1001-market.ru

Старший школьный возраст. Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста Психологические особенности детей старшего школьного возраста кратко

Го сударственное образовательное учреждение дополнительного

образования

Центр внешкольной работы Центрального района

Методическая разработка

на тему «Особенности старшего школьного возраста»

Выполнила педагог дополнительного образования

Дундина Юлия Сергеевна

Санкт - Петербург

2012г.

Гитара очень популярный инструмент. Особенно инструмент популярен среди молодых людей и подростков. Большая часть обучающихся игре на гитаре охватывает возраст от 11 до 18 лет. В учебном процессе важно не только само обучение игре на гитаре, изучение нотной грамоты, приобщение к музыкальной культуре. Главную роль играет общение с обучающимися. Очень важная задача стоит перед педагогом - это индивидуальный подход к каждому ученику и поиск общего языка. Необходимо заинтересовать молодого человека в этом непростом возрасте. Эта работа посвящена анализу подросткового и старшего школьного возраста и всем особенностям этого периода в жизни молодого поколения.

Общая характеристика возраста.

Старший школьный возраст, или как его еще называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 13 до 18 лет. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, приобретает ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они занимают в обществе, в коллективе, в системе общественных отношениях, под влиянием тех изменений, которые происходят в их жизни и деятельности в школе и после ее окончания. Основными видами деятельности в ранней юности становятся в равной мере труд и учение. Имея близкую перспективу самостоятельной жизни, старшие школьники стремятся определить свой жизненный путь, наметить конкретные перспективы дальнейшей трудовой деятельности, выбрать свою будущую профессию. В связи с этим, формируются и делаются более устойчивыми профессиональные интересы, юноши и девушки начинают серьезно размышлять о своем будущем. Старший школьный возраст это возраст кипучей энергии, энтузиазма, дерзаний, романтически - окрашенного стремления к большим и героическим делам.

Развитие личности в старшем школьном возрасте.

В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. На развитие личности в старшем школьном возрасте решающее влияние оказывает изменение положение учащегося в школе, семье, в системе общественных отношениях. Положение в обществе резко меняется и влияет решающим образом на становление личности. Под этим влиянием происходит глубокий процесс идейного становления личности, ее самоопределение. Руководство взрослых в этот период развития личности не только не снимается, но оно совершенно необходимо. Однако важно, чтобы это руководство было очень тактичным, умелым.

Конечно, старший школьник способен лучше и глубже, чем подросток, оценивать свои сильные и слабые стороны, свои достоинства и недостатки.

Однако подросток нередко более правильно оценивает себя, нежели старший школьник. Дело в том, что на развитие самосознание подростка влияют суждения других людей. Подросток, особенно младший, как бы смотрит на себя глазами окружающих, его суждение о самом себе часто повторяют аналогичные суждения родителей, учителей, товарищей. Естественно, что и самооценка его довольно объективна, потому что повторяет объективную оценку окружающих. По-другому, у старшего школьника с возрастом укрепляется тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, свое поведение и деятельность. А самому себя оценивать всегда труднее, чем осознать оценку со стороны. Поэтому старший школьник, умея анализировать свои личные особенности и поведение, лучше, чем подросток, оценивает себя.

Нередко юноши и девушки переоценивают свою личность, проявляют болезненное самолюбие, тщеславие, высокомерие, зазнайство, пренебрежительно относятся к окружающим; другие болезненно недооценивают себя, считают себя «посредственностью», «никчемным», сереньким и незаметным. Старший школьник, в отличии от подростка, способен осознать у себя не только простые, заметно проявляющиеся качества личности (такие, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, смелость, зазнайство и так далее), но и более сложные характеризующие многосторонние отношения личности (чувство долга, чести, собственного достоинства). Из этого следует, что надо умно и тактично помогать старшему школьнику, чтобы у него сформировалось правильное, объективное представление о себе, о собственной личности. Особенно этому должен следовать педагог, индивидуально занимающийся с учеником на музыкальном инструменте.

