1001-market.ru

Валенки история происхождения. Из чего делают валенки. Из чего делают

В последние время традиционная русская обувь – валенки, набирает всё большую популярность в модных кругах. Топ-модели с подачи общеизвестных кутюрье щеголяют в них на главных подиумах крупнейших стран мира. Конечно, вид таких «новинок моды» несколько доработан, чтобы легче вписаться в повседневность мегаполисов. Но самой сути этого вида обуви не изменишь ничем: они очень тёплые, натуральные и от них в хорошем смысле пахнет русским духом.

Традиционно такую обувь делают из валяной шерсти (собственно, сам процесс изготовления и дал название всеми узнаваемому символу русской культуры), зачастую овечьей, но в наше время случаются и исключения. Например, уже никого не удивить изделием из шерсти верблюда, использование которой добавляет лёгкости и пушистости привычному облику валяных шерстяных сапог.

Учёные и археологи сходятся во мнении, что привычная нам зимняя обувь начинает свою историю ещё до нашей эры. Нечто напоминающее материал современных экземпляров было найдено при раскопках на территории Горного Алтая в одном из Пазырыкских курганов.

По сути валенки являются обувью из войлока , а из него в своё время делались многие предметы обихода: подстилки, покрывала, ковры, некоторые элементы одежды (даже подкладки под кольчуги), попоны для лошадей и многое другое. Самым главным плюсом использования войлочных изделий является многофункциональность этого материала: в нём не жарко летом и не холодно зимой, а также он прекрасно отводит влагу.

О них даже упоминается в знаменитом «Слове о полку Игореве», а это, на минуточку, XII век. Конечно, о внешнем сходстве с современным вариантом говорить не приходится, ведь цельный войлочный сапог появился в Российской Империи только в начале XIX века. К слову, удовольствие это было не из дешёвых, и не каждый крестьянин в стране мог позволить себе подобную обувь. Конечно, с развитием производства валенки падали в цене и становились более доступными, но к жениху, владеющему таким приданым, у невест был особый интерес.

Справка! Для изготовления одной пары валенок нужно около 1 кг шерсти. Примерно столько материала можно получить, если подстричь одну овцу обычной породы и провести полноценную очистку шерсти.

Это уже во времена Советского союза валенки стали общедоступными, да и в наши дни такую обувь можно приобрести по довольно низкой цене. В некоторых северных регионах России они до сих пор широко используются в лютые морозы.

Кто придумал валенки


Как бы ни были валенки в нашем восприятии прочно связаны с Россией, все же историки считают, что прообраз этой, казалось, стопроцентно отечественной обуви пришёл к нам вместе с легендарной Золотой Ордой. Выглядели они, естественно, не так, как нынешние, но идею создания приписывают именно кочевым племенам тюркского или монгольского происхождения.

Само название «валенки» возможности связать с какой-то конкретной исторической личностью возможным не представляется, ибо, как в случае с основным многовековым наследством нашей нации, вышло это слово из народа. Звучало, правда, несколько по-иному и варьировалось от валенух до катанок. В любом случае в названии этой обуви отражается способ изготовления.

Основными производителями в дореволюционной России были фабрики, находящиеся в Калязинском, Семёновском и Кинешемском уездах, а также в с. Кукмор.

За всю историю существования таких сапог суть производства так и не поменялась, лишь в последнее время на помощь человеку пришли электрические станки для некоторых этапов производства. В основном же изготовление валенка – это ручной труд, и состоит он из нескольких этапов.

  • Очистка и мытьё. Овечью шерсть следует отделить от различного мусора. После происходит мытьё в разнообразных растворах, промывка и сушка исходного материала.
  • Вычёсывание. Вот на этом этапе часто используются станки, т. к. чистая шерсть рыхлится и на валиках перематывается для формирования катушек.
  • Придание будущему валенку формы. С помощью исключительно ручного труда формируются шерстяные сапожки: им придаётся схожая с готовым изделием форма, но гораздо большего размера.
  • Валяние и сушка. В специальной машине или вручную под воздействием пара и горячей воды валенок обрабатывается до нужного размера, уменьшается, надевается на колодку. В таком виде обувь сушится в течение 6 часов под воздействием высокой температуры.

Современный процесс изготовления

В наши дни обычно выпускают валенки на подошве для того, чтобы сделать эту обувь более универсальной. И всё же в районах, где зима преимущественно сопровождается слякотью на дорогах, лучше отдать предпочтение моделям со специально обработанной на такие случаи поверхностью.

Интересные факты о валенках

Чем же удивляют эти уникальные сапожки любопытные умы и по сей день? Ниже мы приведём несколько увлекательных фактов, и вы поймёте, что валенки – воистину необычная обувь, аналогов которой нет во всём мире.

  • Факт 1. Валенки, как и ласты, не бывают правыми или левыми (при условии, что речь идёт о модели без подошвы). А ещё они со временем равномерно садятся по ноге, так что необходимо приобретать эту обувь на размер больше.
  • Факт 2. Из-за материала и способа изготовления валенки сохраняют целебные свойства, как и многие натуральные шерстяные изделия. Они хорошо прогревают суставы и разгоняют кровь, что наиболее актуально для старшего поколения.
  • Факт 3. Самый большой валенок около трёх лет назад появился в Санкт-Петербурге, длина стопы у него 5 м. В районе пятки есть дверь, через которую любой желающий может зайти суровой зимой внутрь и погреться. Самые маленькие в мире экземпляры появились в г. Омск в 2012 г., длина подошвы не превышает 3 мм.

  • Факт 4. Сделать валенки своими силами вполне реально. Ведь в последнее время валяние из шерсти – весьма популярное занятие, а информации об изготовлении валенок в домашних условиях в Интернете довольно много.

“Валенки - род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали особые валенки - так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.

В начале недавно ушедшего XX века валенки были очень распространены, чему способствовала прежде всего их относительная дешевизна. Однако цены на валяную обувь существенно падают лишь с развитием валяльно-войлочного производства. До этого времени вручную свалянная обувь не относилась к разряду дешевой. В середине XIX века, к примеру, за валяные ботинки платили 2 рубля серебром - немалые по тем временам деньги. Неслучайно в деревнях в валенках ходили лишь зажиточные крестьяне, обычная же крестьянская семья зачастую имела лишь одну пару, которую носили “в очередь”.

Сегодня в Москве и в других крупных городах валяная обувь не популярна (лишь для малышей на прогулках многие родители предпочитают легкие и теплые валеночки). Ее вытеснили элегантные зимние ботинки и сапоги. И вправду современная городская жизнь мало подходит для

Валенок. Чтобы пройти от машины к подъезду или от автобусной остановки до метро, валенки не нужны. Но столичный житель конечно же вспомнит про них, собираясь зимой на дачу или на рыбалку. Лучшей обуви для таких целей не найти! А в сельской местности, где люди подолгу бывают на улице, где слабо развит общественный транспорт, теплые, недорогие и удобные валенки - как и прежде, в ходу.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова - колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Однако широко распространенное представление о древности валяной обуви ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появляются в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Более ранних сведений об их существовании не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

В предыдущих статьях, посвященных истории обуви, я уже говорил, насколько малочисленны письменные источники, способные помочь в изучении материальной культуры. Главная роль здесь отводится археологическим раскопкам. Именно благодаря археологии мы знаем, что человек очень давно научился выделывать войлок. Еще в эпоху развития кочевого скотоводства человек понял ценные качества овечьей шерсти и стал активно ее использовать. Наиболее ранние находки войлока относятся к скифскому периоду - вещи из него обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов в горном Алтае, время сооружения которых ученые относят к IV веку до н. э. Уникальные условия вечной мерзлоты сохранили множество предметов того времени, в том числе изделия из кожи и войлока. В древности войлоком обтягивали походные дома - юрты, из него делали головные уборы, одежду, ковры и еще множество вещей.

При раскопках влажного, гумусированного слоя средневекового русского города, как правило, находят большое количество фрагментов кожаной обуви, даже остатки лаптей, обрывки шерстяных тканей. Нередко встречаются войлочные стельки или просто куски войлока, но чего-либо похожего на войлочную обувь найти пока не удалось.

В Москве существует музей “Русские валенки”, расположенный в Замоскворечье. В его экспозиции представлено более 300 экспонатов, среди которых можно увидеть войлочные костюмы, инструменты ремесленников-валяльщиков, а также настоящую чесальную машину (для обработки шерсти), случайно найденную на чердаке деревенского дома. Но основную часть коллекции конечно же представляют валенки - причем всевозможных форм и расцветок. Такое разнообразие трудно представить! Черные, серые, белые, расписные, короткие, высокие, на кожаной подошве и на “резиновом ходу”, с галошами и без... (Недавно подобный музей открыли и в городе Мышкине Ярославской области (см. “Наука и жизнь” № 12, 2005 г.)

Процесс изготовления такой обуви достаточно длительный и требует определенных навыков. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть - летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей - травинок, колючек - и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там где стенки оказывались тоньше, их “платили” - добавляли тонкие шерстяные заплатки.

Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Теперь ее накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и долго раскатывают. Отсюда и второе название обуви - катанки или катанцы. Процесс катания чередуют с вымачиванием - для большего уплотнения и усадки. Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

С валенками до сих пор проводят самые разнообразные эксперименты. Их полируют, шлифуют и даже лакируют, предварительно пропитав войлок столярным клеем. Чтобы добиться водостойкости, используют каучук, растворенный в бензине. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.

В Музее валенок собраны авторские работы, демонстрирующие невероятную фантазию художников - валенки в виде мухоморов, часов с кукушкой, самолета, паровоза и даже клетки с попугаем. Такие экзотические модели реабилитируют валяную обувь, которая вошла в поговорки как символ простоты.

Редакция благодарит Музей валенок в Москве за предоставленную возможность сделать снимки некоторых экспонатов.

Описание иллюстраций:
Фрагмент скифского войлочного ковра, найденного в одном из курганов Пазырыка (Восточный Алтай). Ковер размером в 30 квадратных метров был изготовлен в V-IV веках до н.э. Следовательно, более простой войлок умели делать уже в более глубокой древности.

Сегодня магазины обуви представляют нам огромное количество разнообразных ботинок, туфель, сапог и многого другого. Но есть особенный вид зимней обуви, который носили даже в давние времена. Что же это? Конечно, теплые русские валенки!

Делают их из овечьей шерсти, которую подвергают специальному процессу валяния. Валенки носят зимой, когда снег на улице сухой, если же сыро, то на них надевают галоши, которые защищают сами валенки и ноги.

Считается, что эти войлочные сапоги — исконно русская обувь. Но на самом деле валенки являются традиционными для евразийских народов. История создания валенок начинается еще 2,5 тысячелетия назад. Именно тогда в горном Алтае были найдены первые войлочные изделия. Сам процесс валяния обуви пришел из азиатских стран. К русским жителям валенки попали во время нашествия Золотой Орды. У монголов была обувь похожая на валенки, которая носила название «пима».

Массовое производство, как гласит история возникновения валенок, началось в России только в XVIII веке. Произошло это в городе Мышкин, до нашего времени там сохранился музей валенок. Технология создания впервые предусматривала возможность валяния сапог целиком с голенищем. С тех пор эта обувь и стала такой популярной на Руси. По всей стране открылись мастерские, специализирующиеся на изготовлении валенок, а в крупных городах появились заводы по их производству.

Сам процесс создания валенок очень трудоемкий. Нужно сначала подготовить шерсть: очистить и размять, пока она не станет мягкой. Раньше это делали вручную, а позже стали использовать специальные приспособления. После чего материал помещали в горячий соленый раствор на некоторое время, а потом надевали на форму для обуви и сбивали до нужного размера. Особым признаком качественной обуви, который удивлял многих, считается ее бесшовность. Сапог является монолитным изделием, и лишь только для большей износостойкости может быть прикреплена резиновая подошва.

У валенок за их многолетнюю историю появилось множество различных названий, например, как валенцы, чесанки и катанки. К тому же эта обувь была доступна только для богатых людей. Валенки считались одним из лучших подарков зимой. Шерстяные сапоги к тому же требуют особого ухода, поэтому за ними всегда следили, чтобы как можно дольше они могли прослужить своему владельцу, и даже переходили из поколения в поколение.

Валенки считаются полезной обувью. Дело в том, что овечья шерсть, из которой сделан сапог, впитывает и испаряет влагу, а это положительно действует при болях в ногах, судорогах или для людей, страдающих ревматизмом. Ноги в них дышат, а стопы не деформируются. Может и правда стоит носить валенки?

Сегодня эта удивительная обувь вновь набирает популярность и появляется в магазинах в большом количестве. Причем теперь их такое огромное разнообразие, что даже привередливый покупатель подберет себе прекрасную обувь. Валенки стали делать разноцветными, с вышивкой, бисером, аппликациями, короткие, высокие, с мехом и даже кружевами. Так что есть предпосылки к тому, чтобы все вновь начали носить эту удобную и полезную традиционную обувь.

Рассказ о валенках в подготовительной группе детского сада.

Столетова Татьяна Леонидовна
Описание: Валенки, как просто, но сколько интересного о них!
Назначение: Предлагаю вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам дошкольного образования, учителям и просто заинтересованным лицам.
Цель:
Расширение знаний о зимней обуви - валенках.
Задачи:
- расширять кругозор детей
- активизировать словарь
- воспитывать любознательность и желание узнавать новое

Сегодня магазины обуви представляют нам огромное количество разнообразных ботинок, туфель, сапог и многого другого. Но есть особенный вид зимней обуви, который носили даже в давние времена. Что же это? Конечно, теплые русские валенки!


Считается, что эти войлочные сапоги - исконно русская обувь. Но на самом деле валенки являются традиционными для евразийских народов. История создания валенок начинается еще 2,5 тысячелетия назад. Именно тогда в горном Алтае были найдены первые войлочные изделия. Сам процесс валяния обуви пришел из азиатских стран. К русским жителям валенки попали во время нашествия Золотой Орды. У монголов была обувь похожая на валенки, которая носила название «пима».
Массовое производство, как гласит история возникновения валенок, началось в России только в XVIII веке. Произошло это в городе Мышкин, до нашего времени там сохранился музей валенок.
У валенок за их многолетнюю историю появилось множество различных названий, например, как валенцы, чесанки и катанки. К тому же эта обувь была доступна только для богатых людей. Валенки считались одним из лучших подарков зимой. Шерстяные сапоги к тому же требуют особого ухода, поэтому за ними всегда следили, чтобы как можно дольше они могли прослужить своему владельцу, и даже переходили из поколения в поколение.
Сегодня эта удивительная обувь вновь набирает популярность и появляется в магазинах в большом количестве. Причем теперь их такое огромное разнообразие, что даже привередливый покупатель подберет себе прекрасную обувь. Валенки стали делать разноцветными, с вышивкой, бисером, аппликациями, короткие, высокие, с мехом и даже кружевами.


Делают валенки из овечьей шерсти. Животных стригут специальными ножницами.


Сам процесс создания валенок очень трудоемкий. Нужно сначала подготовить шерсть: очистить и размять, пока она не станет мягкой. Раньше это делали вручную, а позже стали использовать специальные приспособления. После чего материал помещали в горячий соленый раствор на некоторое время, а потом надевали на форму для обуви и сбивали до нужного размера. Особым признаком качественной обуви, который удивлял многих, считается ее бесшовность. Сапог является монолитным изделием, и лишь только для большей износостойкости может быть прикреплена резиновая подошва.


По всей стране открылись мастерские, специализирующиеся на изготовлении валенок, а в крупных городах появились заводы по их производству.




Достаточно распространенный вид гадания по валенку в Рождественскую ночь. Для этого нужно всего лишь выйти из дома снять валенок с левой ноги и через плечо бросить его на дорогу (тропинку). Если направление носка покажет в противоположную сторону от дома, то в той стороне и быть ей замужем. Если носок показывает в сторону дома девушки, то не выйти ей замуж в этот год.


Самое интересное о валенках это, наверное, то, что существует валенки-гиганты. Их несколько. Один валенок весом 7,5кг 120-го размера, высотой 157см сделали под Вологдой в с.Кубенском. Другой, еще больше. Он 146-го размера весом 16,5 кг и высотой 178см был свален в Семипалатинске.
Огромные валенки делали также по заказу Олега Попова для его номера. Он запрыгивал в них во время представления.


В 2002г. всероссийская сборная на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити обулась в валенки с галошами.


Устраиваются забеги в валенках.


В Пятигорске и в Сыктывкаре уже несколько лет проходят чемпионаты по метанию валенок. В валенкометании главное – это точность прицела, а не сила броска, говорят его участники. Дело в том, что валенок часто летит не по заданной траектории, так как у него особенные аэродинамические свойства.


А в отдаленных чукотских селениях, где очень холодно, валенки временами использовали в качестве… почтовых ящиков. Валенок приколачивали к двери, писали мелом: "для газет и писем " и ждали почтальона.
Русский человек использовал валенки не всегда по основному назначению. В деревнях валенки часто применяли в качестве подушки. Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко.


Знаете ли вы пословицы про валенки?
Прост, как сибирский валенок.
Сани и валенки готовь с лета.
Без шубы и валенок и зима без конца.
Кто раньше встал, тот и валенки одел.
С умного по шерстинке – дураку валенки.


А еще частушки

На окошке два цветочка
Голубой да аленький,
Я возьму да променяю
Сапоги на валенки.

Огонек в глазах сверкает
Знать душою молода!
В валенках зимой гуляю
Не берут меня года.

А мне милый подарил
Пимы – самокаты,
Каждый вечер провожал
Он меня до хаты.

Хорошо гармонь играет
Душу рвет на части,
Я как валенки куплю
Забуду все несчастья.


Никто не сомневается, что валенки полезны. Но знаете ли вы в чем польза валенок, кроме того, что они очень теплые?
Польза валенок, конечно же, заключается в материале, из которого они изготовлены, в шерсти.
Давайте выясним, в чем же польза овечьей шерсти.
Она позволяет телу дышать. За счет высокой извитости волокон шерсть способствует активной циркуляции воздуха, что обеспечивает дыхание для кожи.
Она уникальный терморегулятор, который не только согреет, но и охладит. Это опять же благодаря природной извитости волокон. Извитость волокон создает воздушные микро-полости (пустоты), которые представляют собой воздушный слой, играющий роль термического стабилизатора.
Шерсть эластична. Шерсть легко принимает форму тела, и также легко расправляется. Эластичность и упругость волокон обеспечивают шерсти долговечность. Она долго сохраняет свой первоначальный внешний вид.
Шерстяные волокна хорошо впитывают влагу. Они могут поглощать в себя и отдавать во внешнюю среду влаги до 30% собственного веса, оставаясь на ощупь сухими.
Шерсть способна к самоочищению. Про активную циркуляцию воздуха мы уже говорили. И в этом есть еще один плюс: воздух, проходя сквозь шерсть, выносит с собой частицы пыли и грязи. Этот эффект усиливается во время повышенной влажности. А ланолин, который есть на ворсинках, дает также антибактериальный эффект.
Она нейтрализует ядовитые вещества и запахи. Каждая шерстинка – это натуральный гидрофобный белок. Этот белок состоит из аминокислот, имеющих свойства нейтрализовать углекислоту и ядовитые вещества, которые содержатся в поте человека. Не сомневайтесь! Наука это уже доказала.
Шерсть имеет хорошую энергетику. Энергетика шерсти похожа на энергетику женщины- матери. Она благотворно влияет на грудных детей, успокаивает их.
И последнее, самое главное, шерсть – лечит. Она успокаивает (не только младенцев), смягчает острую боль, лечит ревматизм, артрит, помогает быстрее справиться с вирусными инфекциями, простудами. Шерсть также помогает при переломах, в лечении радикулита, при выхаживании больных с пролежнями. Шерсть – это единственный материал, который человек получает от животного, не нарушая тонкой гармонии с природой…

Валенки (пимы) - традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу.

Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами . В местностях с суровой зимой валенки подшивают войлоком, используя как материал голенища от старых валенок. Также выпускаются обрезиненные валенки. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого и белого цветов, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.

Люди на производстве валенок традиционно называются пимокатами (раскатчиками, развальщиками войлока под формы обуви).

История

Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды.

Напишите отзыв о статье "Валенки"

Примечания

Литература

  • Обувь валяная // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М .: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валенки

– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
Загрузка...