1001-market.ru

Развитие мелкой моторики рук (родительское собрание) методическая разработка (младшая группа) на тему. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей Многообразие способов развития мелкой моторики рук собрание

Родительское собрание

«Развитие мелкой моторики рук»

Подготовила

воспитатель

Тимофеева И. В.

Цель : формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задачи .

    Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.

    Познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Обогатить методическую копилку для родителей.

Предварительная работа:

    Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.

    Оформление памятки для родителей.

    Оформление материалов к выставке по теме собрания – цитаты, высказывания известных людей.

    Подбор слайдов и видео с пальчиковыми играми.

    Организация выставки развивающих игр: шнуровки, сенсорные панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т.д.

Оборудование:

    Плакаты с высказываниями:

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).

    «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).

    «Рука – это внешний наружу мозг человека» (И.Кант);

    «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори)

    Пластилин, дощечки для лепки, стеки, листы бумаги.

    Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.

    Мультимедийная установка для показа слайдов и видео.

    Презентация «Наши пальчики играли» (Слайды с фотографиями играющих детей).

Участники: воспитатели, родители.

Форма проведения: собрание практикум.

1. Вступительный этап (Приветствие).

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас, нашу встречу, мы предлагаем начать с игры – приветствия. Для этого нам нужно встать в круг, каждый участник говорит своему соседу, называя его по имени: «Здравствуйте, я рад Вас видеть!» - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.

Воспитатель: Мы думаем, вам было приятно говорить друг другу и слышать в свой адрес хорошие, добрые слова.

Основной этап.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.

Упражнение на выяснение целей «Модель трех вопросов»

Скажите, пожалуйста, уважаемые родители:

Что Вы знаете по теме собрания?

Что Вы хотите узнать?

Что надо сделать для того, чтобы узнать? (Ответы родителей).

Беседа с родителями и игровые задания (Педагогический всеобуч «Наши пальчики играли»). В этой части идет речь о роли мелкой моторики в развитии детей, родителей знакомят с проведением пальчиковой игры.

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

Каждый день с детьми мы используем пальчиковую гимнастику, массаж рук.

Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. (Просмотр видео)

Вот такие игры мы проводим в группе, ну это, конечно же, еще не все игры. А сейчас я с вами хочу немножко поиграть (пальчиковые игры).

Игровое занятие для родителей (Приложение 2).

Родителям предлагается выполнить самомассаж, пальчиковые игры.

Задачи. Научить элементам самомассажа. Научить выполнять сюжетные упражнения для пальчиков, развивать быстроту, мелкую моторику рук, память.

Воспитатель: Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Удачи Вам!

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: В завершении, мы предлагаем высказать своё мнение о нашей встрече. Что нового вы сегодня узнали на нашей встрече? Какие выводы вы для себя сделали? Есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?

( вручает каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук» приложение 1 и приложение 2.)

Приложение 1

«Развитие мелкой моторики рук».

История вопроса . Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. А ведь можно сделать все намного проще!

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера).

Конструировать из бумаги.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная.

В чем ваш малыш преуспевает _____________________________________

Что требуют дополнительного внимания:___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вы должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Приложение 2

Массаж

«Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)

Этот пальчик дедушка…

Это пальчик я, Это вся моя семья.

Теперь делаем массаж на кисти руки, тоже круговыми движениями, все движения делаются по кругу и к предплечье, Начинаем с поглаживание, дальше делаем растирающие движения. Чередуем с поглаживанием и здесь можно сделать щепцевидное разминание 2-мя пальцами.

Массаж прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.

Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо.

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся на пороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил- (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел. (большой)

Все медведи сладкоежки, (указательный)

Любят, есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

На этом массаж можно закончить.

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

Упражнения с мячом - ежиком

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Упражнения с прищепками

Левая рука 5 4 3 2

Вот проснулся, встал гусенок, 2 3 4 5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука 5 4 3 2

Дай, хозяйка, корма мне 2 3 4 5

Раньше, чем моей родне!

Упражнение с грецким орехом

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по горочке катись!

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по пальчикам катись

(покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) (Такое упражнение очень нравится детям)

Упражнения с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки. (можно без пробок, пальчики бегают; пианино.

6) Упражнения с бигудями - липучками

Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их.

«Я колючек не боюсь, даже если уколюсь! »

Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Сухомлинский В.А. писал:

«Истоки творческих способностей

и дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности

в движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие с орудием труда,

чем сложнее движение,

необходимое для этого взаимодействия,

тем глубже входит взаимодействие руки

с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Другими словами:

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

Родительское собрание-практикум

Оборудование: мультимедийная установка для просмотра презентации

3 стола на которых разложены игры на развитие мелкой моторики кистей рук и различные материалы по количеству родителей (массажеры,соленое тесто, пластилин, веревочки, листы бумаги, крупы, песок), выставка детского творчества.

Добрый день дорогие родители!

Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей. И начнем с того, что определим, что такое «мелкая моторика» и почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Мелкая моторика - это что такое?
Это сложное и слаженное взаимодействие нервной, мышечной, костной и зрительной систем в выполнении мелких и точных движений кистями рук и пальцами ног. Захват мелких предметов, обращение с ложкой, вилкой, ножом, застегивание пуговичек на кофточке, завязывание шнурков, конструирование, вышивание, мелкие движения пальцев от которых зависит почерк - это все мелкая моторика.
Чем важна мелкая моторика?
Головной мозг похож на сложнейший компьютер. Он анализирует информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и от внутренних органов, и формирует ответные двигательные и поведенческие реакции. Как это проявляется в жизни? Мы отдергиваем руку от горячей кастрюли, мама бросается на помощь малышу, свалившемуся с велосипеда.
В головном мозге проходят процессы высшей нервной деятельности, характерные только для человека: мышление, речь, способность читать и писать, способность к творчеству.
В коре головного мозга есть зоны, ответственные за какую-то определенную сферу, в частности, зона, ответственная за двигательную активность.
Около трети всей площади двигательной зоны коры головного мозга занимает часть, ответственная за движения кисти руки. Ходьба, прыжки, плавание, спортивные упражнения, боевые искусства и прочие двигательные навыки вместе взятые занимают лишь оставшиеся две трети двигательной зоны. Зона, заведующая движением кисти руки, коры головного мозга расположена очень близко от речевой зоны. Местами зона движения кисти руки и речевая зона перекрываются. Именно это обеспечивает теснейшую взаимосвязь мелкой моторики с речью.

Вопрос к родителям: Известно, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога:

Это можно объяснить несколькими причинами:

Взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).

Дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

3. Перебирать крупные деревянные бусы, четки.

4. Собирать, складывать пирамидки.

5. Работать с вкладышами (Монтессори).

6. Застегивать пуговицы.

7. Завязывать, развязывать узлы.

8. Пальчиковые игры типа “Сорока -ворона”, «Семья»

Средства развития мелкой моторики рук.

Различные игры: мячи, пазлы, пирамидки, формы. Пластилин, глина, песок, вода, крупы, бумага, куклы, бусы, пуговицы, природный материал, карандаши, нитки, веревки и т.д. На некоторых из них остановимся подробнее.

Массаж кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.

Массажеры. Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

А теперь приготовили свои руки и делаем вместе со мной:

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Мы морковку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы морковку солим-солим,

Мы морковку жмем-жмем.

Ворона

Шла ворона мимо рынка (выпрямить указательные и средние

пальцы, идти по столу, остальные пальцы поджать)

Под крылом тащила крынку. (ладони соединить ковшиком)

Крынка выпала, разбилась, (ударить сомкнутыми ладонями по столу,

разъединить руки.)

Эх, ворона разозлилась! (развести руки в стороны, шевелить

пальцами)

Рисование. Рисование - занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с пластилином: мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед.

