередь, центральной нервной системы. Недостаточно гормонов — снижается память, ухудшается наглядно-образное мышление, рассеивается внимание. Подросткам йода требуется больше, у них очень высока скорость всех обменных процессов. Безволие, лень, утомляемость — это опять-таки нехватка йода, он определяет не только интеллектуальную работоспособность, но и физическую."

Что делать родителям?

Используйте йодированную соль. И обязательно давайте подростку йодид калия. Он должен получать не менее 200 мкг йода в сутки каждый день в течение всего полового созревания, то есть на протяжении 3-5 лет.

Комментировать статью "Если подросток не хочет учиться..."

Моей доче 13 лет.Мы с мужем познали "дзэн" столкнувшись с переходным периодом.Честно говоря состояние истерии начинаю испытывать.Ни крики,не уговоры,ни разговоры по душам,ничего не выходит.Наша детка гнет свою линию,не хочу учиться,хочу гулять.Слезы крокодильи,крики.Стучали к ней со всех сторон,и о будущем разговаривали,о поступлении,о карьере,о семье.Говорит сама разберется.Все дико печально,но все же я мама,решила держать в ежевых рукавичках.Ибо сейчас упустим и назад ничего не вернуть.Потому всем родителям желаю запастись терпением,держать себя в руках и дитя.Всех вам благ)

14.05.2018 23:50:49,

Всего 1 сообщение .

Еще по теме "Если подросток не хочет учиться...":

6 класс. дочка ничего делать не хочет: не хочет делать уроки, не хочет убираться, не хочет ни в какие секции ходить. (ходим в музыкалку, правда, без особого желания, но и без негатива, последний год).Ну и плюс, хамит, огрызается, обзывает и обижает младшую сестру. с одноклассниками тоже периодически проблемы, ее в классе недолюбливают. хотя есть лучшая подруга-веселая и боевая девочка. беда с уроками: приходит из школы и НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ! т.е. совсем.

8 класс, не хочет учиться в школе. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Вы задумывались об этом не раз. Готовили себя. Фантазировали о том, как вместе будете обсуждать это. И как ваш ребенок, уже-почти-взрослый человек, будет рассказывать Вам о самом сокровенном и прекрасном - о своей первой любви. Или не будет рассказывать, но все равно Вы будете знать, что объект любви вашего подросшего дитя - умный и порядочный, из хорошей семьи. В действительности все случилось не так. Принц на белом коне появился не в 16, а в 13 лет. Принц этот из самой плохой дворовой...

Конференция " Подростки ". Раздел: Психология, переходный возраст (девочке 9 лет не хочет ходить в школу,боится). Переходить она не хочет - другая школа ей не нравится. Дальше учиться она не хочет, кем быть она не знает и не хочет знать.

Подросток хамит - прошу совета. Напишу анонимно, простите. У нас трое детей, две девочки - 16 и 13 Последние лучше исключить. Скажем, если учится б.м. нормально, может, про уроки проще не напоминать? Я однажды в такой момент спросила сына " хочешь, я тебя поцелую?".

А если подросток после 9-го класса нигде не учится? Из школы попросили уйти. В техникум не поступил. В ПТУ учится считает ниже своего достоинства. Да просто НЕ ХОЧЕТ нигде учится. Это должно кого-то волновать, кроме родителей???

Конференция " Подростки ". Раздел: Психология, переходный возраст (подросток перестал учиться что делать). Невозможно с ребенко учить что-либо если он совсем не хочет. Просто будет пропускать мимо ушей.

Наверное,я не по адресу,но в подростках нет консультанта:(Уже голову сломала,как смотивировать сына,9 класс, учиться. Ничего не хочет. Все предметы запущены на одном уровне - тройки.

Этот вопрос может поставить в тупик даже самых уверенных в себе и современных родителей. Известие о том, что ваше ненаглядное чадо в последней четверти появилось на уроках от силы пару раз, порой обрушивается, как снег на голову — на родительском собрании, в случайном разговоре со знакомой или звонке от учителя. Как же на него реагировать, и, главное, как исправить эту ситуацию?

В первую очередь вам необходимо выяснить мотивы такого поведения. Поскольку тинейджеры проводят в школе значительную часть времени, взаимоотношения внутри местного коллектива очень важны для них. Как известно, все люди разные: некоторые дети коммуникабельны, не склонны к стрессам и легко заводят друзей, а у других мысль о необходимости вступать в социальные контакты вызывает панику.