Подросток оценивает себя применительно к своему настоящему, старший школьник дает себе оценку применительно к своему будущем. «Каков я как член школьного коллектива?» - так ставит вопрос подросток. «Каков я для будущей самостоятельной жизни?» - так ставит вопрос старший школьник. Учащиеся старшего школьного возраста стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности, в вопросах восприятия самих себя, их интересует формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Поэтому большое значение имеет воспитание в учащихся правильного представления об этом облике, наличие у них своеобразного эталона, идеала, образца для поведения, с которым он соотносит качества своей личности и свое поведение. Например, любимого, родителей, героев любимых художественных произведений и кинофильмов, в которых они видят воплощение высоко ценимых ими качеств. Но в отдельных случаях у старших школьников может возникнуть и не совсем достойный идеал. Это отдельные привлекательные качества отрицательной личности, и они становятся образцом подражания. Педагогам необходимо тактично развенчивать подобные идеалы, помогая молодым людям выбрать образы, более достойные для подражания. В этом отношении личный пример, и авторитет старших играют очень важную роль.

В старшем школьном возрасте специфическую трансформацию претерпевает чувство взрослости: оно становится глубже острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним, как к маленьким. Чувство взрослости в старшем школьном возрасте приобретает своеобразный характер: несколько сглаживается острота конфликта из-за действительного или мнимого непризнания равноправия старшего школьника с взрослыми. В 14 лет, когда он получает паспорт, совсем скоро наступит то время, когда исполнится 18 лет, он получает избирательное право вступать в брак. Это объективные признаки взрослости юноши, девушки. В этих условиях чувство взрослости не атрофируется, не пропадает, а трансформируется в своеобразное самоутверждение, самовыражение, которое проявляется в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше старший школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился ничем не отличаться от взрослых, то теперь он хочет, чтобы признали его оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда - любым путем обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность, через утрирование моды, демонстративное и показное увлечение абстрактной живописью, скульптурой, музыкой. Впервые в старшем школьном возрасте появляется особое чувство - любовь. Это совершенно новое состояние в эмоциональной жизни школьника, чего нет у подростка. По отношению к подростку правильно говорить о проявлениях чувства личной симпатии, об увлеченности, привязанности, даже первой влюбленности, но любовь как глубокое чувство возникает только в ранней юности. Относясь серьезно к своему чувству, юноши и девушки глубоко интересуются интимными человеческими взаимоотношениями: «Что значит быть женой - другом и мужем - другом?». «Как избежать размолвок в семье?», «почему инициатива в создании семьи всегда принадлежит мужчине?», «как быть, если что-то в близком человеке очень нравиться, а что-то не нравиться?».

Влечение и интерес к противоположному полу в 14-18летнем возрасте нормальное явление. В 18 лет юноши и девушки получают право вступать в брак. Надо отдавать себе отчет в том, что наступает нормальный и неизбежный этап в развитии человека. Ни в коем случае не следует грубо вторгаться в мир интимных переживаний и тем более высмеивать, бранить, упрекать юношей или девушек за проявление этого чувства. Иное дело, когда возникающее чувство любви развивается ненормально (не встречает взаимности, связано с не совсем здоровыми интересами и переживаниями), мешает учению, отвлекает от работы, делает учащегося возбужденным или рассеянным, замыкает в кругу личных переживаний. Если нельзя придать этому чувству другой характер, необходимо попытаться переключить энергию и активность старшего школьника в русло других интересов, отвлечь его внимание.

Заманчивые, из соображений ложной стыдливости, вопросы любви, мы невольно позволяем решать их тем людям, влияние которых может быть только отрицательным. А наши воспитанники тянуться к этим людям, так как с ними легко говорить о том, что так волнует и интересует юношество.

В старшем школьном возрасте под влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы заметно развиваются эстетические чувства: способность замечать, эмоционально воспринимать и любить все прекрасное в окружающей действительности, в природе, искусстве, общественной жизни.

