1001-market.ru

Роль семьи в формировании личности ребёнка. "роль семьи в формировании личности". Становление личности в семье

Х1У школьная научно-практическая конференция

Секция: обществознание

9 класс, МБОУ СОШ № 20

Место выполнения работы:

г.Невинномысск, ул.Калинина 159 а,

Руководитель: Фомина Лариса Владимировна,

учитель истории МБОУ СОШ № 20.

Невинномысск, 2014
План
Введение 3-4

Основная часть

1. Формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей. 5-6

2. Формы познавательной, трудовой и досуговой деятельности. 7

3. Разновидности любви родителей к детям. 8-9


Практическая часть

1. Роль семьи в жизни ребенка по мнению родителей 10-12

2. Роль семьи в жизни человека по мнению учащихся 13-14

Заключение 15-16

Литература 17

Введение

Тема «Роль семьи в формировании личности ребенка» является актуальной , так как традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Целью данной работы - является изучение влияния семьи как фактора влияющего на развитие личности.
Задачи:
1) изучить социальную роль семьи в формировании личности;
2) исследовать особенности становления личности в подростковом возрасте;
3) проанализировать результаты проведенных исследований;

Экспериментальная база: исследование учащихся и родителей проводилось с помощью следующих методик:
1) метод опроса;
2) анкетирование;
3) кинетический рисунок семьи;
4) тест – опросник родительского отношения к ребенку

Объектом исследования является психология личности подростка, семьи и семейного воспитания.
Предметом исследования: процесс формирования человеческой личности под влиянием социальных и биологических факторов.


Гипотеза исследования: кризис подросткового возраста является важнейшим периодом формирования личности, роль семьи в этот период является решающей.

Научная и теоретическая значимость исследования: изучение влияния семьи на формирование и развития личности необходимо для изучения поведения личности.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе с учащимися школы и их родителями.


  1. Формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей.

Существуют различные формы взаимодействия педагогов и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия .

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.

Родительский лекторий – способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов.

Конференция по обмену опытом воспитания детей. Может быть тематической. Её проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись на группы, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому, в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические мероприятия они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием.

2. Формы познавательной, трудовой и досуговой деятельности

С целью улучшения воспитательного процесса, в школе необходимо осуществлять организацию совместных дел родителей и детей.

Это могут быть различные формы познавательной деятельности :

Общественные форумы знаний,

Творческие отчеты по предметам,

Дни открытых уроков,

Праздники знаний и творчества,

Турниры знатоков,

Совместные олимпиады,

Выпуск предметных газет,

Заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья - эрудит», «Семейные увлечения», «Круг семейного чтения».

Формы трудовой деятельности:

Оформление кабинетов,

Бла­гоустройство и озеленение двора,

Посадка аллей,

Создание библиотеки;

Ярмарка-распродажа семейных поделок,

Выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга :

Совместные праздники,

Подготовка концертов, спектаклей,

Просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,

Сорев­нования,

Конкурсы,

Туристические походы и слеты,

Экс­курсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали:

День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения;

Игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.

Совместная деятельность в творческих объе­динениях различной направленности, музеях и т.п.

Совместная познавательная, трудовая и досуговая деятельность способствует сплочению семьи и достижению в ней взаимопонимания.


3. Разновидности любви родителей к детям.

Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:


- любовь умиления;
- любовь деспотическая;
- любовь откупа.

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь . Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке , он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять и вдохновлять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Необходимо уважать детское желание быть хорошим и помнить, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа . Она состоит в том, что родительский долг видится родителям только в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие. Ощущение ребенка себя счастливым складывается из множества обстоятельств: отношение к нему сверстников, взрослых, успехов в учебе и в других важных делах.

Задача родителей – умело разрешить или сгладить те противоречия, с которыми неизбежно сталкивается ребенок в процессе приобретения им социального опыта, постижения законов сосуществования с окружающими. Нужно настойчиво готовить ребенка к осознанию того, что жизнь полна препятствий, преодоление которых и позволяет ощутить всю ее полноту.

Практическая часть

1. Роль семьи в жизни ребенка по мнению родителей

В жизни каждого человека семья занимает особое место, так как именно здесь с первых лет жизни ребенок усваивает социальные нормы, нормы человеческих взаимоотношений, общепринятые в семье ценностные мировоззренческие установки, тем самым, формируя свою определенную позицию в системе межличностных взаимодействий с окружающими.

В этой связи было проведено анкетирование родителей учащихся 9 в класса МБОУ СОШ № 20 (Приложение 1).

На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что современная семья постепенно утрачивает свои позиции – беспрекословный авторитет старших членов семьи, уважительное отношение к традициям предков, бескорыстную заботу о стариках и детях и т.д.?» 41% реcпондентов ответили: «частично», 26% - «согласен полностью», 18% - «совсем не согласен» и 15% - «затрудняюсь ответить».

52% опрошенных родителей полагают, что ослабление института семьи способно вызвать духовно-нравственный кризис во всем обществе, 17% с ними не согласны и 31% затруднились ответить.

Особая значимость семейного воспитания обусловлена глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям.

В этой связи представляет интерес распределение ответов на вопрос: «Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?» Подавляющее большинство (88%) респондентов оценили свою как семью как дружный коллектив.

В среднем из всех опрошенных 57% респондентов считают отношения в их семьях хорошими, 36% - очень хорошими, 6% - не очень хорошими, 1% - плохими.

К важным социально-культурным факторам семьи относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие и благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи.

Не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей .

На вопрос «Как часто ваша семья собирается вместе?» 63% респондентов выбрали вариант «ежедневно», 27% - «по выходным дням» и 10% ответили «редко».

На открытый вопрос анкеты «Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи ?» получены следующие ответы:


  • Уважение к старшим, гостеприимство;

  • Уважение к старшим;

  • Новый год только в кругу семьи ;

  • Уважение к старшми;

  • Преемственность традиций в воспитаний детей;

  • Семейные праздники;

  • Дни рождения, Новый год;

  • Национальные традиции, праздники, выходные дни;

  • Семейные торжества (Наурыз, дни рождения и т.д.);

  • День рождения, Новый год, выезды на природу;

  • Знаменительные даты (годовщина свадьбы, дни рождения);

  • Вечерние прогулки, выезд за город;

  • Отмечаем дни рождения членов семьи;

  • Отпуск всей семьей;

  • Праздники;

  • Просто партнеские дружеские, доверительные отношения и все;

  • На выходных всей семьй ездим на природу;

  • Отдых всей семьей;

  • Проведение знаменательных дат, рождение детей, поминки;

  • Собираться за ужином
В ходе опроса выявлено, что мнение родителей по поводу того, кто оказывает большее влияние на воспитание девочки, разделилось: 43% считают, что это мать, 47% - оба родителя вместе, 6% - отец и 4% не смогли определиться с ответом.

Что касается воспитания мальчиков, 34% респондентов выбрали вариант «отец», 10% - «мать», 51% - «оба вместе» и 5% затруднились с ответом.

Основными причинами семейных конфликтов являются отсутствие взаимопонимания между членами семьи (42%), отказ участвовать в семейных делах, заботах (15%), нарушение этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.) (14%), разногласия в вопросах воспитания детей (12%), злоупотребление алкоголем (6%), а также другими обстоятельствами (15%). При этом всегда (12%) и иногда (43%) свидетелями конфликтов взрослых становятся дети.

Большинство (62%) опрощенных не согласны с утверждением, что в неполной семье, как правило, вырастают неблагополучные подростки; 14% - согласны и 24% затруднились с ответом.

Подавляющее большинство (69%) респондентов считают, что для того чтобы в стране было как можно меньше неполных семей, государству нужно создавать условия для семей, имеющих двух и более детей, почти треть (28%) опрошенных в высказалась за ужесточение мер наказания отцов и матерей, бросивших своих детей.

На вопрос «Что делает Ваша семья, собравшись вместе?» было эмпирически зафиксировано, что главными семейными занятиями для опрошенных являются – семейно-бытовой труд (34%); обмен впечателениями о прожитом дне (32%); совместное решение житейских проблем (31%); коллективный досуг (29%) и т.д.

Согласно результатам опроса, 41% респондентов занимаются своими детьми более 3 часов в день, 28% - от 1 до 3 часов, 9% - менее часа, 19% отдали на временное воспитание своих детей бабушкам и дедушкам, а 3% не общаются с детьми по причине развода с супругой или супругом.

Таким образом, более половины (59%) опрошенных родителей уделяют внимание собственным детям менее 3 часов в день или совсем лишены общения с ними по разным причинам.

Стоит ли удивлятьcя, что дети находят утешение в телевизоре и компьютерных играх?

Тест для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку показал, что 11% родителей все усилия направляют на то, чтобы интересы ребенка были надежно защищены. Однако, это вскоре может вызвать его протест. «Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его собственных интересов, самооценки. У него не развито умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за них». 85% родителей заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом имеет возможность проявлять свою независимость и взрослость.
4% мало уделяют внимания вопросам воспитания своего ребенка. «Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения» (Приложение 2)

Можно сделать вывод, чем больше родители уделяют внимания собственному ребенку, интересуются его проблемами, своим личным примером показывая ценности жизни, тем больше взаимопонимания они могут найти у детей и вырастить их хорошими, достойными людьми.
Роль семьи в жизни человека по мнению подростков

Было проведено исследование направленное на изучение традиций семьи. Учащимся 9 в класса было предложено изобразить традиции своей семьи в виде схематического рисунка . Анализ рисунков показал, что на первом месте Совместное проведение праздников (92%), на втором Выход на природу(86%), далее Досуг (79%), Фотоальбом (72%), Театр, выставки, музеи (66%), Уборка (57%), Чтение (49%), Династии (12%).

Также проводилось анкетирование учащихся 9 в класса.

Анализ результатов анкетирования показал, что поддержку со стороны родителей чувствуют 84% респондентов, 38% - хотели бы иметь больше самостоятельности, 42, 5% считают, что родители предъявляют высокие требования.

Конфликты случаются: редко – 56, 3%, часто - 8,1%. Происходят они по причине: слишком громкой музыки, из-за одежды, реже по поводу учебы.

Нет взаимопонимания с мамой у 9% девятиклассников.

Секреты от своей семьи имеют 28% опрошенных ребят данного класса.

Все ответили, что знакомы с материальными проблемами своей семьи.

От семьи, дети хотели бы получить в первую очередь радости общения, затем покоя и защищенности и хорошей организации быта. Большинство молодых людей хотели бы, чтобы их будущая семья была похожа на сегодняшнюю. Главное для будущего поколения: быть обеспеченными, встретить свою любовь, реализовать свои возможности (ценности названы в порядке значимости). Они считают, что их родителей заботит в первую очередь здоровье детей, затем хорошая учеба, немного - настроение и причины его изменений.

Большие нравственные переживания ребенку доставляет плохая учеба, ведь ему приходится выслушивать упреки по этому поводу и от учителей, и от родителей. Отсюда возникает нежелание ходить в школу, так как ребенок знает, что, вернувшись домой, он должен будет отчитываться перед родителями за очередную двойку. Но никакими наказаниями и угрозами нельзя заставить сына или дочь хорошо учиться. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность с усилиями педагогов могут изменить ситуацию. Необходимо спокойно разобраться, почему ребенок плохо учится, чтобы помочь ему справиться с бедой (а для него это действительно беда, которую без вашей помощи меленькому человеку не одолеть). Возвращаясь из школы домой, ребенок должен быть уверен, что там его встретят с любовью и радостью независимо от того, какие отметки стоят сегодня в его дневнике. Чувствуя поддержку и заинтересованность родителей в его успешной учебе, ребенок сам захочет учиться лучше, а не станет придумывать всевозможные способы, чтобы скрыть плохую оценку. И пусть он не станет отличником, зато будет расти честным человеком, не падающим духом из-за неудач, потому что рядом с ним всегда стояли любимые им и любящие его мудрые люди – отец и мать, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, если в этом возникнет необходимость.

Только чувство защищенности от всего враждебного, что есть в окружающем ребенка мире, делает его психику устойчивой к различным негативным жизненным явлениям.

Заключение

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.

Один из известных тезисов педагогики заключается в том, что на развитие и формирование ребенка действуют три фактора: биологический, социальный и активность самой личности. Мы вынуждены обратиться опять к этим волшебным педагогическим истинам, поскольку речь идет о важнейшем вопросе воспитания — воздействии «улицы» на ребенка. Образно выражаясь, «улица» — это социальный фактор. Какой силы воздействия надо от него ожидать? И всегда ли родители готовы к его унифицированному влиянию на ребенка? Попробуем разобраться в этих сложных и коварных проблемах.

Семья и школа характеризуются тем, что осуществляют свое влияние на ребенка целенаправленно. Собственно говоря, процесс воспитания является целенаправленным влиянием, позволяющим ребенку усвоить необходимый для жизни в обществе социальный опыт. Действия взрослых людей направлены на формирование у ребенка системы ценностей, предлагаемых обществом.

Родители обучают своего малыша от рождения всему необходимому для жизни в обществе. Они озабочены тем, чтобы их ребенок чувствовал себя комфортно в различных сферах общественной жизни. Для этого родители стараются вводить ребенка в социальную жизнь. В педагогике существует известный термин «социализация». Что же он обозначает? Прежде всего ознакомление ребенка с требованиями общества, в котором ему предназначено жить, подчинение нормам морали и этики, предложенными этим обществом, нахождение своей ниши в социуме, установление социальных отношений с окружающими его людьми. Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, и, перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут. Другими словами, ребенок готовит себя к предлагаемым обществом условиям жизни в нем. Перед ним открываются горизонты его бытия. В границах этих горизонтов находятся его семья, детский сад, двор и ребята с которыми он играет, школа. Дальше границы раздвигаются с возрастом. Появляется институт, или армия, или овладение профессией, семья. Общество предлагает общие перспективы жизни, а вот путь к ним выбирает сам человек.

Социализация — это активное обретение ребенком своего уникального стиля жизни, нахождение именно своей ниши, в которой он может максимально реализовать свой индивидуальный потенциал. Роль родителей, учителей, воспитателей заключается в том, чтобы помочь ему справиться с многообразием факторов социализации.

Итак , социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия. Но это освоение не пассивный процесс. Ребенок совместно со взрослыми формирует свой собственный социальный опыт. А значит, для него представляет ценность организация условий, побуждающих его к активной деятельности. И вот здесь начинаются расхождения. Общество всем предлагает нечто общее, унифицированное, но принятие или отвержение ребенком этих предложений зависит уже от «ближнего круга». Это своеобразный малый социум — окружение ребенка. Те люди, влияние которых на его становление как человека общественного, очевидно. Ребенок находится в обширной системе макро- и микросвязей, которые формируют его ценностные ориентации, предпочтения, систему социальных выборов. Отсюда и направление индивидуальных выборов ребенка. Одни активно осваивают социум через культурные связи с ним, другие предпочитают идти «на улицу» и пополнять свой жизненный опыт общением с представителями «антикультурного» освоения жизненных пространств. Вхождение ребенка в социум, врастание его в систему требований общества очень сложный и многофакторный процесс. Личность ребенка закладывается в семье, и именно она является первым институтом его социального становления. Но даже в самой прекрасной семье ребенок не может избежать опосредованного социального влияния. Его нельзя оградить ни от низкого уровня культуры, ни от жестокости улицы, ни от отрицательного воздействия отдельных членов общества.

Философия утверждает, что человек на протяжении жизни выполняет сложную систему социальных ролей. Это профессиональные, семейные, гражданские, интерсоциальные, геосоциальные и регулятивные роли (Н.М. Таланчук). Качество выполнения данных ролей и определяет социальную нишу, занимаемую человеком. Личность не может полностью совпадать с обществом, да это было бы и грустно. Общество в этом случае лишилось бы талантливых людей, которые именно в силу своей неординарности выпадают из традиционной социальной «сетки». Глобализация экологических проблем приобрела решающее значение в современном мире. Противоречие между человеком, возомнившим себя «царем природы», и истинной первозданной природой заставляет разумную часть человечества решать проблемы взаимодействия с природой, не допуская экологической катастрофы. Отражаясь на индивидуальном сознании, участившиеся природные катастрофы ставят перед педагогикой задачу формирования индивидуальной ответственности у каждого жителя планеты за ее будущее. Глобализация культурных ценностей выражается в совокупности всех достижений человечества на протяжении многих веков. Культурологический подход к социализации помогает определить место человека в системе мирового сообщества. Культура регулирует его отношения с сообществом, и ребенок, социализируясь, присваивает себе достижения культуры. Воспитание является проводником ребенка, помогающим отличить истинные культурные ценности от продуктов субкультуры. В современном воспитательном поле все очевиднее проблемы, связанные с принятием или отторжением глобальных идей, объединяющих людей планеты.

На социализацию ребенка влияет принадлежность к тому или иному этносу. Эта принадлежность выражается во владении языком своей национальности, знанием ее обычаев и особенностей культуры. У каждого народа есть своя географическая родина, национальное самосознание, своя специфика во взаимоотношениях с людьми. Этнические особенности характеризуют большие и малые группы людей. Это — нации. В современной российской педагогике отмечается сложившееся напряжение в соотношении этносов. Это связано прежде всего с распадом могучего прежде государства и неустроенностью народов в бывших братских республиках. Перемещение людей разных национальностей в города России создает сложные условия для реализации воспитательной национальной политики. Задача семьи и школы помочь детям разных национальностей, сохраняя особенности своей этнической культуры, принять и понять особенности и значение культуры другой национальности. От умения решить «национальный вопрос» во многом зависит будущая позиция ребенка. Станет ли он «человеком мира», толерантно воспринимающим любую культуру, ментальность, или вольется в ряды людей, считающих себя «пупом вселенной» и отрицающих ценность других культур. Конечно, решение этнических проблем во многом определяется местом проживания ребенка.

Демографические условия являются фактором социализации. Разный уровень проживания в сельской местности и городской, доступность информации, наличие культурных центров — все это влияет на формирование ребенка и определяет его «социальный портрет». Завершающие штрихи к портрету «социального» человека наносит тот самый ближний круг, о котором мы уже упоминали. Семья, друзья, референтная группа. Семья является самым мощным фактором социализации ребенка. Именно в ней он познает правила и требования социума, учится жить в обществе. Семья есть некая модель общества, но модель индивидуализированная, несущая усвоенные элементы культуры, переработанные в соответствии с ценностями, принимаемыми каждой семьей. В ней происходит половая идентификация. Ребенок знакомится с ролями отца и матери. От того, какие отношения превалируют в семье, такие первичные знания о мире получит ребенок.

Семья — своеобразный репетиционный зал, где ребенок познает разные модели поведения в обществе. Но не только пребыванием в семье исчерпывается обучение ребенка социально значимым качествам. Большое значение для развивающейся личности играют его друзья. Именно отношения с друзьями заставляют ребенка сравнивать себя с другими людьми и свое поведение с поведением друзей в схожих обстоятельствах. Кроме этого, группа сверстников — это особый мир, в котором пребывает ребенок. Он абсолютно не похож на мир взрослых. Он обладает собственной богатой по содержанию и формам субкультурой, выраженной в играх, общении детей. Достаточно послушать, как обсуждают дети просмотренный, к примеру, фильм. У них даже язык обсуждения свой, не всегда понятный взрослым. А детские страшилки, которыми пугают мальчишки девчонок в детских сообществах — спортивных лагерях, лагерях здоровья и отдыха. Детские тайны, фантазии, ведение альбомов с фотографиями любимых актеров (девочки), знаменитых футболистов или боксеров (мальчики) являются элементами детской субкультуры, создающими для ребенка уютный мир личного совершенствования.

Так социализация выглядит при гармоничном вхождении ребенка в мир. Условия, способствующие такому ознакомлению, как правило, определяются семейным воспитанием. Комфортная атмосфера семьи, любовь и уважение близких, толерантное отношение к людям, окружающим ребенка, все это способствует успешному овладению социальным опытом и определяет уровень подготовленности ребенка к освоению различных социальных ролей.

Но в деструктивных семьях, где не уделяют внимания ребенку, где нет любви, дружбы и нежности, где ребенку одиноко и неуютно, условия его социализации будут, безусловно, более суровыми.

Рассуждения о социализации ребенка ни в коем случае не должны создать у родителей такую иллюзию постоянной гармонии ребенка и общества. Ведь на него действуют две силы: целенаправленная (родители и воспитатели) и стихийная (общество в виде «улицы»), И соответственно могут сложиться такие условия, когда ребенок отворачивается от целенаправленного влияния и «уходит» на улицу. Что подталкивает его к такому решению? Много факторов. В качестве главных назовем лишь некоторые. Прежде всего такое поведение демонстрируют дети из неблагополучных семей. По сути улица — это естественная среда их обитания. Но может так случиться, что ребенок из вполне благополучной семьи тоже потянется к этому «институту воспитания». Причины, как правило, лежат в области «понимания-непонимания» между ребенком и родителями или учителями. Если ребенок испытывает чувство одиночества, находясь в семье, а это далеко не редкий случай, то неудовлетворенность во взаимоотношениях может привести его «на улицу». Особенно риск возрастает в подростковом, так называемом «трудном возрасте». Это связано с возрастными особенностями. Подростковый возраст характеризуется очередным кризисом. У детей отмечается мощный скачок в развитии всех психических функций. Кто же он, подросток? Всегда ли переходный возраст является болезненным для окружающих и для самого ребенка?