Если ваш ребенок относится ко второй категории, он, скорее всего, станет посещать школу с крайней неохотой и будет стараться всячески уклониться от этой обязанности — от открытых прогулов до симуляции болезни. Что в этом случае требуется от вас? Прежде всего, спокойный разговор по душам — без криков, угроз и наказаний.

Скрытые сигналы

Если задушевные беседы не дали никакого результата, понаблюдайте за поведением ребенка. Психологи называют несколько факторов, которые могут стать причинами прогулов:

1. Боязнь неудачи

Это особенно актуально для детей с так называемым «комплексом отличника». Их с раннего детства настраивают на конкуренцию и внушают, что они должны быть самыми лучшими и всегда добиваться высоких результатов. К сожалению, в таких случаях родители нередко перегибают палку: ребенок, ощущая постоянное давление извне, начинает нервничать, что неизбежно ведет к срывам и прогулам.

2. Коллективная травля

Очень распространенная в российских школах причина прогулов: детям даже самым маленьким, свойственно объединяться по «стайному» принципу, выбирая «жертву» для насмешек и издевок. Причиной может послужить что угодно: полнота, слишком высокий или маленький рост, необычная манера одеваться, бедность… Решить такую проблему самостоятельно довольно сложно; возможно, потребуется работа с детским психологом и даже смена школы.

3. Угрозы получения физического вреда

Этот пункт можно назвать одной из разновидностей предыдущего: часто подростки уклоняются от посещения школы, потому что другие ученики бьют их, вымогают деньги или применяют другие методы насилия. Эта ситуация характерна главным образом для школ, расположенных в «неблагополучных районах». Ни в коем случае не оставляйте ее без внимания: обязательно поставьте в известность учителей, установите контакт с родителями вымогателей. Не стесняйтесь и не бойтесь: если вы не вмешаетесь, последствия могут быть самыми неприятными.

Как помочь подростку?

Как уже отмечалось выше, для начала вам следует поговорить с ребенком. Обсудите с ним возможные причины его действий, дайте понять, что вы готовы помочь ему, и от вас не нужно ничего скрывать. Подросток, скорее всего, будет опасаться вашего справедливого гнева, но вам нужно дать ему понять, что вы на его стороне.

Если причиной прогулов является страх новой обстановки (например, если вы недавно переехали) и неуверенность в себе, настаивайте на том, чтобы он вернулся в школу как можно скорее. Чем дольше он затягивает, тем сложнее ему будет влиться в коллектив. Если тинейджер говорит, что болен, и просит позволить ему отлежаться денек дома, отправляйте его к врачу.

Обязательно поговорите со школьными учителями, завучем, директором, медсестрой. Заручитесь их поддержкой: возможно, какое-то время подростку потребуется особый контроль. Многие дети умело имитируют симптомы головной и желудочной боли, тошноты, простуды. Попросите медицинских работников быть особенно внимательными.

Если прогулы были вызваны сильным стрессом, возвращение в школьную среду должно быть плавным и постепенным. Вы можете просто разбудить ребенка утром и провезти мимо школы: пусть он старается справиться со своими эмоциями и привыкает к мысли, что в будущем ему придется ее посещать. Можно начать с посещения одного — двух уроков в день (выберите те, которые ему особенно нравятся — например, рисование или физкультура). Постепенно увеличивайте продолжительность учебного дня. Естественно, все эти действия должны быть согласованы с учителями.

О пользе общения

Поощряйте его контакты с одноклассниками вне школьных стен: это могут быть совместные прогулки, походы в кино и на каток, посещения концертов. Скажите ему, что он может приводить своих друзей домой и самому гостить у них — это очень полезно для дальнейшей социализации. Узнайте, нет ли в школе кружков, организаций, спортивных секций, которые могут быть интересными подростку. На занятиях риторикой, программированием или баскетболом он сможет не только получить интересные и полезные знания, но и завести новых друзей.

Помните: по какой бы причине ваш ребенок не прогуливал уроки, в ваших силах помочь ему, поддержать и направить его. Доброжелательность, терпение и ласка станут вашим оружием в борьбе со строптивым подростком.