Игры с веревочкой. Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Выгладим платочки для мамы и для дочки. Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Игры с конструктором и мозаикой, вкладышами, пазлами.

Игры с пуговицами. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с яичками от киндер-сюрприза.

Развитие тактильных чувств. Игры с прищепками, коробочки где лежит нарезанный материал, мягкий, грубый, шероховатый, с ворсом и т.д. Который ребенок может трогать и рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным другим материалом.

Игры со счетными палочками. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных - к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Игры с песком. Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой. - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Куклы. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, куклы-марионетки.

Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими руками

Шитье, вязание, плетение .

Работа в технике изонить с детьми старшего дошкольного возраста и изучение литературы по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», привели к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей более младшего дошкольного возраста. Детям 2-3 года можно предложить сюжетные шнуровки. Детям 4 лет с помощью таких шнуровок предлагается завершить картину, например, разместив на грибочек бабочку или листик, посадить грибок на травку и т.д. С детьми старше 4 лет можно начинать знакомить с приемами работы в технике «Изонить», используя мягкие иголки, либо пластмассовые иглы с тупым концом. Материал для работы - мягкие фетровые салфетки, плотные хозяйственные салфетки. Во время занятий у ребенка развивается ассоциативное мышление и логика, тренируется мелкая моторика рук, что крайне полезно для детей этого возраста. Ребенок может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришивать детали игрушки не так, как указано в схеме.

Занятия «изонитью» способствуют активному развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях продуктивной деятельностью дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Подведение итогов собрания

В заключении можно сказать следующее:

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

А сейчас хотелось бы вам предложить подойти к столу и положить в коробочку геометрическую фигуру: и если вам сегодняшнее собрание помогло получить знания, которые вы примените к своим детям положите красный кружок, если вам, было, не интересно положите синий квадрат, если вы всё это знаете и применяете на практике со своими детьми, положите жёлтый треугольник.

Родителям для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
  • застегивать (расстёгивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
  • выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • резать (вырезать) ножницами;
  • выполнять аппликации.
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
  • разбор круп и т.д.

Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

  1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Затрудняюсь ответить

- Нет

  1. Как вы думаете с какого возраста нужно начинать ее развивать?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

  1. В какие игры вы играете с ребенком для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

  1. Какой материал используете в игре с ребенком?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

  1. Где берете информацию о развитии мелкой моторики?

- В детском саду

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

  1. Нравится ли ребенку играть в игры на развитие мелкой моторики?

- Нет

  1. Готовы ли Вы помочь сделать своими руками игры для развития мелкой моторики рук наших детей?

Отдел образования Администрации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ветютневская средняя школа»(дошкольная группа «Колобок»)

Фроловского муниципального района Волгоградской области

Родительское собрание-практикум в младшей группе на тему:

« Развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет с использованием нестандартного оборудования»

Подготовила: воспитатель Лукинова С.Ю.

х.Ветютнев

Декабрь 2016г.

« »______________ 2016г.

Цель:

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.

Задачи:

1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;

2. Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;

3. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии «Расскажи стихи руками»;

4. Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;

5. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.

Участники: родители и воспитатели группы.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1. Подготовительный этап.

2. Основная часть:

    Знакомство родителей с развитием мелкой моторики у малышей.

    Применение нестандартного оборудования для игр в группе для развития мелкой моторики.

    Обратная связь с родителями;

    Знакомство родителей с пальчиковыми играми из серии «Расскажи стихи руками».

    Обсуждение домашнего задания для родителей «создание пособия по развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

    Вручение памяток по темам родительского собрания: «Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук малышей с использованием подручного материала» .

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап:

- Анкетирование родителей по теме: «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» (приложение №3)

Оформление памяток для родителей.

Оформление фотопрезентации по теме: » Использование нестандартного оборудования для занятий с детьми в группе по развитию мелкой моторики».

2. Основная часть:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание.

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, , развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.

И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозайки, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.

Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику? - Ответы родителей.