Развитию эстетических чувств у старших школьников надо уделять большое внимание. Также особое значение имеют организация экскурсий, посещение музеев, выставок, концертов, памятных мест.

Учебная деятельность и умственное развитие.

Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения, и вводятся новые учебные разделы. Основное отличие в том, что учебная деятельность предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности. Ученики взрослеют, обогащается их опыт; они осознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл. Развитие познавательных процессов, рост сознательного отношения к учению стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами: восприятием, памятью, воображением, мышлением, а так же вниманием.

В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики детей. Они неизмеримо шире, чем подростки, пользуются приемами запоминания - составлением планов, выделением основных мыслей, сравнением, соотношением с уже известным. С полным основанием это же можно отнести и к характеристике внимания. Но в отличие от подросткового возраста, где произвольное внимание возникает лишь эпизодически, в старшем школьном возрасте оно может быть постоянным при наличии устойчивых жизненных интересов. Под влиянием специфической учебной деятельности существенные изменения происходят в мыслительной деятельности, в характере умственно работы. Как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания, изучения дела, которым занимается, у старшеклассников начинает складываться мировоззрение.

Трудовая деятельность и выбор профессии.

Нельзя сказать о роли общественного труда в развитии школьников. Труд способствует формированию инициативности, целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости.

Под влиянием перспективы перехода к самостоятельной трудовой жизни формируется характерная для этого возраста направленность на будущее. Это возраст жизненно - трудового самоопределения, когда начинаются серьезные поиски своего трудового призвания, возникает стремление найти свою будущую профессию. Подросток, как правило, еще не думает серьезно о своей будущей профессии, особенно если он предполагает после 9 класса учиться в школе. Профессий тысячи, но только выбранная по душе, когда сочетаются индивидуальная склонность к данному виду труда, способности к нему и высокая оценка его общественного значения, приносит моральное удовлетворение человеку и максимальную пользу обществу.

Под влиянием чего происходит выбор профессии? Массовый материал показывает известную роль школы и учителей в воспитании у школьника интереса к своей будущей профессии. По данным ряда исследований, 40-50% опрошенных старшеклассников мотивируют выбор будущей профессии интересом к тому или иному учебному предмету, а так же указывают на такие мотивы (чисто внешнего порядка), как наличие семейных традиций, материально-бытовой обеспеченности, пример друзей и товарищей. В отдельных случаях мотивами были близость места работы или вуза от дома, «красивая форма» или то, что «сюда легче устроиться».

На основании массовых исследований приходится сделать следующие выводы. Нельзя говорить о полной подготовленности наших старшеклассников к выбору профессии: во-первых, они, не имея ясного представления о большинстве профессий, не могут правильно ориентироваться в них. Во-вторых, школьники не всегда умеют объективно определить свою профессиональную пригодность

Мы, педагоги, должны понимать, что у старшеклассников неизбежно возникает жизненная проблема выбора профессий и необходимость помочь им сделать этот выбор наиболее целесообразно, учитывая личные склонности и способности. Не только школа, но и дополнительная деятельность детей (спорт, занятия музыкой, занятия прикладным искусством и другое образование вне школы) может повлиять на будущее наших детей.

Литература:

В.А.Крутецкий «Основы педагогической психологии».


Старший школьный возраст или ранняя юность охватывает возрастной период с 15 до 17 лет. Именно на него приходится окончание полового созревания человека, интенсивные умственные нагрузки и выбор дальнейшего жизненного пути.