Причины пропуска уроков могут быть разными, например, конфликт с одноклассниками или учителем, трудности в усвоении программы. В этой статье я рассматриваю только одну причину - неосознанность .

Мне много лет в школе и в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних приходилось работать с «трудными» подростками, которые регулярно прогуливали или постоянно не посещали школьные занятия. А в это время гуляли, употребляли наркотики, воровали, грабили, совершали разбой.

Работая с ними, я убедился, что большая или значительная часть проблемы заключается в неосознанности поведения ребят.

Зачем детям учиться?

​​​​​​​Именно этот вопрос я задаю вначале, обучая ребят предвидеть последствия своих действий. Стивен Кови утверждал, что один из семи главных навыков высокоэффективных людей заключается в способности предвидеть и планировать последствия своих действий. Высокоэффективные люди начинают действовать, чётко представляя себе конечную, отдалённую цель своих усилий. Неэффективные люди обычно не задумываются о последствиях.

Психолог : Как ты думаешь, зачем дети ходят в школу?

Ребёнок: Чтобы получить образование, аттестат.

П: А зачем им образование, аттестат?

Р: Чтобы поступить в техникум, училище или ВУЗ.

П: А зачем им получать профессиональное образование в техникуме, училище или ВУЗе?

Р: Чтобы устроиться на хорошую работу.

П: Зачем людям работа?

Р: Чтобы зарабатывать деньги?

П: А зачем нам деньги? Ведь это всего лишь бумага?

Р: Чтобы купить еду и одежду.

П: А ещё чтобы оплачивать жильё. Ты, как и все мы, нуждаешься в пище, одежде и жилье. Верно?

Р: Да, конечно.

П: Так зачем, в конечном счёте, дети ходят в школу?

Р: Чтобы иметь возможность купить еду, одежду и оплатить жильё.

П: Согласен. Образование это работа, работа это деньги, деньги это еда, одежда и жильё. Образование нужно чтобы выжить. Образование – это вопрос жизни и смерти, это критически важно. А почему же ты не ходишь в школу?

Р: Не знаю. Я не думал, что это так важно.

П: Тебе никто не говорил, то, что сказал тебе сейчас я?

Р: Нет.

П: Ты прогуливаешь школу, но при этом получаешь еду, одежду и жильё. Это упущение твоих родителей. Они не только не объяснили тебе, как устроен мир, но ещё и создали искусственные условия, в которых ты получаешь всё, ничего не отдавая. Это не правильно: в обычной жизни так не бывает. На протяжении всей истории человечества и до сегодняшнего дня почти все взрослые люди каждый день с утра до вечера тяжёлым трудом зарабатывают деньги, чтобы выжить. Скоро ты станешь совершеннолетним. С этого времени государство перестанет о тебе заботиться: ни бесплатного питания, ни одежды, ни жилья. Родители тоже не смогут заботиться о тебе вечно. Но меня больше интересует не вопрос будущего, а вопрос настоящего.

Почему ты не работаешь?

П: Почему ты не работаешь?

Р: Не знаю. Я же маленький ещё.

П: Маленький?! Тебе 13 лет: это значит, что ты уже взрослый человек. Интеллектуально и физически ты созрел. Ещё сто лет назад в нашей стране многие 13-летние ребята работали наравне со взрослыми. И сегодня во многих странах 13-летние дети ходят на работу. В этих странах и в России сто лет назад у многих детей не было возможности посещать школу. Сегодня у тебя есть такая возможность. Но если ты не ходишь в школу, значит, ты должен работать. Единственная причина, по которой твои родители должны содержать 13-летнего мужика, это получение тобой образования. Если ты не получаешь образование, тогда ты должен работать. Тогда ты должен содержать себя сам и приносить пользу семье. Ты должен помогать родителям деньгами. Итак, почему ты не работаешь?

Р: Не знаю.

П: Ты согласен с тем, что единственная причина, почему 13-летние дети сегодня в России не работают, заключается в посещении ими школы? Или у тебя другое мнение на этот счёт?

Р: Согласен.

П: А что ты выберешь, когда вернёшься домой из нашего Центра? Пойдёшь на работу или будешь ходить в школу и хорошо учиться?

Р: Я лучше буду ходить в школу.

Кто-то умер, чтобы ты мог учиться

Чтобы закрепить полученную ребёнком информацию, я делаю небольшой экскурс в историю.