И почему этот возраст называют переходным? А потому, что он и есть переход от детства к юности. С одной стороны, все процессы в физиологической и психической сфере характеризуют подростка как взрослую особь, с другой стороны, в поведенческой сфере в силу еще не сформированного до конца жизненного опыта он зачастую не может удовлетворить свои возрастающие потребности. Выражаясь фигурально, ребенок «застрял» между детством и взрослым миром. Нередко в период такого «застревания» подросток оказывается «на улице». Ведь в кругу сверстников, особенно если те обладают большим социальным опытом, он чувствует себя взрослым. Подросток на улице «добирает» те качества, в которых ему отказывают в официальных, так сказать, заведениях — школе и семье.

Роль семьи в преодолении кризиса подросткового возраста велика. Если родители и все члены семьи будут действовать совместно и целенаправленно, то привлекательность улицы может заметно поблекнуть. Как же себя вести? Не так сложно, как это может показаться. Нужно придерживаться нескольких важных педагогических правил, а именно:

Проявлять особую чуткость к своим детям-подросткам. Представьте, что у него корь. Вы же не станете сдирать с лица и тела засохшие болячки, чтобы они (лицо и тело) были более красивыми, а будете терпеливо смазывать их йодом или зеленкой. Вам будет жалко своего ребенка. Вот и в переходную пору пожалейте его. Он сам иногда не знает, почему его заносит. То хорошее настроение, то плохое. То любит весь мир, то так же страстно его ненавидит. А если у вашего сына, к примеру, безответная любовь к однокласснице, которая на две головы его выше или любит другого парня, то представьте, что он должен чувствовать, и опять пожалейте его. Но самое главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его жалеют. В народе говорят, что любовь-жалость — самая действенная любовь. Так вот, пусть ребенок видит только любовь родителей.

Предъявлять требования к ребенку как к взрослому человеку. Так как у подростка стремление к «взрослости», надо обращаться с ним как со взрослым. Только обращение должно быть систематическим и последовательным. Ни в коем случае нельзя делать его то взрослым, то маленьким в зависимости от выгоды для родителей. Это ничему хорошему не научит ребенка и не принесет ему удовлетворения от общения со взрослыми. Ребенок озлобляется. Ну, так это и понятно. Несправедливость — самое ранящее оружие в любом возрасте, а в подростковом и подавно. Требования должны быть обоснованными, и самое главное — не унижающими ребенка. Если подросток с детства приучен к простым и необходимым требованиям, то в переходный период мало что изменится. Конечно, он может сопротивляться. Но это скорее от вредности. Как же, он такой взрослый! У него на все свое мнение! На самом деле он требование родителей выполнит. Может, не так тщательно, но итог будет очевидным. К примеру, придет не в 11, как было сказано родителями, а в 12, «по-своему». Этим приходом он показывает свою «независимость». Надо ли указать ему на нарушение? Надо! Обязательно! Тогда будет «равновесие сторон».

Содействовать рефлексии подростка. Развитие готовности к самоанализу очень важно в этот период. Все действия подростка обусловлены особенностями его возраста. Противоречия, толкающие его на странные в глазах взрослых поступки, разрешаются, и ребенок поднимается по лестнице постижения жизни ступенька за ступенькой. Если у него развита рефлексия, он может проигрывать в воображении много разных своих поступков и их последствий, а также реакции на них родителей или учителей. Это влияет на «проживание» побудительных причин этих поступков. Это «проигрывание» часто избавляет его от самих поступков. Тем самым мы, развивая рефлексию, удерживаем ребенка от ненужных ни ему, ни обществу действий. Поскольку побудительная причина изжита, действие уже неинтересно для ребенка. Рефлексия помогает подростку осознать свое место в жизни, отношение к нему сверстников и окружающих его взрослых людей. Она помогает оценивать свои поступки. У подростка складывается система социально ценных отношений.

Ценность рефлексии не вызывает сомнения. Задача взрослых помочь ребенку в ее развитии. У многих детей рефлексия развивается естественным путем. Те же, кто нуждается в помощи, могут вполне на нее рассчитывать. Кто является первым помощником в развитии рефлексии у ребенка? Конечно, взрослые — учителя, воспитатели, тренеры, родителей. Что нужно делать в этом случае? Необходимо прежде всего определиться, какой тип отношения к миру свойствен ребенку. Кто он: интроверт или экстраверт? Если ребенок замкнут, склонен к самокопанию, самоконтролю. Если он беспокоен, немногословен, в основе своей молчит, стесняется, то, несомненно, он — интроверт. Если же он обладает открытостью, кипучей энергией, активен в поведении, с более слабым самоконтролем, более свободен в общении — он экстраверт. В помощи нуждаются оба типа. Экстраверта в силу слабого самоконтроля необходимо побуждать к самоанализу и осознанию своего места в жизни. Интроверту помогать выходить из стрессовых состояний, в которые он себя иногда загоняет в ходе самоанализа, превращая последний в самокопание. Полезнее всего организовывать для обоих такие ситуации, которые стимулировали бы подростков к самоанализу.

Способствовать развитию саморегуляции подростка. В воспитании подростка необходимо постоянно обращаться к его собственным силам. Известный педагог П.П. Блонский считал настоящим воспитателем того, кто будит дремлющий дух в ребенке. Развитие личности ребенка как саморегулирующейся системы чрезвычайно важно как для самого ребенка, так и для его окружения. Развитие саморегуляции у ребенка предполагает целенаправленное создание определенных условий для развития (А.Т. Куракин):

* Готовности правильно воспринимать требования других людей.

* Готовности к анализу ситуации, в которой придется действовать.

* Готовности к анализу собственных возможностей успешно выполнять требования.

* Умения планировать важнейшие сферы жизнедеятельности соответственно внешним условиям и внутренним возможностям.

* Готовности предъявлять требования самому себе.

* Умения подавить другие свои мотивы и сосредоточиться на выполнении предъявляемых себе требований.

* Готовности выносить, если это необходимо, большую нагрузку.

Важно научить ребенка видеть проблемы, выделять их из разных жизненных коллизий и анализировать как сами проблемы, так и их последствия. В принципе подросток, стремящийся к взрослости должен понимать, что по сути он ответственен за свое будущее, поскольку именно ему принимать решения в разных жизненных ситуациях и нести за него ответственность. Философ И. Кант говорил, что «самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества — вот в чем обязанности человека».

Формировать у подростка социальные установки . Формирование у развивающейся личности социальных установок подразумевает готовность подростка к жизни в обществе. Это подвижное образование предполагает, что ребенок выйдет «в мир» готовым решать его непростые задачи. Прежде всего социальная установка предполагает психологическое сопереживание подростка разным социальным коллизиям, с которыми он встретится в социальном обществе. Складываются социальные установки в процессе усвоения ребенком элементов культуры общества, в котором он живет. Они выполняют важные функции в формировании взаимоотношений ребенка с миром (И.С. Кон):

* Облегчают приспособление индивида к среде.

* Систематизируют предшествующий опыт взаимодействия ребенка с объектами социальной среды.

* Являются необходимыми предпосылками активности личности.

* Реализуют функции самозащиты личности.

Жизнь в обществе для ребенка является неким катализатором его личностных свойств. В переходном возрасте ребенок может испытывать значительные трудности в области взаимодействия с социальной средой. В силу особенностей, которые ему присущи именно в этом возрасте, он с недоверием начинает относиться к миру взрослых. Подросток всех подозревает в покушении на собственную свободу и в борьбе за нее иногда переходит грань. В этом случае уже общество в лице своих официальных представителей предъявляет подростку социальные требования. Естественно, основной задачей родителей является формирование ценностного отношения к социальным явлениям. Если в семье приняты социальные ценности общества, то ребенок, так же как и остальные члены семьи, будет относиться к социуму, может быть, критично, но осознанно и справедливо. Если в семье обсуждаются и дискутируются важные социальные проблемы, то подросток готов к дискуссии о социальных ценностях в любой группе. Другое дело, где и как он будет отстаивать свои взгляды. Но в любом случае социальные установки определяют содержательную сторону отношений подростка к миру, к окружающим его людям, к себе. К таким установкам можно отнести установки на активность подростка, реализацию его способностей, творчество и сотворчество, самостоятельность в решении жизненноважных практических задач.

Итак, проблема переходного периода все-таки существует. Но, как видно из наших рассуждений, для каждой семьи она сугубо индивидуальна. Хочется еще раз подчеркнуть, что родителям надо не паниковать, не причитать, а собраться с силами, активизировать свое терпение и включить сострадание на полную мощность. Для воспитанного в духе семейных ценностей подростка этот период пройдет практически без потерь. Главное, родителям не съехать в колею упреков в том, что он их разлюбил, что он манкирует своим прежними обязанностями в семье. Ребенок по-прежнему будет общаться с родителями. Может, чуть меньше, поскольку в его душе освободится место для общения со сверстниками. Он и времени будет проводить с членами семьи меньше. Что ж? Может, он влюблен и его время теперь отдано предмету «страсти нежной». Это нужно понять и принять. Но не огорчайтесь! Помните, что дети больше взрослых нуждаются в общении. И со своими горестями и неудачами они придут к вам, если вы во время их «перехода» не отступились от них, не бросили в трудную минуту, не зашлись от ревности, не озлобились. Если на предыдущих этапах развития было заложено ценное зерно, оно обязательно прорастет, и никакие трудности переходного периода его не задушат. Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в правильной жизни растут правильные дети.

В родительский блокнот

❀ Не изводите своего ребенка ревностью, обидами и капризами.

❀ Старайтесь не менять установленных в семье правил, только корректируйте их.

❀ Учите своего ребенка прогнозировать его будущее.

❀ Относитесь к ребенку как к взрослому человеку, принуждая его к ответственности за свои поступки.

❀ Откройте свой дом для его друзей и подруг, тогда его меньше будет тянуть за пределы дома.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Учите внуков видеть свои проблемы и справляться с ними.

❀ Используйте возможности самого подростка в решении его же жизненноважных задач.

❀ Проявляйте терпение к его выходкам, но безжалостно пресекайте, если они выходят за границы поведения, установленные семьей.

❀ Относитесь к ребенку, испытывающему кризис как к больному — не сюсюкайте, а лечите.

Качества, заложенные с детства, формируют поведение человека во взрослой жизни. Воспитание начинается в семье, именно в окружении близких людей совершается развитие ребенка как личности, основывается модель его будущего поведения в обществе. Сейчас в жизни большое значение придаётся техническим новинкам, но всё же роль семьи в становлении личности ребенка остаётся первостепенной.

Играет главную роль в формировании подрастающего поколения. Здесь происходит подготовка к взрослой жизни. В чём заключается значение внутрисемейного формирования личности, и какое должно быть поведение у родителей, чтобы их педагогическое влияние обладало успехом? Семья - это организованная структура, все действия в ней должны быть скоординированы. Воспитание детей должно выполнять определенные функции:

  1. Обучение ребенка.
  2. Прививание любовь к творчеству и искусству.
  3. Закладывание основ, одобряемые обществом, нравственное развитие чувств.
  4. Формирование его личности.
  5. Обеспечение условий для физического развития ребенка.

Под физическим развитием не подразумевается только утренняя гимнастика или выполнение несколько раз в неделю физических упражнений. Физическое воспитание сказывается положительно на детском здоровье, сюда относится привитие в раннем возрасте двигательных навыков, например, ходьбы без поддержки, сидение и приобщение к здоровому образу жизни.

Дети должны проявлять любовь к физкультуре и спорту с раннего детства. Это рекомендуется делать, привнося развлекательный элемент при совместных занятиях. Потому что игра считается ведущей деятельностью дошкольника. Когда ребёнок подрастёт, для него показательным примером будут родители. Совместные занятия спортом укрепят здоровье и повысят родственную сплоченность.

Становление личности в семье

Роль семьи в формировании личности ребёнка занимает главенствующее положение. Именно здесь он проводит большую часть личного времени. Развитие личности происходит под влиянием отца и матери. А также оказывают влияние родственники. Этот процесс происходит по двум главным направлениям:

  1. Ребенок наблюдает за старшими братьями и сестрами, родителями и прочими родными людьми.
  2. Он пытается вести себя так же, как и они.

Родители и иные родственники целенаправленно оказывают влияние на малыша, воспитывают его, прививают определенный образ жизни, формируют привычки. Подобное семейное взаимодействие вырабатывает не только личность малыша, но и поведение взрослых. Не последнюю роль в этом играет влияние семейной среды.

Это совокупность норм и правил, которых должны придерживаться все люди, живя в обществе. Родители учат дошкольника правильно себя вести с малых лет. При этом взрослыми выполняются следующие действия:

Фактически у ребенка формируется культура деятельности, речи и общения, а также навыки личной гигиены. Семья закладывает основы нравственного поведения. С малых лет многие дети знают, что хорошо или плохо. Это происходит благодаря близким родственникам и родителям.

Каждый кроха любознателен. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста бывает направлена на стимулирование познавательного интереса своего ребёнка к окружающему миру . У детей младшего школьного возраста, которые научились читать, развивается любознательность. Стихи, сказки, совместное чтение и обсуждение произведений из школьной программы развивает познавательный интерес дошкольника. Таким образом, происходит его сближение с родителями.

Своего ребёнка нужно воспитывать, чтобы он был всесторонне развитой личностью. Необходимо прививать ему любовь к искусству. С дошкольником нужно посещать галереи и выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение культурных мероприятий прививает любовь к искусству и культуре, а также развивает творческие интересы.

Усовершенствование познавательных способностей начинается намного раньше, чем думают родители: мама улыбается новорожденному малышу, ухаживает за ним, отвечает на вопросы, читает книги, смотрит с ребёнком развивающие телепередачи. Даже обычное общение обучает малыша чему-то новому. Эти простые занятия помогают ребенку осознать, какой большой мир за пределами семьи.

Но воспитание родителями не всегда приносит положительные плоды, хорошо влияет на развитие личности. Иногда отношения с ними бывают травмирующего характера . По прошествии нескольких лет этот опыт определяется, как печальный. Многое при этом зависит от стиля воспитания в семье. Педагогами и детскими психологами выделяются три стиля воспитания:

  1. Демократический.
  2. Диктаторский.
  3. Либеральным.

Демократический стиль является наиболее хорошим. Родители, которые его придерживаются, внимательно относятся к своему малышу, прислушиваются к его мнению, уважают выбор дошкольника. Это отношение развивает у малыша самостоятельность и ответственность. При таком общении родители выслушивают дошкольника, стараются ему помочь в решении текущих проблем добрым словом или советом.

Дети таких родителей знают, что им окажется участие и поддержка в отчем доме. Это понимание остаётся с ними после того, как они вырастают. Такие семьи содействуют грамотному половому воспитанию. Здесь дети разного пола воспитываются неодинаково. На примере родителей дошкольник наблюдает семейный гармоничный союз. Для диктаторского стиля характерны следующие критерии:

  1. Роль семьи в воспитании личности ребенка в этом случае строгая.
  2. Любые требования родителей должны сразу же исполняться, а свое мнение малышу иметь разрешается крайне редко.
  3. Такие родители добиваются послушания принуждением, угрозами и приказами, но такое поведение сказывается разрушительно на личности.

Диктат родителей приводит к внутреннему протесту или подавлению личности малыша. В первом случае чадо меняется в худшую сторону, у него наблюдается лицемерие, лживость, грубость в общении и агрессия. Второй случай приводит к пассивности и апатии.

Третий стиль часто называется либерально-попустительский или просто либеральный. Он возникает из-за чрезмерной любви к малышу. Мама и папа потакают всем его капризам и желаниям. Обычно дети вырастают безответственными и не дисциплинированными. Родители в своей чрезвычайной любви не замечают, что их сын или дочь, стали эгоистами.