В старшем школьном возрасте большинство девушек и юношей начинают более осознанно относиться к учёбе. Старшеклассников в этот возрастной период можно условно разделить на 2 основные группы: те, кто начинает интенсивно изучать один или несколько предметов, которые им в дальнейшем понадобятся для поступления в вуз и те, кто учится равномерно, не показывая своего предпочтения перед какой-либо одной наукой. Такое разное отношение к учебному процессу можно объяснить мотивацией школьников старших классов. Если ученик уже точно знает, куда будет поступать после школы и какую профессию выберет, он всё своё свободное время тратит на изучение наук, которые ему понадобятся в будущем. Такие старшеклассники дополнительно занимаются с репетиторами, посещают лекции, записываются на специализированные курсы. Если же ученик старших классов всё ещё находится в раздумье по поводу выбора своего дальнейшего пути, он не стремится углублённо изучать какой-либо предмет и распределяет свои интересы равномерно.

Если учащийся средних классов может позволить себе помечтать и представить себя представителем любой профессии, тогда старшеклассник уже чётко осознаёт свои способности и наклонности, отдаёт себе отчёт по поводу состояния своего здоровья, а также учитывает материальное положение родителей, ведь достойное образование можно получить сегодня только за хорошие деньги. Эти объективные факторы он берёт во внимание при выборе своей будущей специальности. Часто на профессиональную ориентацию школьника огромное влияние имеют его родители, которые берут на себя ответственность за выбор его будущей профессии. Игнорирование взрослыми профессиональных интересов сына или дочери нередко приводит к непониманию между поколениями.

Перечисляя психологические особенности старшего школьного возраста, нельзя не упомянуть о становлении собственного мировоззрения юношей и девушек, на которое значительное действие оказывает как учебная деятельность, так и окружающее общество. На формирование их личности влияют исторические деятели, герои прочитанных книг. У учеников старших классов уже сложилось теоретическое и логическое мышление, сформирована самостоятельность, приближается период социальной зрелости. Но старшеклассник всё ещё стремится отвечать ожиданиям своих друзей, поэтому всячески старается следить за своим внешним видом и поведением. Для него очень важно то, что думают о нём окружающие. Любое несоответствие надеждам товарищей, родителей и учителей способно вызвать у старшеклассника неуверенность в собственных силах и даже депрессию.

Особенности старших школьников очень явно проявляются в их эмоциональной сфере. Им свойственна излишняя чувствительность и ранимость, повышенные требования к своему внешнему виду и способностям. Однако к моменту окончания школы старшеклассники умеют хорошо скрывать собственные эмоции, они способны к более серьёзным и глубоким чувствам. В этот период у школьников отлично проявляются коммуникабельные способности, стремление к самоконтролю, уравновешенность.

Многие старшие школьники, возраст которых уже вполне соответствует взрослому, продолжают находиться в зависимости от учителей и родителей, что способно спровоцировать серьёзные межличностные конфликты. Достигший физической и интеллектуальной зрелости старшеклассник продолжает по-прежнему пребывать на материальном содержании у родителей. Его права строго ограничены, проявление какой-либо инициативы пресекается школьными и домашними порядками, а деятельность контролируется. По сути, он продолжает оставаться тем же ребёнком, что и ученик средних классов. Такое затягивание детства нередко выливается в трудности во взаимопонимании со старшим поколением. В результате такой позиции у школьника возникает пассивность, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушное отношение к учёбе, потребительство, жестокость. Чтобы этого избежать, родителям и педагогам следует давать возможность старшекласснику проявлять инициативу и всячески поддерживать их начинания.

Общая характеристика возраста. Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период раз¬вития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX-X классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень идейной и психической зре¬лости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.
Старший школьный возраст - период гражданского становле¬ния человека, его социального самоопределения, активного вклю¬чения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начи¬нают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллек¬тиве. Положение старших в школе, активная работа в комсомоль¬ской организации, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии лич¬ности учащихся IX-X классов.
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завер¬шается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития, окончательно завершается поло¬вое созревание, выравнивается характерное для подросткового возраста несоответствие в росте сердца и кровеносных сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Темп роста тела замедляется, заметно нарастает мышечная сила, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета. Однако полная физи¬ческая и психическая зрелость наступает у юношей и девушек немного позже. Лишь к 18 годам наступает необходимая степень физической, духовной, гражданской зрелости, когда молодой человек получает право избирать и быть избранным в Советы (кроме Верховного Совета СССР, депутатом которого может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года), когда по советским законам разрешается вступать в брак и создавать семью. Юно¬ша или девушка 18 лет признается обществом взрослым челове¬ком.
Учебная деятельность и умственное развитие. Учебная дея¬тельность старших школьников значительно отличается по харак¬теру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъ¬являет гораздо более высокие требования к их умственной актив¬ности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых усло¬виях, а не с нежеланием учиться.
Что касается отношения старших школьников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они сознают, что стоят на пороге самостоя¬тельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Уче¬ние приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.
Следует отметить избирательное отношение старших школь¬ников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Подобное явленно наблюдается н у подростков. Но есть одно существенное различие. Избирательное отношение к учебным предметам у подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. У старших школьников это также имеет место. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная - наличие у многих старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профессиональ-ной направленностью. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление - старшие школьники интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профес¬сии предметами при равнодушии и безразличии к остальным.
Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушка обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или ивой науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, опре¬деляет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического инте¬реса стимулирует постоянное стремление к расширению и углуб¬лению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопро¬су, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интере¬сующими его людьми.
О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологичес¬ких, исторических олимпиадах - районных, городских, област¬ных, республиканских и всесоюзных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), вечерах зани¬мательной пауки, викторинах, успех научно-популярной литера¬туры и кинофильмов.
Все это предоставляет оптимальные возможности для разви¬тия способностей старших школьников. Надо сказать, что старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и матема¬тических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей.
Разлитие познавательных интересов, рост сознательного отно¬шения к учению стимулируют дальнейшее развитие произволь¬ности познавательных процессов, умения управлять ими, созна¬тельно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и дея¬тельности.
Под влиянием специфической для старшего школьника орга¬низации учебной деятельности существенно изменяется мысли¬тельная деятельность старших школьников, характер их умствен¬ной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам при¬ходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятель¬ность старшеклассников характеризуется по сравнению с подрост¬ковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстраги¬рования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истин¬ность или ложность отдельных положений, делать глубокие вы¬воды и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих зако-нов окружающего мира, законов природы и общественного раз¬вития.
Развитие личности в старшем школьном возрасте. Как следст¬вие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ паук в школе, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение. Толь¬ко в отношении старшего школьного возраста можно серьезно говорить о формировании подлинно научного коммунистического мировоззрения - для этого необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.
В процессе формирования мировоззрения большую роль играет комсомольская организация. Она позволяет старшему школьнику получить необходимый опыт общественно полезной деятельности и что очень важно, выводит ее за пределы школы. Общественная деятельность комсомольца не замыкается рамками школы, следовательно он в гораздо большей степени приобщается к деятельности на пользу общества к деятельности имеющей большое общественно-политическое значение.
Что касается особенностей развития личности, то следует отметить следующее: самосознание старших школьников приобре¬тает качественно новый характер, оно связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устрем¬лений. Если подросток оценивает себя применительно к настоя¬щему, то старший школьник применительно к будущему.
Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте - усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руковод¬ствоваться ими в своем поведении.
Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности разби¬раются в тончайших оттенках соответствующих понятий: «Честным нельзя назвать человека, который в жизни не совершил ничего плохого, но равнодушно проходил мимо бесчестных поступков других»; «Чуткость не только умение увидеть нужду человека и оказать ему помощь, но и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, умение оказать эту помощь тактично, так, чтобы не обидеть человека».
Однако в отдельных случаях в результате неправильного вос¬питания, влияния людей - носителей пережитков и предрассудков старого общества или уродливых форм «современного» поведе¬ния - у некоторых юношей и девушек могут сложиться нравст¬венные заблуждения и предубеждения и даже чуждые нашему обществу моральные принципы и установки, определяющие проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим, нездорового скептицизма, эгоизма. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном, требовательном коллективе, активно воздействующем на своих членов, обычно перестраивает сознание и поведение таких юношей и девушек.
Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к «маленьким». С другой стороны к концу этого возраста, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то вы¬деляться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством, вызывающие формы поведения.

Старший школьный возраст - это период ранней юности , характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работало воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов . В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискусcии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, - бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоотношений между полами, с помощью медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно проводить работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы , причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии . Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательного сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis - детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, "музыкальные" произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.

Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и общественнос­ти придают воспитанию целенаправленность и действенность. «...Ни один воспитатель, – подчеркивал А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть ника­кого воспитательного процесса» 1 .

Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы которого могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15-17 лет называют ранним юношеским или старшим школьным возрастом.

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны с социальной ситуацией развития, которая определяется тем, что школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причём не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз в 9-ом классе, когда школьник выбирает форму завершения школьного образования; второй в 11-ом классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В относительно короткий срок старшекласснику необходимо создать жизненный план решить вопросы, кем быть и каким быть. Причем он должен не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей 18.

Те учащиеся, которые в 9-ом классе приняли решение продолжить обучение в школе, фактически отсрочили проблему выбора профессии на два года. Но в 11-ом классе на первый план вновь и на новом уровне выступают, с одной стороны, проблемы профессионального самоопределения; выбор будущей профессии, и построение дальнейших образовательных планов, а с другой проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и вузовским вступительным экзаменам. Последняя проблема оказывается настолько аффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные. Временная перспектива сужается до одного - двух месяцев и ее содержание составляют только два мотива: первый хорошо окончить школу и второй поступить в ВУЗ.

Основными задачами ранней юности являются профессиональное самоопределение и готовность к личностному самоопределению.

В выпускном классе школьники, в большинстве своем, сосредоточены на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой, а чужой опыт, который обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан учащимся. В современной ситуации образование в объеме средней школы считается мало достаточным. Высшее образование становится нормой, т.е. школа воспринимается как ступенька на пути в ВУЗ. «Поступление» становится особым образовательным этапом, причем сильно эмоционально нагруженным, т.к. на сегодняшний момент экономического расслоения общества далеко не все профессии рассматриваются как показатель успешности.

При выборе специальности выпускники ориентируются на различные факторы 18, среди которых:

· престижность профессии (ее социальная ценность)

· качества личности, присущие представителям этой профессии

· принципы, нормы отношений, характерные для данного круга специалистов.

Но в современной ситуации, видимо, одним из наиболее важных факторов становится другой:

· материальный; возможность много зарабатывать в будущем.

Часто выбор профессии, ВУЗа зависит от уровня притязаний учащегося, но, чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры жизненных планов, и ниже уровень притязаний.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.

Для внутренней позиции старшеклассника характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Но такая устремленность в будущее только тогда оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть удовлетворенность настоящим. «Школьник должен стремиться в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем будет еще интереснее, прекраснее»29; с.22.

Еще одной задачей данного возрастного периода является обретение чувства тождественности (идентичности) личности. «Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса личной идентичности (чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства), состоящего из серии социальных и индивидуальных личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Д. Марша (Marcia) выделил четыре основных варианта формирования идентичности:

Статус предрешенности ситуация, когда индивид включился в соответствующую систему отношений, принял на себя определенные обязательства, не проходя периода самостоятельных решений, а на основе чужого мнения, давления.

Статус диффузии подобному варианту развития следуют молодые люди, которым не достает направления в жизни. Они еще не выработали каких-либо четких убеждений.

Юноши и девушки в статусе моратория находятся в самом центре продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Молодые люди еще заняты «поиском себя».

Достижение идентичности статус людей, прошедших кризис и связавших себя обязательствами вследствие сделанного ими выбора» цитируется по 17; с. 605-606.

Существует заметная разница в поведении и установках, связанная с различными статусами идентичности у мальчиков и девочек. Юноши в статусах достижения идентичности и моратория обладают большим самоуважением, тогда как у девушек в этих статусах больше неразрешимых конфликтов, особенно касающихся планов создания семьи и одновременного профессионального роста.

