1001-market.ru

Всемирный день благодарности. Классный час. Классный час «Подарки и другие способы благодарности Классный час благодарность в начальной школе

Классный час.
Тема: День благодарности.
Цель: 1. Познакомить детей с историей возникновения праздника.
2. Развивать познавательные интересы, умение мыслить и делать выводы.
3. Воспитывать казахстанский патриотизм и гражданственность, уважение и бережное отношение к родной земле и людям.
4. Способствовать свободной атмосфере общения.
Оборудование: Карта Казахстана, цветы, шары, диск с песней.
Ход классного часа:
I. История возникновения праздника.
Ведущий: 1 марта в республике мы официально празднуем День благодарности. Соответствующий Указ о внесении дополнений в документ «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан» от 14 января 2016 года подписал Нурсултан Назарбаев.
Президент предложил отмечать День благодарности на 22-й сессии Ассамблеи народа Казахстана.
«Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана, у нас он 1 марта, можно другое число, - ежегодно отмечать, как День благодарности всех этносов друг другу и казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей, как родных», - сказал Назарбаев.
РОДИНА МОЯ! (Фарида Фролова)
1чтец: Как мне найти слова о Родине хорошие,
Слова такие, каких в целом мире нет.
Ведь есть у каждого любовь святая к Родине,
И этот каждый в сердце сам себе поэт.
2 чтец: Любовь свою воспеть легко и затруднительно.
Слеза катится на листок и вместе с ней,
Слова простые о своей любимой Родине,
Которой не было и нет милей!
3 чтец: Пережила ты не одно поле сражения,
И в этих битвах побеждала, вновь восстав.
Народ родной уберегая ото мщения,
Земля, стояла ты, стеною всех обняв!
4 чтец: Благодарю я Землю за свои объятия
За величавые просторные поля,
Невозмутимость к чужеземным всем проклятиям,
Благодарю тебя я, Родина моя!
Ведущий: 1-го марта 1995 года в Казахстане была учреждена «Ассамблея народа Казахстана». Её задача – это равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам, содействие сохранению в республике межнационального согласия, стабильности в обществе. Председателем Ассамблеи народа Казахстана по должности является президент Казахстана - Нурсултан Назарбаев.
5 чтец: Мы дружной семьею живем в Казахстане
Татары, уйгуры и русские с нами.
Так пусть же крепнет во веки веков
Дружба народов всех возрастов.
6 чтец: Дружба народов - не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов - счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
7 чтец: Дружба народов - бескрайний простор,
Мир и согласие, девичий хор,
Звонкая песнь чабана молодого,
Сад, виноград возле дома родного
Ведущий: А в 2015 году в рамках празднования ее 20-летия, глава государства предложил объявить этот день днем благодарности. В этом году казахстанцы будут отмечать праздник впервые.
Праздники, когда принято говорить «спасибо», существуют во многих странах мира, но к ним наш праздник не имеет никакого отношения.
Президент отметил, что введение такой традиции еще более сблизило бы казахстанцев, и этот день мог бы стать ярким праздником милосердия и любви.
Казахстан – многонациональная республика. Как гласит одна казахская пословица: «Сила птицы – в крыльях, а человека – в дружбе».
И жизнь наглядно подтверждает это. В нашей стране живут люди более ста народностей, а в наших классах дружно учатся и работают люди самых разных национальностей, и это нисколько не мешает нам дружить, общаться друг с другом, помогать друг другу. Все мы одна большая, крепкая и дружная семья. Знакомство с традициями, культурой тех, кто живёт рядом с нами, помогает нам полнее познать духовный мир каждого народа.
8 чтец: На просторах Казахстана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам - любовь и почет.
Мир - солнышку и детям,
Мир - природе, мир - весне!
Мир - былинке, мир - планете!
Мир - всем людям на Земле!
II. Загадки «Вежливые слова» читает ведущий:
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день)
***
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания)
***
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(Извинить)
***
До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо)
***
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-
(Извините)
***
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …
(Не перебивай)
***
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…
(Спасибо)
***
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…
(Добрый день)
***
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …
(Спасибо)
***
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…
(Здравствуй)
***
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
(Простите, пожалуйста)
***
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
(До свидания)
***
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…
(Привет)
***
Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
«Сколько лет и …»
(Сколько зим)
***
Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как…»
(Дела)
***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)
***
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …
(Добрый день)
***
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
(Спасибо)
***
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры)

III. Игра «Вежливо - невежливо»
Правила игры. Если Вы читаете о вежливом поступке - дети хлопают в ладоши 2 раза. Когда Вы читаете о невежливом поступке - дети топают ногами 2 раза. Примеры поступков:
Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Свистеть, кричать, шуметь в школе
Уступить место старшим
Не вставать на обращение учителя
Помочь подняться по лестнице
Попрощаться уходя
Сказать спасибо маме за вкусный обед
Подставил подножку
Уступил девочке место
Кричал в библиотеке
Подклеил книжку
Убрался в своей комнате
Разбил тарелку и не извинился
Перевёл бабушку через дорогу
Не сказал спасибо ведущему за игру
Сказал спасибо ведущему за игру
IV. Песня «Если с другом вышел в путь». Исполняют все вместе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 п. Печенга Мурманской области

учитель начальных классов.

Всемирный день благодарности

(классный час)

Цель: создать условия для работы в группе для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи: воспитывать культуру общения друг с другом, используя тактильные игры на взаимодействие детей. Способствовать самовоспитанию личности ребёнка, используя практические групповые и парные задания.

Мотивационно-целевой этап.

Учитель: И здавна, слова благодарности и вежливости считались магическими и несли в себе определенный смысл.

Часто ли мы благодарим других за то, что они сделали для нас что-то хорошее?