П: Ты слышал когда-нибудь про «Кровавое воскресенье»?

Р: Нет.

П: 9 января 1905 года рабочие Санкт-Петербурга хотели вручить царю Николаю II петицию с разными экономическими и политическими требованиями. Среди этих требований была просьба ввести в империи всеобщее начальное образование за государственный счёт. Тогда многие дети не имели возможности посещать школу, соответственно, даже читать не умели. Но рабочим не удалось вручить своё письмо императору: войска расстреляли этих людей из огнестрельного оружия. В тот день погибли сотни людей, многие были ранены. Потом началась революция, затем ещё одна, царская власть была свергнута и все дети в нашей стране получили возможность учиться в школе. Понимаешь?! Люди пролили свою кровь, отдали свою жизнь, чтобы дети, в том числе и ты, могли учиться. Они понимали, что образование нужно детям, чтобы выжить, чтобы, в конечном счёте, купить себе еду, одежду и жильё. У тебя есть фактически уникальная возможность учиться, возможность, которой не было у многих детей в нашей стране в течение почти всей истории России. Я думаю, что достаточно глупо с твоей стороны отказываться от такой возможности. Отказываться от возможности, за которую другие люди отдавали и отдают свою жизнь. Как ты думаешь, эти люди не зря отдали свои жизни? Ведь образование – это вопрос выживания.

Р: Теперь я понимаю, что учиться это очень важно.

Кто-то и сейчас умирает за возможность учиться

В этом месте для большей наглядности можно показать небольшой видеорепортаж из интернета о Малале Юсуфзай.

П: Ты слышал когда-нибудь имя Малала Юсуфзай ?

Р: Нет.

П: Эта девочка из Пакистана. А Пакистан это недалеко от Красноярска, в Средней Азии. В 2012 году, когда Малале было 15 лет, её пытались убить талибы - религиозные фанатики. Они остановили школьный автобус, в котором она ехала, зашли в салон и выстрелили ей в голову. Она чудом выжила. Знаешь, за что они её хотели убить? За то, что она открыто заявляла, что девочки в её стране и во всём мире должны иметь возможность получать образование. И сегодня есть люди, которые проливают свою кровь и отдают свою жизнь за возможность учиться.

Где взять деньги?

Поскольку прогулы школы обычно сопряжены с совершением имущественных преступлений несовершеннолетними, я часто провожу с ними упражнение на осознание последствий своих действий.

Ребёнку нужно дать лист бумаги с таблицей из трёх колонок:

В первой колонке ребёнок записывает задачу: «Нужны деньги». Затем, он вслух называет способы решения этой задачи и записывает их во второй колонке. Если он затрудняется, то психолог подсказывает ему, но только после того, как ребёнок сам попытался найти нужные варианты. Затем в третьей колонке ребёнок, предварительно проговорив вслух, записывает последствия каждого из вариантов. И здесь получает помощь психолога только после того, как сам подумал. В результате чего должна получиться примерно такая картина.

Таблица. Где взять деньги?


Способов решения задачи и последствий может быть больше или меньше. Важно, что у каждого варианта есть плюсы и минусы. У преступных способов получения денег тоже есть плюсы: быстрота получения, чувство азарта. А у зарабатывания квалифицированным трудом есть большой минус: нужно несколько лет потратить на получение сначала общего, а затем профессионального образования.

Психологу необходимо самому объяснить ребёнку финансовые последствия вариантов. Нужно назвать среднюю зарплату в регионе по данным официальной статистики: это точка отсчёта, с которой сравнивается эффективность разных способов получения денег. Для Красноярска это цифра около 30 000 рублей.

Ребят не нужно убеждать в том, что за воровство они будут пойманы, - они это знают: их всегда или почти всегда ловит полиция. Из Уголовного кодекса детям озвучивается наказание: за повторную кражу можно получить реальный срок пять лет лишения свободы. В году 12 месяцев, в пяти годах 60 месяцев. Например, ребёнок украл аккумулятор из автомобиля, продал за 1 000 рублей, и через 1-2 дня полиция его уже задержала за это. Если его посадят за это на пять лет, то его финансовая эффективность составить 1 000 р. / 60 мес. = 17 рублей в месяц. Это в 1764 раза меньше средней зарплаты.