Роль семьи в воспитании дошкольника имеет большое значение в формировании личности и его многостороннем развитии. Семья главенствует в вопросах воспитания вырастающего поколения. Но детские сады, гимназии и школы также выполняют важнейшие воспитательные функции. В каждом обучающем учреждении работает психологическая социальная служба, которая направлена на содействие всестороннему развитию.

Социальные службы обеспечивают дошкольнику или школьнику психологический комфорт, а также помогают родителям. С этой целью проводятся разные мероприятия, родительские собрания, индивидуальные консультации. Позитивный эффект достигается в случае, если школа и семья действуют сообща.

Особое значение придаётся структуре семьи . Здесь существует понятие полная и неполная семья. Под неполной семьей подразумевается отсутствие отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит успешная реализация дошкольника в будущем, его воспитание. К полным семьям причисляются сводные с мачехой или отчимом. Они считаются такими потому, что в них присутствует муж, жена и малыш. Отчим должен заботиться о детях жены, как о своих, а они должны его слушаться, как отца.

Неполной семья считается, когда отсутствует мать или отец. У одинокой женщины нередко формируется негативный комплекс чувств к мужчинам, семейной и брачной жизни. У детей также могут сложиться искаженные и деформированные представления о семье и супружестве. Понижение воспитательных возможностей в неполной семье происходит из-за стечения неблагоприятных обстоятельств. Неполными считаются семьи, в которых дошкольник проживает с бабушкой и дедушкой.

Это происходит, когда родители развелись или были лишены родительских прав за дурное обращение с детьми или пьянство. В этом случае семья неполная, потому что среднего, родительского поколения, в ней нет. С психологической точки зрения, бабушки и дедушки, которые выполняют функцию родителей, не могут их заменить, потому что их роль в семье принципиально другая. А также к неполным семьям причисляются те, в которых дети живут с тетей или дядей, старшими сестрами или братьями, или другими родственниками.

Сейчас становится всё заметнее кризис в семье. Он выражается в том, что она плохо реализует свою основную функцию - воспитание детей. Причины связаны с ухудшением экономической ситуации, а также имеется общий характер. Но, несмотря на это, семья для малыша остается на первом месте.

Обычно родители или гордятся собственными детьми, или досадуют, что они делали не так. И почему ребенок вырос не той личностью, которую бы они хотели видеть. Родители, как хорошие садовники, должны выращивать своего малыша, зная меру во всём: не дарить ему слишком много любви, чтобы он, как залитое водой растение, не начал гибнуть от невозможности приспособиться к жизни. И чтобы он не вырос излишне холодным, потому что если малыш не будет чувствовать поддержку родителей, то это отнимет у него жизненные силы.

Мать и отец еще до рождения крохи должны определить тактику поведения по отношению к сыну или дочери, придерживаясь этого в дальнейшем. Заранее нужно определить, какие качества должны быть у дошкольника, и начать их воспитывать в малыше уже с первых лет его жизни. Свое чадо нужно просто любить. Не надо чрезмерно ласкать, опасаться за него, потому что если усилить у малыша тревогу, недоверчивость и осторожность, то будет боязнь по отношению к окружающему миру.

Родители должны показывать свою любовь . С первых лет жизни она необходима, потому что обеспечивает чувство безопасности и удовлетворение физических потребностей. Чем старше становится малыш, тем больше любовь родителей переходит в разряд поддержки, уравновешивание психологического и эмоционального состояния. Что даёт любовь родителей:

Развитие малыша в семье можно назвать успешным, если он чувствует неподдельную заинтересованность и готовность помочь. Тогда он даже в переходном возрасте будет ощущать, что самыми родными людьми для него являются родители. У отца и матери должно быть желание вырастить из своего малыша полноценную личность, необходимо чувствовать ответственность за его жизнь. На своём примере нужно показывать, что правильно. И в первую очередь нужно воспитывать себя, потому что ребенок является отражением мамы и папы.

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания


Введение

1.2 Типы семьи (полная- неполная, благополучная- неблагополучная)

1.3 В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка

1.4 Основные задачи семьи (создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)

Глава 2. Условия успешного семейного воспитания

2.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье

2.4 Требования к организации взаимодействия педагога с родителями

Заключение

Литература


Введение

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации грает семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека.

В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.


Глава 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка

1.1 Понятие семьи, семья как микросоциум

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Семья- это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья – это такое образование, которое « охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Всё это позволило педагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой вырастет в ней человек.

Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается.

Точно так же не составит труда, пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности,то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

1.2 Типы семьи (полная - неполная, благополучная - неблагополучная)

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца.

Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми.

У одинокой женщины-матери нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье. Снижение воспитательных возможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряда неблагоприятных обстоятельств, таких как длительное влияние конфликтных ситуаций на детей, напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильным отношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи, неумение выбирать педагогически целесообразный стиль воспитания, возникновение ситуаций эмоционального “голода” или чрезмерной, жертвенной родительской любви, а также нередко и аморальное поведение родителя, его низкий культурно-образовательный и профессиональный уровни, материально-бытовые трудности, слабая связь со школой.

Неполными можно считать и семьи, в которых дети живут с дедушкой или бабушкой, но без отца и матери, поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишена родительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старики взяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя, который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своим родителям.

В этих случаях, даже если старшее прародительское поколение представлено супружеской парой, семья, безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительского поколения в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменить родителей, поскольку их роль в семье принципиально иная. Точно так же неполными являются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями и сестрами либо другими родственниками.

Загрузка...