Мелкую моторику рук развивают:

    Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

    Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

    Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать - откручиватьи т.д.;

    Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.;

    Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.;

    Одевание и раздевание игрушек;

    Лепка из пластилина и теста.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их.

Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

- Давайте познакомимся, чем же в свободной деятельности занимаемся с малышами мы

1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.

2.Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

3. «Прищепки» - развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета;

4.»Сенсорная клавиатура» -развиваем моторику рук, речь; учим цвета, формы;

5.»Кто в яичке спрятался?» - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;

6. «Найди в домиках …» - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;

7.»Веселые мячики» - массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук;

8.»Шумелки» - развиваем тактильные ощущения руки, мелкую моторику рук, слух;

9.»Коллекция камней» - развиваем мелкую моторику рук, воображение, речь, тактильные ощущения;

10. «Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль» - развиваем мелкую моторику рук, зрение;

11. «Пересыпаем зерно ложками разного размера» - развиваем мелкую моторику рук, глазомер;

12. «Сухой бассейн» - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; закрепляем цвета;

13. «Соляная пещера» - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности, тактильные ощущения;

14. «Рисование на манке» - развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;

15. «Подбери крышечки» - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; изучаем размеры;

16. «Сделай ежику иголки» - развиваем мелкую моторику рук, речь; закрепляем цвета;

17.»Книга знаний мелкой моторики «Непоседы» - развиваем мелкую моторику рук, речь, тактильные ощущения;

18.»Почитаем» - развиваем мелкую моторику рук, речь; знакомимся с окружающим миром.

Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов - рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные досочки для рисования и печатанья. Хороши в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки - это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.

Детишки любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.

Потихоньку стараемся подружиться с пластилином - но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином есть у всех; используем приемы: отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание столбиков и шариков.

Во всех наших творческих работах - пальчикам детей всегда приходится потрудится. Это и «Осеннее панно из листьев» и коллективная работа: «Букет для мамочки» и «Новогодний барашек» и т.д.

- Уважаемые родители, а как вы пытаетесь дома развивать мелкую моторику, какие используете для этого игры и занятия? - Ответы родителей.

- Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук, крупную моторику, а так же связную речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?- Ответы родителей.

Конечно, это пальчиковая гимнастика .

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

    способствует овладению навыками мелкой моторики;

    помогает развивать речь;

    повышает работоспособность головного мозга;

    развивает внимание, память, мышление;

    развивает тактильную чувствительность;

Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай разомнем наши уставшие ручки.

Игра с родителями из серии «Расскажи стихи руками» (приложение №2).

- Уважаемые родители в конце нашего собрания нам бы хотелось предложить для вас небольшое домашнее задание: изготовить дома, совместно с вашим ребенком, а может и всей семьей, - пособие для развитие мелкой моторики рук с использованием бросового материала: крышек от разных бутылок и коробок разного размера.

3. Подведение итогов собрания.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Принятие решения собрания.

Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук (приложение №4)

Приложение №2

«Расскажи стихи руками»

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)

Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)

Мы купусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем, жмем.

В бочки плотно набиваем (ладошками от себя)

И в подвалы выставляем.(ладошки в замок, качаем)

Ох и вкусная капуста! (погладить по животу)

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа, (складывать пальчики в кулачок)

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Это долька для бобра,

А для волка - кожура! (встряхнуть кистями рук)

«Машина»

Би-би-би гудит машина (стучим кулачками)

Тук-тук-тук мотор стучит (хлопаем ладошками)

Едем, едем. едем. едем (топаем ногами)

Шины трутся о дорогу (трем ладошками)

Шу-шу-шу они шуршат

Быстро крутятся колеса (покрутить руками перед собой)

Та-та-та они спешат!