Игра «Доскажи словечко»

(учитель озвучивает текст, ученики отвечают хором)

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо).

2. Зазеленеет даже пень, когда услышит... (добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы.... (спасибо).

4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте).

5. Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста)

6. Франция, Дания - на прощание говорят... (до свидания)

Учитель:

  • Как одним словом назвать эти слова? (слова вежливости)
  • На какие группы можно разделить слова вежливости?

(предполагаемый ответ детей:

  • Слова-благодарности
  • Слова -прощания
  • Слова-приветствия
  • Слова-извинения)
  • А остановимся на одной из групп вежливых слов, а на какой отгадаем из высказывания Чарльза Диккенса.

«Право же, каждому из нас дано очень много, и нам есть за что быть благодарными.

Очень много, только мы этого не понимаем. Увы!»

(Чарльз Диккенс)

Тема нашего классного часа слова благодарности.

Что имел ввиду Чарльз Диккенс?

Организация деятельности по анализу проблемы

Почему нужно говорить спасибо? «Спасибо» не зря занимает законное место в кругу «волшебных» слов. В нем заложен магический смысл. Ведь оно и вправду может творить чудеса. В одной из газет как-то была напечатана заметка о непривычно вежливом водителе маршрутного такси. Каждому входящему пассажиру он говорил "спасибо" за то, что человек выбрал для поездки именно его авто. Люди на первых порах даже терялись от такой обходительности. А потом привыкли - ведь к хорошему привыкнуть несложно. И стали в ответ благодарить водителя за замечательное обслуживание.

Этот эксперимент многократно проверен на практике миллионами успешных людей. Суть его в том, что чем сильнее человек благодарит все хорошее вокруг себя, тем больше хорошего происходит в его жизни. Психологи выяснили, что слова благодарности положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние и умственную деятельность. Слово «спасибо» - проводник установления теплых доброжелательных отношений.

Это слово большинство из нас произносит тысячу раз в день, выражая благодарность окружающим. Считается, что русское слово «спасибо» родилось в 16 веке из часто произносимого словосочетания «спаси Бог».

Слово «Благодарю» образовано из двух слов «Благо» и «Дарить-дарю». Произнося данное слово, вы делитесь частью вашего «Блага» и лично вы сами, а никто-то другой отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую», т.е. «приношу благодарение».

Учитель: Какое благо можно дарить?

(Ответы учеников: любовь, счастье, уважение, здоровье, удачу, дружбу, мир без войны)

Слова благодарности и проявление элементарной вежливости поднимают настроение, вызывают улыбку, помогают чувствовать себя кому-то нужным.
Такое маленькое слово, употребляемое и в значении сказуемого, и частицы, и существительного, и, даже, вводного слова, а столько добрых чувств! Неслучайно издавна в народе существовало очень мудрое поверье - не произноси слова благодарности в состоянии раздражения.
За что можно поблагодарить? Я просыпаюсь каждое утро и говорю «спасибо» этой жизни за то, что проснулась, за то, что у меня есть люди, ради которых мне стоит просыпаться и стоит жить. Будьте щедрыми на добрые слова, не забывайте сказать: «Спасибо» за добрые дела, которые для Вас делают окружающие, родители, друзья, коллеги, просто незнакомцы на улице. Следовательно, можно сказать «спасибо» солнышку, что оно ярко светит, водителю, который притормозил на пешеходном переходе. И, конечно, стоит сказать «спасибо» своим родителям, иначе бы вас никогда не было на этом свете.

Слова благодарности и признательности согревают нас своей теплотой. А короткое слово «спасибо», сказанное от души, способно подарить нам хорошее настроение даже в хмурый день.

Учитель: Спасибо! Большое спасибо! Огромное спасибо! Всем спасибо, друзья!

Мы говорим эти слова очень часто, но сегодня хочется произнести их по-особенному со всей теплотой каждому - за то, что снег за окном, за то, мороз отступает, за хорошее настроение, за добрые знакомства и встречи, за случайную улыбку, тихий голос, поддержку и за то, что все мы оказались на этой большой планете в одной многонациональной дружной семье.

Среди вьюги и стужи январской
Есть один замечательный день.
Света в нем и тепла, как в день майский,
Несмотря на снега и метель.

11 января - самый «вежливый» день в году, потому что все мы отмечаем Всемирный день «спасибо». Инициаторами утверждения праздника стали Юнеско и ООН. Цель события - напомнить жителям планеты о высокой ценности вежливости, хороших манер и умения благодарить окружающих за добрые поступки.

Работа в паре.

  1. Как можно отблагодарить? (Спасибо, большое спасибо, благодарю, я благодарен (благодарна) вам, огромное тебе спасибо, премного вам благодарен, спаси Бог, Храни вас Бог)
  1. Что помогает говорить вежливые слова? (улыбка, жесты: поднятые руки ладонями вперед, ладошки у сердца, ладошки на груди, наклон головы, взять за руку человека и сказать спасибо, можно встать на колени, на одно колено))

Игра «Скажи спасибо».

В кругу выбирает каждый глазами себе напарника и говорит спасибо разными способами.

Учитель: Как звучит слово «Спасибо» в разных странах мира? На украинском языке это слово «спасибо» звучит «спасибi», однако украинцы предпочитают синоним – «дякую». Интересно, что форма выражения благодарности «Дякую», прижившаяся в украинском языке, является исконно русской, наши предки употребляли именно такое звучание. Историки нашли подтверждение этому в Велесовой книге - летописи прошлой жизни русов, ведущей описание за 20000 лет до того, как Киевской Руси было навязано крещение в христианской вере. Именно слово «Дякую» в сегодняшнем произношении созвучно со словами изъявления добрых чувств в корне европейских языков, относящихся к разным группам языков:

англичане говорят «thanks», немцы – «danken», белорусы – «дзякуй»,

поляки - дзенки, чехи - декуйи, на идише «спасибо» звучит – «аданк»,

в Норвегии пишут «тakk» (такк), датчане пишут – «tak» (так), исландцы – «takk» (такк),

шведы – «tack» (такк).

Какой вывод можно сделать? Заметно, что по звучанию эти термины весьма похожи.

«Спасибо» на разных языках.

Как звучит слово «спасибо» на других языках?

Работа в группе.

Объединитесь в группы «Скажи спасибо на другом языке»

(по 5 учеников в группе, по очереди озвучиваем слова «спасибо» на разных языках, тексты отпечатаны на карточках)

  • Арабский: Shoukran (шукран)
  • Армянский: Shnorhakalutjun (шноракалюцюн)
  • Гавайский: Mahalo (махало)
  • Греческий: Evkaristo (эфхаристо)
  • Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)
  • Ирландский: Goraibhmaithagat (го рай мас агат)
  • Итальянский: Grazie (грацие)
  • Испанский: Gracias (грасиас)
  • Камбоджийский: Orkun (аркун)
  • Китайский: Xie-xie (Сье-сье)
  • Корейский: Kamsuhamnida (камса хамнида)
  • Латвийский: Paldies (палдис)
  • Литовский: Kobchie (коб чи)
  • Малазийский: Terimakasih (терима каши)
  • Монгольский: Vayarla (вайала)
  • Португальский: Obrigado (обригадо)
  • Румынский: Multimesk (малтимеск)
  • Сомалийский: Mahadsanid (махасанид)
  • Суахили: AsantesanaТайский: Kabkoonkrup (если вы - мужчина), Kabkoonka (если вы - женщина)
  • Татарский: Rekhmet (рехмет)
  • Турецкий: sagol (саoл), tesekurederim (тешекюр эдерим)
  • Филиппинский: Salamat (сламат)
  • Финский:Kiitos (киитос)
  • Французский: Mercibeaucoups (мерси боку)
  • Хинди: Shoukriah (шукран)
  • Японский: Domoarigato (домо аригато)

Самый вежливый город в мире.

(делает сообщение заранее подготовленный ученик)

Например, исследователи роняли бумаги посреди оживленной улицы и смотрели, помогут ли прохожие. Кроме того, они считали, сколько раз говорит «спасибо» продавец в различных магазинах, а также сколько раз выходящие из подъезда люди придерживают перед ними дверь. В итоге самым вежливым городом на планете оказался Нью-Йорк. Бывший мэр этого города Эд Кох пояснил журналистам, что жители Нью-Йорка стали более внимательны к людям после терактов 11 сентября: они поняли, насколько коротка жизнь. Второе место - Цюрих, на третьем - Торонто. Самым грубым мегаполисом в мире стал Бомбей, при этом на втором месте с конца оказался Бухарест, самый бесцеремонный город в Европе.

К сожалению, Москва заняла 30-е место в списке вежливости, после того, как одна москвичка нахамила корреспонденту Reader"s Digest, который сам попросил ее придержать дверь. Грубее москвичей ведут себя только жители Сингапура, Сеула, Куала-Лумпур, Бухареста и Бомбея. При этом отдельно журналисты отметили Загреб, как город с самыми услужливыми прохожими, после того, как собирать бумаги бросился престарелый хорват, больной артритом. Стокгольм же заслужил звание города с самыми вежливыми продавцами.

Практическая работа «Мой смайлик (солнышко) говорит спасибо»

Задание 1. Вырезаем смайлик, приклеиваем ладошки со словами благодарности. Пишем на нём слова благодарности.

(стихотворение читают заранее три подготовленных ученика)

Я рисую «спасибо» цветком:

Благодарен любой лепесточек,

Каждый листик трепещет на нём,

Одобрение выразить хочет.

Я рисую «спасибо» росой,

Перезвонами утренних капель.

Выражаю «спасибо» за всё

Мой хороший, мой добрый читатель.

Я рисую «спасибо» строкой,

Поэтической, яркой, красивой...

И ещё я рисую... душой:

Говорю от души Вам «спасибо»!

Задание 2. Рисуем слово «спасибо» с элементами рисунка по сюжету стихотворения, (задание выполняем на альбомном листе красками или фломастерами)

Учитель: Не забудьте поздравить с Всемирным днем «спасибо» друзей и знакомых! Им будет приятно получить от вас знаки внимания и благодарности.

Особый день в календаре –
Международный день «Спасибо».
Его мы отмечаем в январе,
И праздник этот нужный и красивый.
«Спасибо» нужно каждый раз сказать,
Ведь и в ответ услышишь благодарность,
Давайте с этим днем всех поздравлять
И проявлять друг к другу солидарность.

Рефлексия.

Возьмемся за руки и скажем друг другу спасибо, поднимем руки вверх и скажем благодарю, обнимем за плечи друг друга скажем спасибо вам.

Какие чувства вызвал классный час? Что было трудно? Легко?

Поблагодарите сегодня всех, кто рядом с Вами, всех, кого любите и цените. И помните: «спасибо» - это слово - светлячок, так согрейте же сегодня близких вам людей!

(включаем клип из интернета или скаченный заранее)

Классный час для учащихся 2 б класса: Тема: «Благодарность не знает границ»

02.04.2018 728 226 Мантаева Жанара Серикбаевна

Классный час для учащихся 2 б класса:
Тема: «Благодарность не знает границ»

Цель:
Воспитание доброжелательного, благодарного отношения к людям, к миру, самому себе.
Задачи:
1. Дать представление об основных похвальных качествах русского характера, в том числе о чувстве благодарности.
2.Формировать умение пользоваться речевыми формулами благодарности, выбирать формулу благодарности в зависимости от субъектов общения, от ситуации, за которую благодарим
3. Формировать культуру общения на соблюдении определённых правил.
4.Воспитывать чувство благодарности за любое проявление добра. Воспитывать правила поведения в обществе, уважительное отношение к людям.
Оборудование:
Список слов русского речевого этикета, записанный на доске; «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, презентации учеников.
Ключевые понятия:
Речевой этикет, благодарность, благо, добро, доброжелательность, благодеяние, Божие благословение.
Определения ключевых понятий:
Речевой этикет – правила вежливого поведения, важная часть культуры народа, каждого человека.
Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.
Благо – добро, благополучие.
Добро – положительное, хорошее, противоположное злу.
Доброжелательность – желание добра, готовность содействовать благополучию других людей.
Благодеяние – спасительная помощь, доброе дело.
Ход занятия
1.Вводная беседа
– Добрый день! Сегодня у нас будет необычный классный час, вот чему он будет посвящен, вы мне скажете сами.
– Кто из вас любит получать подарки?
– Почему?
– А вам самим нравится делать подарки другим людям?
– А почему вам это нравится? Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно.)
– Подарки, сюрпризы приятно делать близким людям: маме, папе, подруге,… А испытываете ли вы чувство радости, удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а может быть даже чужим?
– А какие подарки вам особенно приятно получать, те которые дарят, потому что их нужно подарить (на празднике, например), или те которые хоть и небольшие, не дорогие, но которые дарят неожиданно, просто так, от чистого сердца?
– А могут ли люди делать друг другу приятное, не даря ничего?
– А как?
– Может кто-то помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Добрый день.)
– Приятно ли вам было услышать его?
– Почему? Что мы хотим пожелать человеку, когда говорим ему “добрый день”?
– А какие еще слова вам приятно слышать от других людей? (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь, в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи, …)
(Учитель вывешивает данные слова на доску.)
– Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в классе?
– Вслушайтесь в слово “здравствуйте”, на какое другое слово оно похоже? (здравие, здоровье.)
– Что желаем мы другому человеку, когда говорим ему “здравствуйте”? (Здоровья.)
– А ведь каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья!
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

– Что же такого особенного произошло между чужими людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом “здравствуйте” пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)

– А если вот таких маленьких капелек – слов люди мы будем больше дарить друг другу, то какими будут люди на земле?
– Так почему же эти простые, всем известные слова называют “волшебными”?
Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский, обращаясь к молодежи, писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно… Проверяйте свои поступки сознанием, не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобства людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Деликатность, чуткость, понимание интересов других людей, даже в мелочах, - это основы поведения культурного человека.
Учитель:
«Слова с рожденья ждет жестокий выбор
Но вот звучат во все века СПАСИБО-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Учитель: Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо» - одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.
Мы его употребляем в ситуации благодарности.
Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро,
внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна.
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи. Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова – слова речевого этикета.
Существует несколько этикетных формул:
Формулы благодарности;
Формулы извинения и вежливого отказа;
Формулы приветствия.
Существует огромное количество выражений и слов, с помощью которых человек может отблагодарить другого человека: Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.
Формулы приветствия
Какими только приветствиями не пользуются люди! В русском языке существуют десятки способов приветствия. Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании. Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Доброе утро! Добрый вечер!
Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга?
Ведь этими словами они практически ничего не говорят. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют, потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которые мы применяем во взаимоотношениях. Наше «здравствуйте» означает «будьте здоровы». Вот мы узнали, что существует множество добрых вежливых слов, которые нужно употреблять в различных ситуациях.

СИТУАЦИЯ № 1 Вы встретили своего знакомого, которого давно не видели. Поздоровайтесь с ним, чтобы приветствие было сделано от всей души, выразительно!

СИТУАЦИЯ № 2 Вам нужно спросить, который час у прохожего человека. Как вы спросите об этом?
Первоначально, сначала надо поздороваться, а потом начать спрашивать: Здравствуйте! Извините! Который сейчас час? Когда вам ответят, должны сказать Спасибо!

СИТУАЦИЯ № 3 Вам нужно спросить, как пройти к магазину «Книги». Разбор ситуаций по иллюстрациям.
Звучит песня «Я по городу иду» (П.Овсянников. Ю.Энтин)
В наше время учиться культуре поведения значительно легче. В школе мы проводим беседы о воспитанности, о культуре поведения мы смотрим в передачах по телевидению, читаем в книгах. Но никакие беседы и статьи не помогут, если вы сами не захотите быть людьми воспитанными. Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой. Главный твой воспитатель - ты сам. Оценивайте свои поступки сами:
Как разговариваю с людьми? Как держусь в гостях? и т.д. Мало знать правила этикета, еще надо их уметь применять.
Вот первый пример:
Нарядная оживленная женщина в сопровождении военного офицера входит в троллейбус; увидев ее рядом, поднимается девочка.
- Садитесь, пожалуйста.
- Ну что ты… Спасибо… Не надо…
- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю. Оживление на лице женщины гаснет.
Почему поменялось настроение женщины?
Второй пример:
Поэт Степан Олейник в своем стихотворении описывает встречу двух приятелей, одного из которых он язвительно называет «добродей».
С миной пристально унылой
Смерит с ног до головы
-Боже мой!
Что с вами, милый?
Это вы или не вы?
Не больны?... Нет в самом деле,
Цвет лица ужасно плох,
Полысели! Похудели?
И за каждым словом – вздох
Вы, конечно, все угрюмей
От сочувственных речей
Дал вам пищу для раздумий
Ваш приятель – добродей!
Какое настроение будет у человека после такой встречи? Избегайте замечаний, которые могут больно ранить чувства собеседника.
Речевой этикет и эстетика поведения тесно связаны.
Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача- надо сделать так, чтобы все мальчики и девочки стали хорошими людьми: образованными и трудолюбивыми. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И возникают между ними отношения; взаимоотношения, складываются такие нормы поведения, которые облегчают их совместную работу. Требования школьного этикета обязательны для всех. Учеба-это общее дело учителей и учеников. Значит, они должны взаимно уважать друг друга и быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. Понимаете, взаимно! И во всем! Хорошее отношение ученика к учителю начинается с дисциплины. Сколько раз за урок учитель сделает замечание: прекратите разговаривать. Почему занимаетесь посторонними делами, почему не работаете, уберите телефон и т. д. Зачем учитель делает эти замечания? Ради себя? Нет! Как можно усвоить материал урока, если нет дисциплины? Значит, идет нарушение взаимного уважения со стороны учеников. Как должен поступить учитель в данной ситуации? Ничего не предпринять или добиваться и требовать выполнения норм школьного этикета, т. е. дисциплины на уроке, во имя того, что и должен делать учитель: учить, а ученики получать знания. Мы сказали, что учеба-это сотрудничество и взаимоуважение. Ученики нарушили это сотрудничество. Хорошее отношение учителя к ученикам меняется, как во внешнем выражении, так и в словесном. Это очень неприятно, если вдруг такое случается, то можно услышать от учеников осуждение поведения учителя: « А чего она кричит на нас…» А задумались ли они, по какой причине это случилось, кто первым нарушил сотрудничество учитель-ученик. На уроке должна быть хорошая дисциплина, ничто не должно мешать проведению урока, тогда общая задача - одни учат, другие учатся, будет выполнима. Ваше доброе отношение к учителю, забота и чуткость помогают в его работе.
Я сегодня уже говорила о выдающемся советском педагоге Василии Александровиче Сухомлинском. Он учил своих воспитанников благодарно и сердечно относиться к учителям. Я прочитаю его высказывание:
«Уважай, почитай учителей. Учитель отдает свою энергию, свой ум и талант, свою жизнь во имя того, чтобы ты стал настоящим гражданином нашей любимой Родины… человеком с благородной душой, беспокойным сердцем, ясным умом, чистой совестью, золотыми руками…
Учитель творит ЧЕЛОВЕКА. Знай, что великое счастье учителя-это то, что ты стал таким, каким создал тебя в своем представлении учитель как свой идеал.
И если ты хочешь принести каплю радости учителю, своему старшему другу и товарищу, а он всю свою жизнь стремится к тому, чтобы быть твоим другом и товарищем, и не может быть и речи о воспитании, если нет у вас дружбы и товарищества, будь его единомышленником и вместе с ним стремись к идеалу…
2. Основная часть
(Чтение учителем стихотворения поэтессы Веселовской).
Слова с рождения ждет жесткий выбор –
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века «спасибо» -
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!

Из старинного русского пожелания «Спаси Бог!» и родилось слово «спасибо», которое мы употребляем, когда хотим поблагодарить кого-нибудь.
- А каково значение слова «благодарность? Как вы его понимаете? (Учащиеся высказывают свое мнение)
- А как толкуется это слово в словаре СИ. Ожегова? (Один из учеников читает словарную статью: «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание»).
- Итак, благодарность – это чувство признательности за оказанное нам добро, проявленное к нам внимание.
- Вспомните пословицы о благодарности, признательности, которые есть в русском языке.
- Назовите слова, которые помогают нам выразить это чувство. (Учащиеся вспоминают знакомые им формулы благодарности: «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю вас»).
- Много это или мало? На мой взгляд, немного. Исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская предлагает гораздо больше слов, выражений, с помощью которых человек может благодарить другого.
(Учитель читает список этикетных слов, заранее написанных на доске).
Благодарю вас. Я вам очень признателен. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен! Моя благодарность не знает границ. Вы очень любезны. Я тронут вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили! Примите мою благодарность.
- Этим речевым богатством мы будем овладевать постепенно, стараясь, чтобы оно прочно укрепилось в нашем сознании.
Поупражняемся в употреблении данных выражений. Презентации учащихся (задания по ситуациям)
Задание №1. Ситуация в автобусе. Вы просите пассажира передать деньги за билет кондуктору.
Как благодарить человека за данную услугу?
Выберите из 2-х вариантов правильный: «Благодарю», «Моя благодарность не знает границ».
(Предполагаемый ответ: «Надо использовать первое выражение, так как второе употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет»).
Вывод:
Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость и конкретную ситуацию общения.

Задание № 2. Ситуация в больнице. Вы хотите поблагодарить врача за удачно сделанную операцию.
Выберите правильный вариант: «Спасибо, доктор», «Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность».
(Более уместен 2-й вариант, так как слово «спасибо» в данных обстоятельствах не способно выразить всю степень благодарности).

Задание № 3. Выражая благодарность, нужно учитывать характер взаимоотношений людей, их возраст.
Люди какого возраста чаще всего используют следующие слова и почему?
-Я вам чрезвычайно признательна.
- Примите мою благодарность.
- Вы очень внимательны.
- Ваша любезность меня ко многому обязывает.

(Предполагаемый ответ: «Данные выражения чаще всего используют люди старшего поколения – они более воспитанны, внимательны к окружающим, умеют ценить доброту»).
Попытайтесь определить возраст и характер взаимоотношений участников следующих диалогов:
№ 1
– Лера, как я тебе благодарна за то, что помогла Насте исправить «двойку»!
– Ну что вы, Вера Александровна, не надо благодарить меня. Настя сама очень старалась.
№ 2
– Дорогой Александр Павлович! Разрешите поздравить вас с днем рождения!
– Благодарю, друзья мои, я очень тронут.
№ 3
– Я возвращаю тебе книгу.
– Спасибо, Петя!
– Не за что.
- За что благодарят своих собеседников участники этих диалогов? (За помощью в учебе, поздравление с днем рождения, возвращенную книгу).
- А за что еще можно благодарить людей? (За заботу о нас, молитву о нас, любовь к нам, за любое доброе дело).
- Слово «благодарить» распадается на 2 части, 2 корня: «благо» и «дарить».А что такое благо? (Добро).
Получается, что, когда мы благодарим кого-нибудь, мы воздаем, отвечаем ему добром на добро. Когда мы произносим слово «спасибо», возникшее из выражения «Спаси Бог!», мы желаем избавления от бед, мы призываем Божие благословение на человека, которому признательны. Вот какой глубокий духовный смысл скрыт в этих знакомых каждому ученику словах! Поэтому мы не должны употреблять их по инерции, не задумываясь над их значением, с безразличием, холодностью в душе.
Наша задача – быть не просто вежливыми, но и культурными людьми. Мы должны научиться, прежде всего, откликаться всей душой, всем сердцем на любое проявление добра, ценить любое доброе дело. Ведь где добро, там и Бог.
Не забывая благодарность своих близких, друзей, знакомых и просто посторонних людей, проявивших участие, сердечное отношение к нам, мы должны в первую очередь быть благодарными Господу за всякое Его благодеяние.
Мне хотелось бы, чтобы вы постоянно дарили людям благо, тепло своего сердца.
Давайте начнем с малого: со слов благодарности маме за вкусный завтрак, учителю за оценку, выставленную в дневник, врачу за хорошее лечение, одноклассникам за помощь в учебе и школьных делах, за внимание к вам во время вашей болезни.
Умейте быть благодарными, как падчерица из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Если бы не вы, не видать бы мне больше ни солнышка, ни подснежников. Сколько ни проживу на свете, а все благодарить вас буду – за каждый цветочек, за каждый денечек!»
- Вспомните, в каких еще произведениях мы встречаем героев, которые выражают свою благодарность.
Хочется верить, что сегодняшний классный час поможет вам воспитать в себе чувство благодарности к окружающим людям и научит вас пользоваться «волшебными словами» - словами русского речевого этикета.
Работа в парах. Чтобы закрепить эти слова в своей речи, выполните еще одно, заключительное задание – составьте диалоги по следующим ситуациям:
1. Вы благодарите товарища за помощь в учебе (какую-нибудь услугу).
2. Вы поздравляете учителей с их профессиональным праздником и благодарите за труд, внимание и любовь к детям.
3. Вы благодарите родителей за интересную поездку, хороший подарок, вкусный завтрак, совместную прогулку и т.д.
Объединитесь в пары и обязательно употребите выражения: «Как я тебе благодарен!», «Ты меня так выручил!», «Я вам очень признательна», «Я вам многим обязан», «Примите мою благодарность», «Я хочу поблагодарить тебя» и любые другие из тех, что записаны на доске.

3. Заключительная часть. Рефлексия.
Подводя итоги классного часа, хотелось бы вместе определить: что мы вынесли из сегодняшней беседы, чему научились, в чём разобрались?
(Обобщающие ответы – выводы учащихся).
1. Русскому характеру присущи многие похвальные качества, в том числе и чувство благодарности.
2. Благодарность – это признательность за добрые дела, проявленное внимание к нам. Нельзя говорить слова благодарности мимоходом, не стремясь передать заложенный в них смысл.
3. Благодаря кого-нибудь, говоря «Спасибо», мы призываем Божие благословение на человека, которому признательны.
4. Чувство благодарности в себе нужно воспитывать, и в этом нам помогут специальные слова русского речевого этикета.

– А сейчас, ребята, давайте дадим оценку нашему занятию. Перед вами три рожицы:

1– я все понял, доволен, готов продолжить дальше;
2 – доволен, но не понял, хочется узнать еще;
3 – я ничего не понял, не доволен

.
- Прикрепите конфетку к той рожице, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.
Заключительное слово учителя
Уметь благодарить – это великий дар.
Пусть он пребудет с вами вечно!
Мы сегодня говорили об уважении и внимании к человеку. В ежедневном общении мы слышим, говорим слова, которые создают либо светлое настроение, либо мрачное. Надеюсь, что этот классный час прибавит знания о том, что значит быть воспитанным человеком.
Воспитанность, культура поведения делают нашу жизнь удобной, приятной, разумной, красивой. Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, учителям и даже незнакомым людям – будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.
Звучит песня « Если добрый ты» (Композитор: Савельев Б. Автор слов: А. Хайт

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Учитель. Если можно общаться по-человечески, почему же ссоры так часты? Что их порождает? Одна из главных причин, вызывающая недовольство друг другом в семье и отдаляющая друг от друга мужа и жену, родителей и детей — это неблагодарность.

1 ученик. Есть в человеческой натуре одна очень вредная особенность — почему-то плохое мы замечаем в первую очередь.

1 ученик. Почему-то в глаза лезут недостатки родителей, сына, дочери, супруга, а не их достоинства. Почему мы не ценим то хорошее, что кто-то делает (или хотя бы пытается делать) для нас?

3 ученик. - Мам, ты куда опять мои кроссовки засунула?

4 ученик. - Они на балконе сушатся, я их вчера помыла.

3 ученик. - Ну, как всегда, после тебя ничего не найдешь! Могла бы и не мыть!

1 ученик. Итак, мама оказалась плохая (вечно все без предупреждения трогает).

2 ученик. А то, что она позаботилась о сыне, о его вещах? минус замечается, плюс - нет.

1 ученик. Жена задерживается, приходит позже мужа, он голодный.

3 ученик. - Где была?

4 ученик. - Зашла в парикмахерскую, а там очередь. Пришлось подождать...

3 ученик. - Могла бы и не ждать!

1 ученик. Итак, жена оказалась плохая. (Заняться нечем. Муж голодный, а она по парикмахерским ходит.)

2 ученик. А то, что она хочет хорошо выглядеть, всегда нравиться мужу, - это не в счет?

1 ученик. Мать жалуется на сына, говорит о том, как он плохо и неумело чистит картошку.

2 ученик. Но чистит же. А постоянное недовольство отобьет охоту вообще что-либо делать на кухне. Браниться — не лучший способ научить чистить картошку.

1 ученик. Муж с трудом пережевывает недожаренную отбивную и ворчит: «Моя мама никогда меня не кормила подметками. Ты хоть что-нибудь делать умеешь?»

2 ученик. Может быть еще не умеет, но старается же. Навряд ли она стремилась испортить мясо, а заодно и настроение мужа.

1 ученик. К тому же, неизвестно, чем ваша мама кормила вашего папу в молодости!

3 ученик. Да, он купил вместо вермишели спагетти, он забыл купить хлеб, но он ходит в магазин!

4 ученик. Да, она плохо отстирала ваш любимый джемпер, но постирала же!

3 ученик. Да, он не притер полы, после того как перемыл всю обувь, но он помыл обувь!

4 ученик. Да, она не помыл посуду после того, как пожарила картошку, но она накормила вас!

2 ученик. Что имеем, то не ценим... Учитесь замечать хорошее! Учитесь быть благодарными!

1 ученик. Когда человек не видит благодарности, ему ничего уже не хочется делать.

2 ученик. И не делает, или делает хуже, без души, давая поводы уже для справедливых нареканий. И поехало...

Учитель. Кто кому должен?

Еще одна из главных причин, приводящих к ругани в семьях - неправильное понимание долга. Почему-то милее, ближе и понятнее нам формула: «Ты должен... Она должна...»

5 ученик. Ситуация 1. Вы просыпаетесь утром и с ужасом обнаруживаете, что уже через пять минут начнется первый урок. Вы вскакиваете в недоумении. Почему мама не разбудила вас? Почему нет завтрака на столе?

6 ученик. А ваша мама просто закружилась вчера в домашних хлопотах, забыла завести будильник. Она каждое утро до сих пор вам готовит завтрак, будит вас, не потому что должна это делать, а потому что любит вас.

5 ученик. А проспали вы по своей вине - пора бы вам уже давно просыпаться самостоятельно! Да и завтрак готовить тоже.

1 ученик. Представьте себе только семью, в которой муж считает так: "Я люблю жену и хочу, чтобы у нас была счастливая семья, поэтому я — должен. А жена мне ничего не должна".

2 ученик. И так же считает жена: "Мой муж мне не должен ничего. Но я люблю его и хочу, чтобы у меня был муж и была хорошая семья, поэтому я — должна".

1 ученик. А их дети считают так: «Мы очень любим наших родителей, поэтому мы должны...»

5 ученик. Ситуация 2. Вика и Саша любят друг друга, они собираются пожениться. Саша, узнав, что семья невесты собирается на дачу, предлагает свою помощь. Он старается показать себя с лучшей стороны и во всем угодить и Вике, и ее родителям. Все горит в его руках. Он делает, не потому что он должен, а потому что он любит. И Вика воспринимает его действия с восторгом и благодарность, потому что не считает его должным...

Но вот проходит 5 лет. Вика и Саша опять на даче:

6 ученик. - Мало того, что тебя на дачу не затащишь, так ты и приезжаешь - от тебя никакого толку нет. Чего сидишь - яблоки собери.

5 ученик. Все изменилось. А почему?

2 ученик. Потому что ему всегда говорят, что он должен, а ей говорят, что она должна.

1 ученик. Вот если бы двигателем всех их действий была любовь - вот тогда все было бы по-другому.

2 ученик. Она любит его, но она любит и родителей, поэтому хочет им помочь; он любит ее, поэтому люби и ее родителей, поэтому он хочет помочь ее родителям; родители любят свою дочь, поэтому любят и его.

Учитель. 98% людей на планете Земля стремятся создать семью. Никто не мечтает при этом о разводе, о скандалах. И, конечно же, каждому из вас когда-то кого-то придется назвать мужем или женой.

1 ученик. А если попробовать так: пусть муж и жена и через год, и через 5 лет и через 20 после свадьбы будут считать друг друга свободными людьми. Никто никому ничего не должен, кроме любви.

2 ученик. И как она относилась к нему до, так пусть относится и после — ведь он, став ее мужем, не превратился в ее собственность.

1 ученик. То же относится и к нему. И пусть они живут семьей, не считая, что у другого теперь появляются дополнительные обязанности. У тебя — появляются, у другого — нет.

3 ученик. Интересно, хотели бы жены, чтобы у них были такие мужья? — Муж, который всегда обратится к ней только по-доброму, никогда не упрекнет, а за ее помощь и заботу от чистого сердца скажет спасибо?

4 ученик. Да, о таком муже мечтают многие. Но, наверное, тогда и мужья хотели бы, чтобы у них были такие жены.

5 ученик. А родители, думаете, не мечтают о благодарных детях?

6 ученик. Да и вы, наверное, не прочь слышать от родителей только похвалу за ваши старания.

1 ученик. Представляете: вы идете домой - и не боитесь идти домой, ведь родители ваши никогда не ругают вас, даже за двойки. Мама даже не сильно огорчается. Но она так радуется, когда вы получаете пятерки! Поэтому вы стараетесь лучше учиться.

2 ученик. Муж после работы спешит домой - ведь там никто ничего от него не требует. Но он старается при любом удобном случае порадовать любимую жену, например, принести продукты из магазина или приготовить ее любимое жаркое.

3 ученик. Жена никогда не ругается. А чего ругаться-то: ведь он ей ничего не должен. А за хорошее всегда благодарна.

Учитель. Вот еще несколько советов, помогающих сохранить теплую атмосферу в доме и доброжелательные отношения между его обитателями.

4 ученик. Правило №1. "Не нравится — не ругайся, а помоги".

5 ученик. Действительно, редко какой человек делает что-то плохо преднамеренно. Чаще есть другая причина: или усталость, или неумение. Так какой смысл ругаться? Лучше помоги, научи, подскажи.

6 ученик. Правило № 2. "Не нравится как делают другие? Не ругайся, а сделай все сам. Как считаешь нужным".

1 ученик. Не нравится как жена готовит мясные блюда? Приготовь сам, или научи, или хвали и всегда будь благодарен.

2 ученик. Не нравится как муж моет посуду? Помой сама, или подскажи, как это сделать лучше.

3 ученик. Не нравится как муж чистит картошку? Почисти сама.

4 ученик. Вот открыл муж холодильник, а там беспорядок. Только собрался возмутиться - вовремя вспомнил: «А в чем дело? Кто виноват? Не нравится - убери сам!»

5 ученик. Действительно, в чем, собственно, дело? Тот, кто недоволен, всегда может помочь тому, кем он недоволен.

6 ученик. И все будет в порядке: без ругани.

1 ученик. Не ругайся, а помоги или сделай сам.

Беседа на тему: «БЛАГОДАРНОСТЬ»

Спасибо тому, кто кормит и поит, вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

(Русская пословица)

Древнеиндийская мудрость гласит: «Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше; ученик - учителя, женатый сын - мать, разлюбивший муж жену, достигший цели - помощника, выбравшийся из чащи – проводника, больной - врача». Как следует поступать первым? вторым?... Для чего?

1. Что такое благодарность?

Благодарность - признательность за доброе отношение, помощь.

Благодарность - это память сердца. (П. Буаст)
В прекрасном русском слове «благодарю» заключен мудрый
смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести и из благородных побуждений, творю благополучие, щедро отдаю частицу своей души. В слове «спасибо», ставшем формулой человеческих взаимоотношений, выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше пожелание, чтобы доброму для людей человеку всегда сопутствовало добро.

Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности.

(Ж. Лабрюйер)

2. Кому (чему) в жизни и за что может (должен) быть благодарен человек? Бывали ли вы благодарны кому-нибудь за что-либо? Расскажите, что вы чувствовали при этом? Как воспринимали вашу благодарность те, кого вы благодарили? Поясните смысл пословиц.

Пословицы:

1, Доброе дело без награды не остается. 2, За добро добром платят. 3. За добро не жди добра 4. И собака помнит, кто ее кормит, 5. На лихо жди лихо» на добро -добро. 6. Своего спасибо не жалей, а чужого не жди,

3. Как вы относитесь к неблагодарным людям? Какой стала бы наша жизнь, если бы все люди были неблагодарными?

В народе говорят: худший из людей - неблагодарный человек. Неблагодарность - не только дремучее невежество души, но и само по себе зло. Неблагодарность страшна не потому, что обижает того, кто отнесся к нам с добротой и пониманием, а потому, что она обедняет нашу собственную душу. Неблагодарность - самая страшная, глухота. Когда забываешь сказать спасибо, забываешь своего учителя или того, кто в трудную минуту стал тебе опорой, кто приютим, согрел, поддержал, сотворил добро,

(В, Сухомлинский)

4, Вспомните и запишите слова, которыми люди выражают свою

благодарность. Как часто вы пользуетесь этими словами?

Задание 1

Прочитайте индийскую сказку, ответьте на вопросы и сочините продолжение.

Награда

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось

так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро
тебя отблагодарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:

Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем! Страшно стало путнику.

Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты
хотел отблагодарить меня за добро?

Она и есть, - ответил тигр.

Какая же это награда - платить злом за добро? - возразил путник, -,
Давай, спросим кого-нибудь - награда это или нет?

Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

Злом! - ответило дерево. - Судите сами: люди отдыхают в
моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

Ну, теперь-то я тебя съем! - обрадовался тигр,

Давай еще кого-нибудь спросим! - взмолился путник,

Прошли они ещё немного. Видят: на пустоши пасется корова

Эй» корова! - окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?

Злом! - отвечает корова, - Судите сами: пока я была молода и давала
много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко моё иссякло, и
меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

Подожди немного! - попросил человек. – Давай спросим ещё кого-нибудь третьего. Если он то же самое, тогда, делать, ешь меня...

Вопросы:

1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?

2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?

3 . За добро нужно платить? А чем платят за зло?

4. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром? Сочините продолжение сказки.

Задание 2.

Прочтите изречения. С какой точкой зрения вы согласны? Обоснуйте своё мнении в сочинении, выбрав одно из изречений в качестве эпиграфа.

Благодарность – это готовность признать полученное благодеяние и отплатить за него. (Д. Локк)

Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.

(Л. Вовенарг)

Задание 3

Прочтите стихотворение И. Киселева, напишите сочинение, самостоятельно сформулировав тему.

Благодарю, Земля, благодарю За то, что видел озеро, зарю, За все вокруг, что знаю, слышу, вижу, За эти дали светлые твои - Пока мне хватит крови и любви, Ни словом, ни поступком не обижу, Простите нас, деревья и трава! Мы забываем, повзрослев едва, Что общим корнем связаны слова: Народ, и благородство, и природа

Загрузка...