1001-market.ru

Кружок Волшебное тесто(тестопластика) подготовительная группа рабочая программа (подготовительная группа) на тему. Перспективный план на год по тестопластике календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (средняя группа) на тему Кружок тестопл

Ирина Кульга
Программа кружковой работы по тестопластике в старшей разновозрастной группе 5–7 лет «Азбука соленого теста»

Комочек соленого теста –

Лепить из него интересно!

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Пояснительная записка

Лепка из соленого теста – древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней.

Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамы - что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста - доступное занятие для взрослых и детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души: активизируется работа пальцев рук, мозга, идет полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Направленность программы: по доминирующей деятельности программа творческая, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Цель программы.

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности, помощь детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации.

Задачи программы.

Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать речь;

– расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать наблюдательность;

– развивать эстетический вкус;

– развивать образное и логическое мышление;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

– развивать координацию движения рук;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

Социальные:

– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Принципы построения программы:

1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что-либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? как? Что бы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности. От простого к сложному - важное условие при обучении лепке.

4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желание его сотворить.

5. Принцип цикличности. Построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

6. Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того, дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаем ребенка не только тому,что он сможет усвоить без труда, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполнит эту работу с помощью взрослого, а завтра это сможет сделать сам.

Методы и приемы

1. Последовательное знакомство с различными способами лепки:

Конструктивный - является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей.

Скульптурный – изделия выполняют из целого куска.

Комбинированный – этот способ лепки включает в себя как конструктивный, так и скульптурный. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2. Словесные методы:

Беседа, рассказ;

Объяснение, пояснение;

Вопросы;

Словесная инструкция.

3. Наглядные методы:

Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

Показ выполнения работы (частичный, полный);

Работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами непосредственной образовательной деятельности детей:

Формированием элементарных математических представлений

Развитием речи

Художественной литературой

Физической культурой.

Ожидаемые результаты обучения.

должны знать:

Историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– понятие теплого и холодного цвета;

должны уметь:

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– соблюдать технику безопасности;

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.

Условия проведения кружка по тестопластике.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, во вторую половину дня. Длительность занятий в зависимости от возраста.

При организации занятий кружка, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку, творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого доступного задания, постепенно усложняя его.

5. Поощрять инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Основным условием реализации программы кружка является творческое отношение самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновлять детей на новые достижения в творчестве - главное руководство в работе кружка.

(1–й год обучения)

Сентябрь 1 «Король Соленое Тесто приглашает друзей». Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

2 «Вкусное печенье». Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста.

Октябрь 3 Угощение для кукол «Плюшки-завитушки». Показать приемы лепки различных продуктов. Развивать умение лепить из теста, приучать воспитанников к аккуратной работе за столом. Формировать положительное отношение к труду пекаря, воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.

4 Раскрашивание угощений для кукол «Плюшки-завитушки». Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Учить детей доводить начатое дело до конца, изготавливать атрибуты для предметно-развивающей среды группы и сюжетно-ролевых игр.

Ноябрь 5 «Гроздь рябины». Продолжать учить воспитанников особенностям лепки из теста. Формировать умения лепить мелкие детали и создавать заданную композицию.

6 Раскрашивание «Грозди рябины». Учить раскрашивать изделие после просушки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы, умение содержать свое рабочее место в порядке. Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Декабрь 7 Новогодняя поделка в подарок родителям «Сапожок». Учить детей замешивать тесто самостоятельно. Развивать мелкую моторику рук при замешивании теста. Формировать умения изготавливать снежинки из тонких колбасок. Развивать самостоятельность и фантазию.

8 Раскрашивание и завершение новогодней поделки «Сапожок». Учить доводить начатое дело до окончательного его завершения. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Учить радоваться результатам своего труда.

Январь 9 «Нарядная ёлочка». Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения - шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

10 Раскрашивание красками «Нарядная ёлочка». Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы.

Февраль 11 «Кружка для папы». Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

12 Раскрашивание красками «Кружки для папы». Продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

Март 13 «Букет в вазочке» (подарок мамам и бабушкам). Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

14 «Подковка на счастье». Учить лепить из цветного соленого теста, раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

Апрель 15 «Мышонок на сыре» (цветное тесто). Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.

16 «Звездное небо». Уточнить представления о космосе, Вселенной. Развивать познавательную деятельность. Учить детей создавать красивую композицию.

Май 17 «Бабочка-красавица в рамочке». Закреплять знания о строении бабочки. Развивать зрительную память, воображение, внимание, художественный вкус, мелкую моторику рук, связную речь. Учить лепить бабочку из соленого теста и рамочку для оформления готового изделия. Учить детей обмазывать рамку из толстого картона соленым тестом, обрезать излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой.

18 Раскрашивание «Бабочки-красавицы в рамочке». Учить детей раскрашивать готовое изделие из соленого теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда.

Планирование работы кружка «Азбука соленого теста»

(2–й год обучения)

Сентябрь 1 Овощи и фрукты. Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т. д.

2 Раскрашивание вылепленных овощей и фруктов. Учить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять детей в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Октябрь 3 Гусеница на осенних листочках. Закреплять умения и навыки в лепке из соленого теста. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, внимание и наблюдательность.

4 Раскрашивание «Гусеница на осенних листочках». Закреплять умения воспроизводить последовательность всех действий при составлении композиции. Учить раскрашивать готовое изделие в соответствии с цветом, передавать характерные особенности с помощью красок.

Ноябрь 5 Ежик. Формировать навыки раскатывания соленого теста с помощью скалки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. Научить детей делать иголки ежику с помощью ножниц. Дополнить работу грибочками и яблочками.

6 Сказочное дерево (коллективная лепка из цветного соленого теста). Продолжать учить замешивать цветное соленое тесто, катать колбаски из нескольких цветов. Учить детей использовать в работе скалку, стеку, чеснокодавилку. Развивать чувство коллективизма.

Декабрь 7 «Снеговик». Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

8 Раскрашивание красками «Снеговик». Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Январь 9 Снежинка. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

10 Раскрашивание «Снежинки». Учить детей раскрашивать готовую снежинку техникой набрызг, после чего прорисовывать тонкой кистью детали (глаза, нос, щеки).

Февраль 11 «Сердечко» на День святого Валентина. Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону из цветного соленого теста, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Воспитывать интерес к творчеству. Учить украшать сердечко розами и листочками, декоративными украшениями.

12 «Брелок» в подарок папе на 23 февраля. Продолжать учить детей приемам лепки из цветного теста катать колбаску, далее из колбаски формировать букву на шаблоне из картона. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира (вдавливать различные предметы в тесто: гвоздики, шурупчики, болтики, скрепки, кнопки и т. д.).

Март 13 «Бусы» в подарок маме. Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

14 Панно-пособие «Часы-солнышко» (коллективная работа из цветного теста). Продолжать обучать детей приемам изготовления поделок с использованием цветного соленого теста. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, чувство формы. Развивать композиционные и эстетические чувства, чувство красоты. Формировать представление о единицах измерения времени, навык планирования своей деятельности, умение работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы.

Апрель 15 «Весёлые человечки». Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой. Учить работать коллективно.

16 Раскрашивание красками «Весёлых человечков». Формировать навыки аккуратности при работе с красками. Научить видеть конечный результат задуманной работы. Дополнять работу, украшая одежду своих человечков.

Май 17 Подсолнухи. Развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус, мелкую моторику рук. формировать навыки ручного труда.

18 Раскрашивание «Подсолнухов». Способствовать развитию чувства композиции. Продолжать учить детей раскрашивать изделие после просушки, подбирать краски, характерные для раскраски подсолнухов. Воспитывать аккуратность, желание сделать приятное близкому человеку.

В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.

I этап (начальный)

Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.

Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.

На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.

На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т. д., при этом они проявляют элементы творчества.

Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

II этап (промежуточный)

Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.

Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т. д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

III этап (завершающий)

Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной, вариантностью, гибкостью, подвижностью.

Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.

Детям предлагаются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и проводится как по заданию, так и по замыслу детей.

В работе с дошкольниками используются такие формы организации художественно-творческой деятельности, как: создание детьми индивидуальных работ в лепке, создание детьми коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно, макеты, рельефные картины и т. д.

Уход за поделками из соленого теста. Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 37"

Перспективный план работы кружка по тестопластике "Мастерилка"

на 2016 - 2017 учебный год

Руководитель: воспитатель Щучкина М.Л.

Количество детей: 12 человек

Задачи:

1. Закрепить разнообразные знания, умения, навыки, полученные на занятиях по лепке в других видах деятельности.

2.Продолжать знакомить детей с разнообразными предметами окружающего мира, их свойствами.

3. Создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий, организовывать с детьми выставки детских работ.

4. Развивать фантазию, воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

5. Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приёмы декорирования образа.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

сентябрь

Организационный месяц. Подготовка условий. Адаптационный период для детей.

"Осенний натюрморт"

Подготовка солёного или заварного теста

Учить детей создавать натюрморты из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику(самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки). Развивать композиционные умения - размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию.

1. Чтение стихотворения У.Рашид

2.Знакомство с понятием "натюрморт".

3. Объяснение задачи занятия детям.

4. Работа детей группами над натюрмортом.

5. Обсуждение и рассматривание натюрмортов.

6. Чтение стихотворения В.Набокова "Кто выйдет по утру?"

Солёное тесто, тарелки пластиковые или керамические для составления композиций.

Выставка детских работ

"Осенний натюрморт" для родителей.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Мы на луг ходили, мы лужок лепили"

(коллективная композиция)

Рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций, изображающие весенний и летний луг; рассматривание изображений луговых растений; беседа о луговых насекомых и растениях, о том, что делают на лугу взрослые люди или могут заниматься дети. Подготовка основы для лепной панорамы "Мы на луг ходили".

Учить детей лепить по выбору луговые растения и насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски. Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

1. Чтение стихотворения Г.Галиной "Весёлый бал".

2. Беседа о луговых растениях, насекомых.

3. Демонстрация незавершённой панорамы "Наш лужок", предложение её закончить.

4. Работа по выбору материала, лепка.

5.Оформление работ на панораме "Мы на луг ходили"

6. Чтение стихотворения И. Бунина

Цветное солёное тесто, стеки, дощечки, салфетки, бисер и мелкие пуговицы (для изображения тычинок, украшения лепестков и оформления мелких деталей насекомых - глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, коктельные трубочки, палочки(для устойчивых и гибких стебельков)

Лепная панорама "Мы на луг ходили".

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Звонкие колокольчики".

Рассматривание колокольчиков, обследование и описание формы, поиск аналогий по форме и названию; совершенствование техники скульптурной лепки; беседа о предстоящем празднике, подготовка эскиза и плана оформления помещения к праздничным утренникам; выкладывание узоров из разных элементов.

Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику. Показать разные приёмы оформления лепных фигурок. Синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство формы, проекций; воспитывать аккуратность.

1. Обсуждение способа лепки, показ техники и комментарий производимых действий.

2. Самостоятельная лепка детьми колокольчиков.

3. Украшение работ.

4 Выставка колокольчиков из солёного теста.

5. Загадывание и отгадывание загадок на зимнюю тему.

Солёное тесто, стеки, колпачки фломастеров или авторучек для декоративных отпечатков; узкая тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10 - 15 см или ленточки.

Лепные колокольчики для украшения интерьера или ёлки.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Кружка для папы"

Беседа о дне защитников Отечества, о папах, дедушках "Защитников" семьи. Рассматривание разных кружек фабричного производства с рисунками и вензелями.

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструированным способом, точно передавая форму, величину в соответствии с назначением предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

1. Чтение рассказа

Г.Р. Лагздынь "Дедушкина кружка"

2. Беседа о прочитанном.

3. