1001-market.ru

Учим ребенка общаться консультация на тему. Как учить ребенка общаться консультация на тему Что включает в себя это понятие

Педагогический клуб "Язык профессионала", страничка - «Учим детей общаться».

Сегодня мы собрались на очередном заседанииклуба «Язык профессионала», для того, чтобы, еще раз пообщаться и поиграть. Хотелось бы начать нашу встречу с разминки, для того, чтобы получить заряд бодрости и у всех улучшилось настроение.

Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

1 ."Очень я собой горжусь, я на многое горжусь".Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом.

2."Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача". Положив на лоб левую ладонь, затем правую.

3."Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

Потирая ладонь о ладонь.

4."Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего". Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо.

5. "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо". Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками

6."Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу". Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево.

7."Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна". Руки на поясе наклоны вперед-назад.

8. "Я бодра и энергична, и дела идут отлично". Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге.

9. "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается". Сложив руки в замок, делая глубокий вдох.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Данное утверждение актуально по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Насколько легче бы жилось человеку, если бы он уже с рождения умел правильно и эффективно общаться! Умел бы находить общий язык с разными людьми, умел бы слушать и слышать, правильно доносить свою точку зрения до собеседника и побеждать в спорах. Но, к сожалению, от рождения в нас не заложены все эти навыки и способности, и задача родителей и воспитателей – научить ребенка общаться, т.е грамотно выстраивать отношения с окружающими.

Конечно, то, насколько хорошо ребенок общается, зависит от многих факторов. Здесь и врожденные особенности темперамента, заложенные с детства черты личности, и, естественно, та среда, в которой малыш растет. Дети очень хорошо копируют взрослых, и своим примером вы можете как научить ребенка продуктивному общению, так и, наоборот, привить ему склонность к нападающему или защитному стилю общения.

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. Хорошо, чтобы дети чаще слышали от воспитателя привычное, домашнее для них обращение - Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное - Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.

Помочь детям научиться навыкам общения могут простые игры, которые обычно очень нравятся детям, особенно если они проходят в кругу их близких знакомых. Игры не только помогут ребенку эффективнее общаться , но и улучшат микроклимат группы.

Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха впедагогической практике . В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию от собеседника. Помните: ведущая роль в диалоге принадлежит педагогу - он профессионал и официальный представитель обра зовательного учреждения. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Игра «Робот»

Игроки образуют пары с заданными ролями: робот и человек. На полу расставлены кегли. Робот под руководством человека должен принести одну из них. Отдаваемые человеком команды должны подробно описывать все необходимые действия (например: повернуться направо, сделать два шага, протянуть руку вперед, опустить ее, взять кеглю и т.д.).

Игра «Рисуем вдвоем»

Игроки объединяются в пары. Каждой паре выдается лист бумаги и два фломастера разного цвета. Задача игроков: договориться и нарисовать на листе рисунок. Рисовать они могут одновременно разными фломастерами. Затем игроки дают своей картине название, рассказывает о ней, а также о том, что им помогало во время рисования, легко ли было договариваться друг с другом.

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

"Испорченный телефон"

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

"Я знаю пять имен"

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.

Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).

Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

«Вопрос - ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т.д.).

Восточная притча«Небольшая разница».

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживёшь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? - спрашивали они.

На что последовал ответ:

Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Игры для детей на развитие навыков общения.

Игра «Компьютер и художник»

Игра «Как общаются иностранцы»

Все игроки представляют, что они иностранцы, гости из разных стран и разговаривают каждый на своем языке. Участники пробуют поговорить на своем «тарабарском языке» (любой набор звуков). Затем каждый из игроков рассказывает о себе на своем языке (примерно 30 сек).

Далее иностранные гости приглашаются в магазин. Они должны на своем языке и с помощью жестов объяснить продавцу, что им нужно. В роли продавца выступают все по очереди. Интересно потом обменяться впечатлениями, насколько легко былоребенку общаться и понимать других.

Игра «Скульптор»

Игроки объединяются в пары. В каждой паре есть скульптор и глина. Скульпторы в течение одной минуты должны кого-то из глины слепить, а глина полностью подчиняться. Затем каждый скульптор называет свою скульптуру, и партнеры меняются ролями. Если пар несколько, то можно попробовать угадать, что за скульптуры получились.

Игра «Все вместе!»

Это веселая игра, которая обычно очень нравится детям. В то же время она не только учит ребенка общаться, договариваться и чувствовать другого человека без слов, но и развивает интуицию и умение предугадывать поведение другого человека по мельчайшим признакам. Вариантов этой игры может быть много. Задача все время одна – не договариваясь, выбрать из нескольких вариантов одно действие и всем вместе выполнить его. Например, детям нужно одновременно выбросить одинаковое количество пальцев, или одновременно сказать одно из двух слов (паровоз-пароход), или, стоя плечом к плечу, повернуться в одну сторону. Эта игра может проходить как в группе детей (детей и взрослых), так и в парах. Естественно, чем больше участников, тем сложнее справиться с задачей.

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Мир глазами ребенка… Знают ли родители, как он воспринимает его? Кого видит во взрослых и детях? Что происходит в его головке, когда он боится подойти к другому человеку, агрессивно ведет себя со сверстниками, дерется и дразнится или, наоборот, сторонится других детей? , вопрос очень важный для своевременной адаптации маленького человечка в коллективе, будь то стайка дворовых мальчишек или группа в детском саду.

Как научить ребенка общаться: побеждаем страх перед окружающими

Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются родители, это страх, который испытывает ребенок при посторонних, приходящих в дом, страх выйти на улицу, в магазин, ко врачу, несмотря на то, что всюду он бывает с мамой. Малыш не просто отказывается общаться, он старается спрятаться, начинает плакать и успокаивается только дома в окружении хорошо знакомых людей.

Такое поведение говорит о том, что ребенок обладает зрительным вектором. Этому типу психики характерна повышенная эмоциональность. Они очень остро воспринимают любые внешние воздействия, и реакция зрительного ребенка оказывается во сто раз ярче, чем у любого другого малыша.

- Леночка, пора ложиться. Уже поздно, - уговаривает мама капризную дочку. - Если ты вовремя спать не ляжешь, придет доктор и поставит укольчик. Ой, как будет больно. Поэтому лучше слушайся маму и засыпай.

Неделю спустя.

- Лена, доктор только посмотрит горлышко. Больно совсем не будет. Плакать не надо. Он выпишет рецепт, и мы сразу уйдем. Не плачь, моя хорошая.

Маленькие страшилки, которыми родители частенько пытаются заставить своих детей слушаться влияют на них гораздо сильнее, чем можно было бы предположить.

Такое же сильное впечатление производят на детей со зрительным вектором самые разные случаи. Возможно, ребенок услышал разговор взрослых о каком-либо потрясшем их событии или он со страхом пережил необходимость поставить прививку, может быть, он наблюдал жестокость на улице или в собственной семье.

Вызвать страх у такого чувствительного ребенка, как зрительник, очень легко. И это может создать серьезные проблемы в его восприятии окружающего мира.

Как научить ребенка общаться, если он панически всего боится и не желает идти ни с кем на контакт? Во-первых, необходимо усилить его связь с мамой. Именно от эмоционального контакта с человеком, благодаря которому ребенок испытывает чувство безопасности и защищенности, зависит его поведение и состояние.

Чем ближе, теплее, роднее эти отношения, чем больше ласки и внимания получает ребенок, тем стабильнее он себя чувствует, тем устойчивее он к различным стрессовым ситуациям, тем проще складываются его отношения с окружающими людьми, детьми или взрослыми.

В своем общении со зрительным ребенком родители должны делать акцент на чувствах, говорят ли они о людях, животных, цветах или птичках. Для развития свойств зрительного вектора ребенка необходимо учить сопереживать, бездомному ли щенку, сорванному ли цветку.

Постоянно ощущая мамину любовь и научаясь одновременно с этим направлять свои чувства на окружающих в сопереживании и участии, ребенок перестает бояться. И тогда вместо нежелания выходить на контакт с окружающими, он наоборот сам потянется за общением.

Зрительный вектор - это постоянная потребность чувствовать, делиться своими переживаниями, радоваться и плакать. Все это возможно только во время общения. Поэтому зрительные детки, если им не мешает страх, на самом деле являются самыми общительными и эмоциональными созданиями, лучащиеся яркими эмоциями и улыбками, частенько и слезами.

Если правильно воспитывать зрительного ребенка, вопроса как научить ребенка общаться со сверстниками просто не встанет, он сам будет тянуться в коллектив изо всех сил.

Как научить ребенка общаться , если он стремится к одиночеству

Другая проблема, с которой могут столкнуться родители, это нежелание ребенка контактировать с другими детьми, его уход от общения, замкнутость и отстраненность.

Это говорит о том, что ребенок обладает звуковым вектором. Мышление звуковиков сильно отличается от того, что свойственно всем остальным, это заметно с самых ранних лет.

Причина нежелания общаться может скрываться в том, что ребенку просто неинтересны его сверстники. Там, где один с удовольствием рисует, другой бегает сломя голову, звуковому ребенку хочется поразмышлять над шахматной задачкой или просто с головой погрузиться в свои мысли. Его запросы отличаются от запросов других детей, а его игры и в целом представления о хорошо проведенном времени часто бывают непоняты другим детям.

Ребенок со звуковым вектором – самый большой интроверт, и не всегда он готов по первому требованию выйти из своих мыслей наружу, на контакт. От природы он тихий, любящий тишину, избегающий гомона и шума. Но, как и всем, общение звуковику также необходимо.

Учиться находить общий язык с окружающими ему надо начинать еще дома. Для этого папа и мама должны создать дома соответствующую обстановку. Звуковику не нужны шумные игры, но он с удовольствием примется изучать с папой звезды или читать с мамой книжки.

Как научить ребенка общаться со сверстниками? Прежде всего, убедитесь, что он легко общается с вами, не стремится укрыться в темном углу или не отказывается говорить. Слишком громкая и шумная обстановка, а также неблагожелательная атмосфера в семье как раз и приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, и не только не хочет заводить друзей, но начинает терять контакт и с родителями.

Ребенок-одиночка перестанет быть одиноким, если найдет себе соответствующую компанию. В идеальном варианте это будет такой же звуковичек или описанный выше зрительный ребенок, который бессознательно тянется в общении именно к звуковикам.

Ребенка со звуковым вектором нередко считают странноватым из-за его молчаливой натуры, частенько рассеянного внимания (потому что он постоянно о чем-то размышляет и глубоко погружается в себя). Но он также может легко завоевать расположение сверстников благодаря своему уму.

Как научить ребенка общаться со сверстниками : драчун и задира

Ели одни родители изо всех сил пытаются заставить своего ребенка контактировать, другие нередко сокрушаются из-за того, что их ребенок не просто общается, но .

Как научить ребенка общаться со сверстниками без кулаков и обид? Дети ведут себя агрессивно не просто так и вовсе не оттого, что такими уж они родились. Агрессия, желание обидеть сигнализирует о том, что ребенок несчастлив, взрослые ведут себя неправильно по отношению к нему и именно их отношение рождает в нем обиду, которая выплескивается на окружающих плохим поведением.

Такие проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у детей с анальным вектором. Для того, кто обладает этим типом психики, играет огромную роль мама. Это главный человек на свете, от нее ребенок ждет одобрения и похвалы, ее любовь и внимание для него важнее всего. Если мама не обеспечивает эти потребности, недодает тепла, не уделяет ребенку достаточно времени, не обращает внимания на его заслуги, в него закрадывается обида. Усугубляется она тогда, когда ребенка с анальным вектором постоянно подгоняют, заставляют спешить.

Он не успел закончить одно занятие, его поторапливают начинать делать что-то другое. Он старательно складывает игрушки, его уже гонять чистить зубы, не сказав ни слова о том, какой он молодец. А ведь он ждет, он послушный, он старался, он жаждет одобрения и похвалы. Не слыша их, ребенок обижается, в следующий раз ему будет необходимо повторить дважды, в другой раз трижды, прежде чем он послушается. Родители сердятся, ребенок не слушается и копит обиды. А потом начнет появляться агрессия, желание что-нибудь сломать, разбить, ударить. И если против родителей ребенок не в силах ничего предпринять, не в силах защитить себя, то все его обиды будут выливаться в общении со сверстниками, заключаясь в агрессивности, задиристости, драчливости и жестокости.

Ругать за такое поведение, значит только увеличивать его обиду. Родителям нужно посмотреть на мир глазами ребенка, изменить в целом подход к общению с ним, иначе ставить требования, не забывать заслуженно хвалить. Только это может изменить состояние драчуна. Постепенно оно нормализуется, ребенок не только научится спокойно общаться с другими детьми, но и заведет друзей, с которыми будет дружить и во взрослой жизни.

***

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, прежде всего всегда необходимо понять, что же представляет собой ваш ребенок , в чем он нуждается и какова причина, по которой у него не заладились отношения с окружающими. С помощью системно-векторной психологии понять это не составит труда. А пользуясь предложенными методами, вы не только найдете способ помочь ребенку адаптироваться в коллективе, но и параллельно устраните немало других проблем в его поведении, с которыми вам приходилось мириться прежде.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!») .

2. Умение организовать общение («Я умею!») , включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») .

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность - в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

Создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

Признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

Сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека) , «Зоопарк» (подражание зверям) .

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста) . Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра) .

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

Не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

Проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.) ;

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

Уделяйте ребенку достаточно внимания;

Проводите досуг всей семьей;

Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

Избегайте по возможности больших скоплений людей;

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

Не прибегайте к физическому наказанию

Чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

Составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

Не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

Внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Фото: Aliaksei Lasevich/Rusmediabank.ru

Мы живем в обществе, поэтому нам необходимо общаться. Общение помогает решать разные вопросы, учиться, работать, заводить друзей. Поэтому этому навыку следует учить ребенка с малых лет. Важно не упустить момент, когда малыш готов к первому общению и постепенно надо учить его умению контактировать с людьми.

Коммуникативное развитие детей зависит от семьи, дошкольного и школьного учреждения. И, хотя в саду и в школе целенаправленно развивают речь ребенка, учат вежливо разговаривать и слушать друг друга, семья – важнее всего. Если ребенок не видит ежедневно в кругу своей семьи, ему будет очень тяжело привыкнуть к правилам общения.

Если родители уделяют ребенку время для игр с ним, интересуются его мнением, выслушивают его проблемы, то ребенок будет приобретать именно такие навыки общения, которые необходимы. Если же в семье мало общаются друг с другом, не выслушивают ребенка и друг друга, у малыша закрепятся искаженные коммуникативные навыки.

Что включает в себя это понятие?

Коммуникативное развитие детей заключается в умении налаживать контакт с окружающими, правильно с ними общаться, слушать и выслушивать собеседника, стараться понять его чувства, находить выход из конфликтных ситуаций с помощью общения.

То есть, ребенка надо научить быть вежливым (здороваться, прощаться, благодарить и извиняться), слушать, не перебивая, и слышать то, что хочет донести собеседник. Малыш с детства должен понять, что общаться с людьми надо аккуратно, стараться не обидеть другого человека во время разговора. Нельзя унижать или оскорблять людей, даже если они не согласны с мнением ребенка.

Всему этому должны научить, прежде всего, родители. Когда начинать обучение? С самого рождения.


Как учить общаться ребенка в разном возрасте

В кроха учится общаться с мамой. Поэтому в этот период малышу важен тесный контакт с мамой. Необходимо разговаривать с ребенком, чаще брать его на руки.

Когда малыш немного подрастет, научиться произносить первые слова, можно начинать развитие общения со взрослыми. Этот период длится от года до трех лет. Общаться с ребенком нужно на равных, не отталкивать его, это необходимо для формирования правильного навыка общения.

С трех до семи лет малыш уже ходит в детский сад, общается со своими сверстниками. Тут важно не запрещать играть и дружить ребенку с другими детьми. Именно в этот период надо научить малыша:

играть и дружить;
идти на контакт;
не обижать;
понимать, чего хочет другой человек.

В ребенок уже умеет общаться, устанавливать контакт. Но необходимо продолжать учить уже подросшее чадо, как правильно общаться с другими людьми.

В любом возрасте развивать коммуникативные навыки помогут игры.

Специальные игры

Все игры, которые помогают научиться общаться, нужно проводить с группой детей. В этом и заключается основная особенность занятий. Вот несколько вариантов.

Волшебный лес.
Необходимо поделится на две команды: лес и путники. Путники должны пройти через лес, а ребята, изображающие деревья, должны не пропускать их. Если путник вежлив, пропустить можно, если груб – нет.

За стеклом. Дети садятся друг напротив друга. Ведущий объясняет, что между ними стекло, они не слышат друг друга. Поэтому одна группа должна объяснить другой с помощью жестов свои потребности и : жажду, голод, холод, а также радость, печаль и т.д.

Вежливые слова. Сначала ведущий бросает ребенку мяч, он должен поймать его и сказать что-то вежливое. А затем дети по очереди кидают мяч друг другу. Чем больше вежливых слов ребята вспомнят, тем лучше.

Коробка с секретом. В любой коробке прорезать отверстия, число отверстий должно быть равным количеству игроков. А затем все одновременно просовывают руки в отверстие, руки встречаются и игроки должны найти руку, «познакомиться» с этой рукой, угадать чья она.

Зеркало. Необходимо разделиться на пары. Один игрок – это зеркало, он должен синхронно повторять все движения второго игрока. Потом дети должны поменяться местами.

Комплименты. Это очень простая и приятная игра. Нужно просто говорить друг другу комплименты, чем больше, тем лучше. Но комплименты должны быть искренними.

Все эти игры можно проводить в большом коллективе: в саду и школе. А дома просто учить ребенка, как нужно себя вести и показывать личный пример. А также приглашать домой друзей ребенка, организовывать вечеринки и, таким образом, учить детей общаться.

Коммуникативное развитие детей очень важно в настоящее время, когда дети много времени проводят у компьютера, значит, преобладает общение виртуальное, а не реальное. Поэтому старайтесь чаще общаться со своим ребенком, интересуйтесь, как прошел его день, какие впечатления он получил. И не забывайте рассказывать о себе. Ведь вы общаетесь, ребенок должен понимать, что важны не только его мысли и чувства, но и чувства другого человека. Ребенок должен научиться не только говорить, но и слушать.

«КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ?»

Общению надо учить, показывая ребенку приемы установления контакта.

Например научить знакомиться: называть свое имя и спрашивать имя других детей. Сообщите ребенку, как можно начинать разговор:фразы

«давайте играть вместе», «покажи мне сво и игрушки», « меняться»

И другие обороты речи. Потренируйтесь с ребенком рассказывать о себе:

«Меня зовут Петя, я живу в этом доме, у меня есть машинки, я люблю играть в мяч».

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ.

Передавать ребенку свою озабоченность, недовольство, сообщать ему таким образом: у тебя проблема, ты не в порядке. Понятно, что родителями движут благие намерения, воспитательный пыль и

отнестись внимательнее к особенностям характера ребенка: в них

скорее всего заключается основная трудность, а не вина ребенка.

Подталкивать ребенка к общению в надежде, что он привыкнет или

пересилит себя. Игнорировать страхи и сопротивление, не замечать

трудностей в общении, окружающими. Такое может происходить в виде

понуждения: « хочешь с мальчиком поиграть- пойди и спроси сам, как его зовут». Если ребенок сам к этому не готов, если от него, если ребенок сам от него требуется больше, чем он может, а это еще раз подтвердить его страхи и неуверенность в себе.

Показывать свое разочарование: «Ну что такой, вон все дети играют вместе, а ты…». Это самый болезненный удар, который может быть

нанесен по самооценке ребенка. Ведь родители - главные люди в его

жизни. И если он расстроил маму, то это угнетает еще больше чем

собственные неудачи. Такой груз разочарования и нелюбви к самому

себе не по силам ребенку. Последствия такого родительского поведения - усиливающийся страх общения.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ.

Внимательно относиться к переживаниям ребенка, уважать его право

выбора: общаться или нет. Смысл родительского влияния состоит в том, чтобы стимулировать ребенка решится на контакт добровольно,

без принуждения извне.

Предоставлять ребенку возможность для посильного участия во взаимодействии с другими детьми. Пусть это будет сначала только наблюдение за играми других детей или игра в одиночестве в стороне

но в пределах видимости. Ребенку надо дать время привыкнуть к

обществу и самому потом устанавливать безопасную для себя дистанцию- в буквальном смысле расстояние до других детей.

У ребенка должна быть своя скорость, инициатива здесь должна быть в его руках.

Наблюдать за поведением ребенка, отмечая в нем проявления интереса

к происходящему. Быть может, вы заметите, как он копирует действия или игры других детей. Это хороший признак. В этом случае стоит начать рассказывать своему ребенку о том, в какую игру

играют дети, рассказывать о правилах игры и даже, по желанию ребенка, сыграть с ним в ту же самую игру. Таким образом. Вы

проходите с ним настоящий тренинг общения.

Хвалить ребенка, когда он решается на новое для себя действие, поиграть с вами « по новому, также как детки» .

Ребенок получит позитивные впечатления от своего опыта общения,

каким бы маленьким он ни был. И в этой похвале - залог его

Дальнейших усилий по преодолению своей робости и своего страха.

Не торопиться, а следовать за ребенком, за его темпом продвижения

в общении. Решившись на какой – то прорыв в процессе установления контакта с другими детьми, робкий ребенок может

сделать шаг назад и опять начать робеть. Ребенку нужно дать

очередной « подвиг», сколько ему потребуется.

Проявлять терпение, не теряя веры в способности своего ребенка.

Действовать в соответствии с изложенными выше правилами.

Не забывать соблюдать принцип добровольности общения и хвалить ребенка: « Ты молодец, вчера у тебя здорово получилось

Познакомиться с мальчиком, когда ты захочешь, ты снова с

ним поговоришь». Учтите, что ваша интонация воспринимается

И, наконец, преодолеть свою стеснительность- в этом вам пригодится все те же правила.


Загрузка...