Бывает, конечно, что дети совершают более крупные кражи в десятки и сотни тысяч рублей. В этом случае денежная выгода всё равно остаётся очень маленькой: при краже 100 000 рублей она составит 1 667 рублей в месяц (100 000 р. / 60 мес.).

Причём в случае крупных краж наказания избежать точно не удастся. Один из моих подопечных украл 300 000 рублей. По заявлению потерпевшего было возбуждено уголовное дело. Родители несовершеннолетнего смогли договориться с потерпевшим, но было уже поздно. Кража в особо крупном размере относится к делам публичного обвинения. Это значит, что с заявлением в суд обязан обратиться государственный обвинитель. Поэтому по окончании следствия следователь Главного следственного управления передал материалы в прокуратуру, прокурор в суд, а судья, в свою очередь, был обязан назначить одно из наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом.

После заполнения таблицы ребёнку предлагается выбрать один или несколько способов получения денег, которыми он будет пользоваться впредь. Естественно, дети выбирают зарабатывание денег квалифицированным трудом, а также возможность попросить денег у родителей и заработать на временной работе или разовых услугах. После заполнения таблицы им становится очевидно, что это гораздо более выгодно для них, чем воровать и прогуливать школу.

«В некоторых регионах мира учащиеся ходят в школу каждый день. Это их обычная жизнь. Но кое-где люди голодают ради учёбы. Она как драгоценный подарок, как бриллиант» (Малала Юсуфзай) .

​​​​​​​Когда ребёнок выбрал способы получения денег, можно в ролевой игре закрепить новый способ поведения. Для игры берётся типичный сюжет из ближайшего прошлого. Например, ребёнок по пути в школу встретил своего приятеля, который предложил прогулять школу и в это время ограбить какую-нибудь бабушку, а полученные деньги потратить на алкоголь, наркотики и развлечения. Ребёнок играет самого себя, психолог – приятеля, который пытается сбить его с правильного пути. Чтобы это упражнение было максимально эффективным психолог не только предлагает, но и манипулирует, угрожает, требует, давит разными способами. А ребёнок демонстрирует свою способность противостоять такому давлению.

Работа с родителями

Родители ребят, прогуливающих школу, часто критикуют своих детей и выражают недовольство их поведением. Но они не проводят с детьми нравоучительных бесед, не объясняют, как жить правильно, не учат предвидеть последствия поступков, не мотивируют, не учат брать на себя ответственность. А нередко родители даже скрывают от детей важнейшую информацию, без которой эффективное воспитание, развитие осознанности и ответственности невозможно.

Родителям рекомендуется отказаться от стремления контролировать и управлять поведением своих детей, хотя бы потому, что они по факту не контролируют своего ребёнка. Вместо этого им рекомендуется дать детям свободу выбора, а вместе с ней и ответственность за свой выбор. Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы»убедительно показал, что свобода для многих людей не так желанна, как это принято считать. Свобода всегда отягощена ответственностью. Ответственность отрезвляет. Осознание ответственности за свой выбор мешает делать глупости.

Илья Базенков, психолог

Подросток не хочет учиться. Что делать?

«Подросток не хочет учиться, ему ничего не интересно, раньше учился с удовольствием, а теперь не хочет» - это типичные жалобы родителей и учителей.

Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.

1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.

2. У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие - повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.

3. Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств.

4. Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.

5. Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».

Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей. Но в целом все вышесказанное в той или иной степени относится ко всем подросткам, хотя проявляться может по-разному, в зависимости от темперамента и характера.

Вернемся к учебной мотивации или, говоря простым языком, желанию подростка учиться. И главной проблеме - что делать родителям, если подросток не хочет учиться? Очень часто родители задают вопросы. - как заставить учиться подростка или как объяснить подростку, что надо учиться.

Но прежде чем пытаться заставлять подростка учиться, надо разобраться в его психологических особенностях. Практика показывает, что заставить ребенка хотеть учится невозможно. Но ему можно и нужно помочь. А для этого надо постараться его понять.

Согласно исследованиям нейрофизиологов особенности подросткового возраста, в том числе и учебная мотивация, связаны с определенными структурами головного мозга.

Не будем здесь утомлять терминами – лимбическая система, орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и т.д. Интересующимся рекомендуем книгу – Л.Стейнберг, Переходный возраст – не упустите момент.