«Дом»

На полянке дом стоит, (ладошки вместе домиком)

Ну а к дому путь закрыт.(поворачиваем ладошки)

Мы ворота открываем (открываем ладошки)

В гости всех вас приглашаем!(махаем ладошками)

«Тук да тук»

Тук да тук, тук да тук

Раздаётся всё вокруг (стучим кулачками)

Строим дом, дом большой (руки над головой)

И с крылечком и с трубой!(рука влево, другая рука вверх)

«Комар»

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж,

Летят осы вокруг носа, с-с-с-с,

Летит комар, на лоб - оп,

А мы его хлоп и к уху, з-з-з-з

Отпустим комара? Отпустим!

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять (шагаем пальчиками)

Бабу снежную лепили (лепим руками комок)

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, (правой ладошкой катаемся с левой)

А еще в снегу валялись (переворачивать ладошки)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели, (едим суп)

Спать легли (ладошки под щечку)!

«Строим стенку»

Строим стенку (ставим ладонь на ладонь)

Выше, выше, выше, выше

Добрались уже до крыши (соединяем ладони над головой)

Прорубили мы окошко (соединяем указательные и большие)

И дверцу для кошки (кистями рук показываем дверцы)

И дырочку для мышки (из пальчиков -колечко)

Пи-пи-пи-пи-пи!

Приложение№3

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.

1. ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию)

2. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию)

3. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?

(нужное подчеркните)

4. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)

Да, потому что …

Нет, потому что…

Затрудняюсь ответить.

5. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

Знаю. Смутно представляю. Не знаю.

6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите)

7. Имеются ли дома у Вас

специальные пособия,

игры,

литература по данной теме?

(нужное подчеркните)

8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша?

(нужное подчеркните)

- Шнуровки.

- Вкладыши.

- Кубики (пластмассовые или деревянные).

- Мелкий конструктор.

- Дидактические кубы.

- Мозаики.

- Пазлы, разрезные картинки.

- Пирамидки.

Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

- Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите).

13. Укажите ведущую руку Вашего малыша

(нужное подчеркните)

Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.

14. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и предлагаем принять участие в родительском собрании на тему: «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования у детей », которое состоится …

15. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.

Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!

Приложение №4

Уважаемые родители!

Многие из вас слышали о том, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук». О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.

Вы можете предложить своим детям выполнить следующие упражнения:

«Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

«Была лужа - и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!»

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыплется.

«Ну-ка, вылови»

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т.п.

Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: небольшие шарики, например, от пинг-понга; коробочки от «киндер-сюрпризов»; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела - уберите ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку - ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше. Желаем вам удачи!

Ирина Костарева

Цель : Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей .

Задачи : 1 . Показать с помощью наглядных средств, как нужно выполнять упражнение в группе.

2. Научить родителей использовать , различные предметы в выполнение упражнений.

Добрый вечер уважаемые родители , коллеги. Сегодня хотелось начать наше собрание немножко не обычно , для вас. Давайте мы с вами поиграем.

Сейчас я попрошу вас встать вкруг. Нужно поприветствовать своего соседа и сказать ему комплимент.

Вот посмотрите, сколько приятных слов вы пожелали друг другу.

Тема нашей сегодняшней встречи - это «Развитие мелкой моторики рук у детей »

Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук ?

(высказывание родителей )

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.

Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Развивая пальчики ребенка , мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Чем раньше будем развивать двигательные способности малыша, тем лучше. Начинать нужно с самого рождения.

На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.

Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. (Слайды)

Вот такие игры мы проводим в группе, ну это конечно же еще не все игры.

А сейчас я с вами хочу немножко поиграть, у вас на столах лежат предметы, которые можно использовать в упражнениях Показ : Что вам больше понравилось?




Используете ли вы дома такие игры? Какие?

Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики . Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развивают пальчики детей , но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

А в помощь мне бы хотелось подарить, вот такие буклеты.

Наше собрание подходит к концу , и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в семинаре практикум. А теперь на счет три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу «Всем, всем до свидания.

Приложение

Давайте сначала на руке сделаем массаж.

1) «Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)

Этот пальчик дедушка…

Это пальчик я, Это вся моя семья.