К. Гиллиган: «Мальчики оценивают себя главным образом по предметным достижениям, учитывая профессиональное самоопределение, успехи в выбранной деятельности. Для девочки же важнее межличностные отношения, представления о семье. Отсюда разное соотношение компонентов мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший профессионального самоопределения, не может чувствовать себя взрослым. Девушка же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце».

«Готовность к самоопределению, как профессиональному, так и личностному, становится центральным новообразованием ранней юности. В этот период осознается временная перспектива. Постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану»».

Возможность осуществления самоопределения как личностного, так и профессионального, предполагает наличие определенного уровня развития личности школьника.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющими на процесс самоопределения 18.

В старших классах усиливается интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом, профессиональные. Старшеклассник относится к близкому человеку как к идеалу, он как бы примеряет свое идеальное «Я» каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию.

Общение со сверстниками также необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда сам затрудняется принять решение, то общение с друзьями остается интимно-личностным. Его содержание реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Такое общение отличается особенной доверительностью, интенсивностью, исповедностью, что и накладывает отпечаток интимности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими им людьми.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения. Это душевное состояние заставляет их искать себе собеседника, человека, который бы понял их проблемы. С возрастом, потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательной рациональности, главным образом, оно должно иметь характер эмоционального сочувствия, сопереживания» 20.

Другой, высоко развитой в этом возрасте потребностью, является потребность в уединении 20. Деятельность старшеклассников в уединении может быть как предметной (чтение, конструирование, музицирование и т.д.), так и коммуникативной. «Последняя возникает тогда, когда у юноши или девушки нет желания (или возможности) общаться с реальными партнерами, тогда в уединении они могут проигрывать те многочисленные роли, которые им недоступны «наяву». Старшеклассники делают это в так называемых играх-грезах и мечтах, различие между ними условно можно условно определить следующим образом» 20.

В играх-грезах юноши и девушки проигрывают роли и ситуации, созданные ими в воображении, не имеющие реального прототипа, невозможные в жизни. Это своеобразная попытка компенсировать невосполнимый дефицит реальной жизни.

В мечте старшеклассники проигрывают роли и ситуации, существующие и возможные в жизни, но недоступные им вообще или в данное время по каким-либо объективным или субъективным причинам. Это компенсация реально восполнимого дефицита, который не может быть реализован сейчас, в актуальной действительности.

«Существенным моментом внутренней позиции старшего школьника становиться новый характер потребностей: из непосредственных они превращаются в опосредованные, приобретая сознательный и произвольный характер. Возникновение опосредованных потребностей такой этап в развитии мотивационной сферы, который делает возможным сознательное управление школьником своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование жизненных планов и перспектив, что должно означать достаточно высокий уровень личностного развития. Но такой уровень организации аффективно-потребностной сферы предполагает высокую степень развития личности, подготовленную предыдущими этапами онтогенеза» 29; с.17.

И западные, и отечественные исследователи говорят об общей стабилизации личности в период ранней юности, что напрямую связано с выработкой мировоззрения системы ясных, устойчивых убеждений. Подростковый возраст и открытие своего внутреннего мира, интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в старшем школьном возрасте той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. При этом современное общество характеризуется ситуацией ценностно-нормативной неопределенности, размытости идеологической среды, наличия кардинально различных образцов успешности в жизни, а так же состоянием кризиса культуры, когда огромное значение играют СМИ, театрализация общества и др. . Все это, безусловно, усложняет жизнь современных старшеклассников, хотя и делает ее во многом более насыщенной.

Ранний юношеский возраст чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Ж.Ж. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании "второго рождения" личности в юности.

Сознательное самоопределение есть уже и у подростка, выбирающего образ жизни, ставящего перед собой определенные цели. Самоопределение старшеклассника отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиняя осваивать выбранную им профессию, он вступает в новый этап своей жизни.

Загрузка...