Нас интересуют практические выводы и ответ на вопросы: «Как увеличить влияние родителей на подростков?» , «Как помочь родителям подростка?», «Как повлиять на подростка?»
Обратите внимание! Речь не идет о том, как заставить подростка учиться.

Итак, что же делать, если подросток не хочет учиться?

1. Часто родители пытаются заставить подростка учиться, прибегая только к наказаниям и порицаниям, обращают внимание только на негатив.

Но в силу возраста «центр удовольствия» у подростков играет гораздо большее значение, чем в раннем и взрослом возрасте. Подростки более восприимчивы к вознаграждению и их меньше волнуют потери, Следовательно, на подростка легче повлиять через положительные эмоции, чем угрожать наказанием
Использование положительной обратной связи в виде похвалы, признания даже маленьких успехов, поощрения гораздо более эффективно.

2. У подростков еще не развиты навыки саморегуляции. Желательно ему помогать структурировать время, используя для этого какие-то «напоминалки». Например, подойдет записка на листе бумаги, напоминающая о чем-то.

3. Часто родители используют одни и те же приемы и методы, которые не дают результата. Подумайте, проанализируйте и откажитесь от них. Какой в них смысл, кроме испорченных нервов?

4. Поощряйте даже незначительные успехи, не требуйте невозможного, например, чтобы он с одинаковым вниманием относился ко всем урокам.

5. Не лишайте его своей любви из-за проблем с учебой. Иногда родители сосредоточены только на том, как заставить своего ребенка-подростка учиться, и отношения по поводу учебы распространяются в целом на общение родителей с ним. Вот и получается, что из-за того, что ребенок не хочет учиться, он ощущает отсутствие родительской любви.

6. Сообщайте ему о своих эмоциях по поводу его учебы, используя технику "Я-сообщений".

7. Больше общайтесь на посторонние темы, не связанные с учебой. Это необходимо для сохранения нормальных с ним взаимоотношений, что необходимо. если родители хотят сохранить свое влияние на подростка.

Часто на консультациях родителей звучит вопрос: "Как заставить подростка захотеть учиться?"

Ответ:

ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, ЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ

Но как могут помочь родители подростку, если он не хочет учиться?

Во-первых, надо понимать, что если у подростка проблемы с учебой, то для него это стрессовая ситуация, особенно, если он чувствует отвержение себя родителями.

Во-вторых, часто нежелание учиться объясняется тем, что подросток не видит в этом смысла.
Самый эффективный способ в этом случае показать ему необходимость учебы, причем использовать конкретные аргументы - надо получить аттестат, такое его отношение к учебе приносит неприятные переживания ему и вам самим, школьная программа обязательная для всех (что с этим поделать?) и т.д.

В-третьих. Подросток часто не хочет учиться из-за того, что уже сильно отстал и просто не может справиться с требованиями школьной программа.
Не надо требовать от него быстрых успехов, радуйтесь даже самым незначительным достижениям.

В-четвертых, подросток может не хотеть учиться из-за того, что у него проблемы в взаимоотношениях в школе со сверстниками или учителями. Попробуйте разобраться в этом.

В-пятых, то, что подросток не хочет учиться может вызываться какими-то объективными проблемами - СДВГ, нарушения здоровья, психологические причины. В этом случае его "не хочу учиться" на самом деле означает "мне очень трудно учиться".

В любом случае родителям надо встать на "помогающую" позицию, а не "авторитарно-карательную", но при этом не идти на поводу у своего ребенка во всех ситуациях.

Что означает "не идти на поводу"? Ваш ребенок не хочет учиться? Но ведь учеба - это его обязанность, даже, если он учиться не хочет. Вы можете ему помочь, но помощь не означает, что вы полностью снимаете с него всю ответственность. Попробуйте договориться с ним, проговорить его обязанности в отношении учебы и, что будет, если он свои обязанности нарушит. Только не надо ставить сверхзадачи, требовать невозможного. Например. чтобы он получал только хорошие оценки.

А знаете, уважаемые взрослые, что самое трудное? Это изменить свое собственное отношение к подростку и к его учебе. Самое распространенное из них то, что родители полностью несут ответственность за учебу их детей.

Естественно, что часто родители чувствуют свою ответственность за то, что подросток не хочет учиться или учится плохо. Да еще окружающие, в частности, учителя считают, что за желание ребенка учиться отвечают родители. А это вопрос спорный. В конце концов именно учителя ответственны за то, чтобы ребенку было интересно на их уроках, обязаны учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика.

Как родители могут заставить учиться своего ребенка-подростка? Подчеркиваем, не хотеть учиться, а просто учиться, более или менее выполнять требования школьной программы.

Если есть доверие подростков и родителей, то соблюдение этих правил может и не приведет к желанию подростка учиться, но поможет улучшить учебу. А когда учеба улучшится, то, возможно, и желание учиться у подростка появится.

К сожалению, именно взаимное доверие подростка и родителей часто отсутствует.
Но давайте вспомним, что взрослые отличаются от подростков тем, что могут поступать более осознанно, опираясь на рациональные мотивы, а не действовать только под влиянием эмоций.

Правила, чтобы не потерять или вернуть доверие подростка и родителей, увеличить влияние родителей на своего ребенка.

1. Необходимо отказаться от тотального контроля учебы подростка. Перестать постоянно задавать вопросы типа: «Как у тебя дела в школе?», «Ты уроки сделал?», «Ты подготовился к контрольной?», «Ты на завтра в школу все собрал?» и т.п.

Чего мы добиваемся подобными вопросами? Только того, что у подростка возникает еще большое отрицательное отношение к учебе и раздражение к вам. Он еще больше не будет хотеть учиться. И уж точно не формируется чувство ответственности, т.к. своими вопросами взрослые принимают ее на себя.

Это не означает безразличия, но внимание к учебе подростка должно быть без навязчивости, которая только вызывает у него раздражение.

2. Никогда не переносите какие-то конфликты или негативные эмоции по поводу учебы подростка на другие ситуации.

Представьте себе, что вам по какому-то одному поводу припоминают все, что было и не было? Что вы при этом почувствуете?

3. Если уж учеба подростка сильно нарушает вашу жизнь – жалобы учителей, вызовы в школу, то просто скажите ему об этом, обсудите с ним, спросите, чем вы можете ему помочь. Но без обвинений во всех грехах, не стараясь вызвать чувство вины, а как равному партнеру, чьи действия осложняют вам жизнь. (Для этого есть замечательная техника «Я-сообщения»)

4. Знайте, что многочисленные исследования, как в нашей стране, так и других показали, что школьная успеваемость не является показателем интеллекта и дальнейшей успешности человека. Поэтому, стоит ли приносить в жертву отношения со своим ребенком в угоду школьным отметкам?

5. Никогда не выясняйте отношения с подростком «на эмоциях». Во время ругани родителей в мозгу подростков в наибольшей степени активируется центр негативных эмоций, а активность центров контроля и понимания снижается. Другими словами, он плохо воспринимает в такой ситуации информацию и с трудом контролирует свое поведение.

6. Если ваш подросток не хочет учиться, то это не повод, чтобы портить с ним отношения во всем. Разделите проблемы учебы и другое.

В заключение.

Взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь. В этот период подростку тяжелее всех, а вместо помощи и понимания от близких ему взрослых он часто получает дополнительный стресс. Обида или другие негативные чувства могут закрепиться навсегда. Вам это надо?

ГЛАВНОЕ.

Каких-то универсальных рецептов наподобие кулинарных, чтобы воздействовать на подростка не существует. Но выполнение всего того, о чем говорилось выше, приводит к тому, что подросток начинает лучше учиться и становится более ответственным и самостоятельным. И у родителей уже не возникает вопрос: как заставить подростка учиться. Но в первую очередь это зависит от окружающих его взрослых.

Стартовал новый учебный год. Для многих родителей он обещает быть очень сложным. На носу – ОГЭ или ЕГЭ, ребенок – уже не ребенок, а тинэйджер. И резко перехотел учиться. Старые приемы, которые прекрасно работали раньше, уже не действуют. Как быть? «Поиск» обратился за советом к детскому психологу, консультанту по проблемам детско-родительских отношений Надежде Махмутовой.

Два самых ответственных школьных экзамена – ОГЭ и ЕГЭ – приходятся на подростковый возраст. В чем опасность такого сочетания с точки зрения психологии?