Теперь делаем массаж на кисти руки, тоже круговыми движениями, все движения делаются по кругу и к предплечье, Начинаем с поглаживание, дальше делаем растирающие движения. Чередуем с поглаживанием и здесь можно сделать щепцевидное разминание 2-мя пальцами.

2) массаж прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены . Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо.

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся на пороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил- (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел. (большой)

Все медведи сладкоежки, (указательный)

Любят, есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

На этом массаж можно закончить.

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

1)Упражнения с мячом - ежиком

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

2)Упражнения с прищепками

Левая рука

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

3)Упражнение с грецким орехом

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по горочке катись!

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по пальчикам катись

(покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) (Такое упражнение очень нравится детям)

5) Упражнения с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки. (можно без пробок, пальчики бегают; пианино.

6) Упражнения с бигудями-липучками

Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их.

«Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!»

7)Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Презентация

1) Пальчиковая гимнастика : взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе. 2)Кубы вкладыши - вот такие у нас есть кубы вкладыши, здесь мы развиваем мышление . 3) пазлы (мягкие) – такие пазлы мы можем приобрести в магазине, и выкладывать их вместе с ребёнком, при этом важно помнить, что пазлы должны соответствовать возрасту ребёнка, еще у нас в группе есть пазлы из картона.

4)ежик (прищепки) - ежик связан своими руками, еще можно прищепки прищепить на нитку, на ткань какую нибудь.

5)Рисуем на песке – здесь мы рисуем пальчиком на цветном песке.

6)Рыбалка : Ловим удочкой рыбок на магнит.

- Ловим в воде : здесь мы используем сачок, и ловим не тонущие игрушки.

7)Шнурование 1 (вот такая вот подставка для шнурования из дерева)

Шнурование (черепаха) : это черепаха изготовлена своими руками, здесь и шнуровка, пуговки, замочек, а под замочком на ощупь, можно найти сюрприз, и здесь идет еще для закрепления цвета. Шнурование 3 : Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Сшитая - бабочка : здесь и пристегивание, липучка,шнурование

9)Пересыпание : в одну ёмкость можно что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать в пустую ёмкость. Или напр упражнение с водой, если что-то просыплется, то пусть он соберёт это на совок и выкинет, а если прольётся вода, то ребёнок должен будет её вытереть тряпочкой. Одновременно это будет формировать в ребёнке аккуратность.

10)Перекладывание : Пересыпать и переливать можно из одной ёмкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

11)Найди игрушку : эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается манка, туда же помещаются, мелкие игрушки . Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

12)Перебор круп : для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом.

13) Лепка - лепить можно из пластилина, из глины, из соленого теста.

Цель: Показать важность, значимость работы по развитию мелкой моторики рук, научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Оборудование:

  • Плакаты с высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

  • Сосновые и еловые шишки
  • Счетные палочки
  • Различные пособия для развития мелкой моторики

Экран, проектор, ноутбук

Участники:

  • Воспитатели
  • Родители

Форма проведения: собрание – практикум.

Ход собрания:

Организационная часть.

Загадка:

Пять – да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки,
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»
Угадайте, Как их звать?

(Пальцы)

Правильно, пальцы. Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка.

Основная часть.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

(ответы родителей)

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психологическое напряжение.

Известно, что в последние 5-10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.) .

Сегодня на нашем собрании мы с вами поиграем. Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно, только в игровой форме. И не забывайте хвалить ребенка, создавая ситуацию успеха.

Практикум.

  • Игры с шишками.

С древних времен на русской земле забавлялись шишками, чурочками, желудями, орехами, косточками, камнями и прочим природным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекатывали друг другу и т.д.

Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев свои ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение.

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнить четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.

Упражнения с сосновыми шишками:

Как ежик колется сосна,
Ее мне шишка не страшна
Сосновую шишку в ладонях катаю
С сосновою шишкой сейчас я играю

Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут.
Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,
Малыши довольны. (А. Орлова)

Следующее упражнение – перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Для этого надо положить сосновую шишку и взять еловую.

Раз, два, три, четыре, пять
Шишку будем мы катать
Шишку будем мы катать
Раз, два, три, четыре, пять

Еловая шишка нам колет ладошки
Мы покатаем шишку немножко.

Шишки словно ежики
Колются чуть-чуть
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.

Следующее упражнение – сжимание или разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.

Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму
Поиграю с нею –
Ладошки разогрею.

Вот сжимаю правою
Вот сжимаю левою.
Буду шишки я сжимать,
Буду ручки укреплять.

  • Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самым простым является изображение пальцами различных фигурок. Но начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев. Например:

«Играем на барабане» - ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.

«Фонарики» - вращательное движение кистями обеих рук.

«Веселые брызги» - отрывистые движения кистями рук сверху вниз распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.

«Погрозим» - указательным пальцем погрозить попеременно каждой рукой.

«Пальчики» - пальцы «шагают» , «бегают» , «танцуют» .

«Музыканты» - пальцы «играют» на различных инструментах.

Итак, самым простым является изображения пальцами различных фигурок.

«Домик» -Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел

«Очки» -Бабушка очки надела

И внучонка разглядела

«Грабли» -Листья падают в саду,

Я их граблями смету

«Шарик» -Надуваем быстро шарик.
Он становится большой
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Корзина» -В лес корзинку я беру

И грибы в не кладу.

«Зайка и Ушки» -Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

«Коза» -У козы торчат рога,

Забодать может она.

«Дерево» -У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

«Дружные пальчики» .

Один, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
Этот пальчик маленький-
Мизинчик удаленький,

Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Пальчик серединный-
Самый длинный.

Пальчик указательный-
Очень замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Но зато он самый сильный.

Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.

Пальчики одной руки, сжатые в кулак медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак.

«Пальчики в лесу» .

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик парить стал,
Этот пальчик жарить стал
Ну, а этот сам все съел,
Потому и потолстел.

«Апельсин» .

Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа
Эта долька – для стрижа

Эта долька – для утят
Эта долька – для котят
Эта долька – для бобра.
А для волка…кожура.

Он сердит на нас беда!!!
Разбегайтесь кто куда.

«Как живешь?»

Как живешь?
-Вот так!
-А плывешь?
-Вот так!

Как бежишь?
-Вот так!
-Вдаль глядишь?
-Вот так!

Ждешь обед?
-Вот так!
-Машешь вслед?
-Вот так!

Утром спишь?
-Вот так!
-А шалишь?

Показать большие пальцы.

Имитация плавания.

Указательный и средний пальцы «бегут» .

Приставить к глазам пальцы «биноклем» .

Подпереть щеку кулаком.

Помахать руками.

Обе руки под щеку.

Хлопнуть по надутым щекам.

«Медведь» .

Лез медведь в свою берлогу
Все бока свои помял.
Эй скорее на подмогу.
Мишка, кажется, застрял.

Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

С силой вытянуть платок.

  • Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственное воображение. Кроме того, во время этих игр можно развивать представление ребенка о форме, количестве, цвете, а также его творческие способности.

Можно предложить малышу следующие задания:

  • Сосчитать палочки из которых выполнена фигура
  • Если фигура выполнена из разноцветных палочек, сосчитать палочки каждого цвета

Назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура.

А сейчас, я хочу предложить вам, уважаемые родители, имеющиеся у нас в группе различные пособия и игры для развития мелкой моторики рук младших дошкольников (показ, рассматривание, комментарии)

Заключительная часть:

Уважаемые родители, теперь вы знаете для чего и как нужно развивать мелкую моторику. У кого-то есть вопросы?

Хочу предложить вам памятки о способах развития мелкой моторики. Передавайте их друг другу. (родители берут памятки)

Спасибо вам, что вы нашли время посетить родительское собрание.

Думаю, что вы провели это время с пользой для себя. Хочется пожелать вам терпения, успехов в воспитании наших детей. До новых встреч!

Загрузка...