Опасность такого сочетания в том, что у детей в этом возрасте происходит «гормональный взрыв». Для некоторых подростков (особенно если наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях) родители перестают быть значимым авторитетом. На первое место выходит окружение. Подростки пытаются доказать «своим», что они крутые – поэтому успешность сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ во многом определяется средой, в которой подросток проводит время.

Соответственно, если друзья достаточно благополучны, и сдача ЕГЭ и ОГЭ стоит в приоритете у лидеров группы, то ребенок будет стремиться доказать, что он тоже «крут» и может сдать этот экзамен. Если же в компании круто пить и курить, а экзамены – это «пустая трата времени», даже репетиторы, как правило, мало что могут изменить.

ВНИМАНИЕ : в подростковом возрасте родители могут сохранять авторитет если:

В семье благоприятный психологический климат;

Мнение ребенка учитывалось;

Строятся партнерские отношения с детьми.

Что делать родителям, если ребенок внезапно отказывается учиться? Есть какие-то универсальные лайфхаки?

Первым делом нужно выяснить причину. В числе основных:

– ребенок просто не понимает для чего это надо;

В этом случае нужно объяснять на примерах. Цель – заинтересовать.

– проблемы с учителями или сверстниками;

Как правило, эту проблему решить сложнее всего, т.к. подросток отказывается от помощи. Не пытайтесь ходить к учителям за спиной у ребенка – нарветесь на скандал. Единственный вариант – внутренняя мотивация.

– семейное неблагополучие;

Тут без комментариев.

– плохая компания;

Вытянуть ребенка из плохой компании ОЧЕНЬ сложно. Поэтому рекомендую не допускать попадание его туда.

– гиперреактивность;

Поможет спорт, особенно плавание.

– зависимость от гаджетов.

Если не удается справиться самим – к психологу.

Ну и всегда рекомендую посмотреть – не слишком ли Вы нагрузили ребенка (куча кружков, подготовка к экзаменам, домашние дела). Для подросткового возраста характерен очень быстрый физический рост, при этом огромная нагрузка на сердце. И порой такая апатия и отсутствие желания учиться – результат перегруза.

А теперь давайте разберем конкретные ситуации. Ребенок не учится, но при этом уверен, что у него все и так получится. Как донести до него, что так просто ничего не бывает?

Тут я не совсем согласна с формулировкой вопроса. Если, к примеру, ребенок мечтает стать художником – прекрасно рисует, а мама наседает на него с алгеброй – то бунт вполне обоснован.

Очень рекомендую ВСЕМ родителям с 14-15 лет отводить своих детей на профориентацию к хорошему психологу. Тогда и у Вас не будет излишних требований к знаниям по алгебре к ребенку гуманитарию, и у подростка начнется вырисовываться картинка его будущей жизни.

Что эффективнее в этой ситуации: метод кнута (отобрать телефон, лишить компьютера, не пустить на вечеринку) или метод пряника? Какие побочные эффекты могут быть у обоих методов?

Кнут и пряник в этом возрасте практически не работают. Если же результат есть – он краткосрочный. Более того, когда используете эти методы – отдавайте себе отчет это МАНИПУЛЯЦИЯ. Дети от нас очень быстро учатся и готовьтесь – скоро будут пробовать манипулировать в ответ.

Важнее формировать и развивать внутреннюю мотивацию. Это кропотливое и долгосрочное занятие – но оно того стоит. Условно можно выделить 2 типа внутренних мотивов:

– познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное»);

Социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Тут нужно отыскать крючок, который ВАЖЕН именно для ребенка.

Возьмем другую крайность: ребенок так боится экзаменов, что априори уверен, что он их никогда не сдаст. Как ему помочь?

Одно дело просто страх и небольшой мандраж, с которым ребенок может справиться. В этом случае рекомендую:

– здоровый сон в течение как минимум месяца до экзаменов;

– здоровое, сбалансированное ПИТАНИЕ;

Помочь в подготовке (при необходимости обеспечить репетиторство);

– дыхательная гимнастика (вдох на 10 счетов, задержка дыхание на 10 счетов, выдох на 10 счетов – повторить 5-7 раз);

– акцентировать внимание на сильных сторонах подростка, избегая при этом его промахи;

– поверьте в ребенка, покажите ему свою уверенность в нем;

– поддерживайте дома благоприятный психологический климат.

Д ругое дело панический страх – тут к психологу, работать самостоятельно достаточно сложно.

Загрузка...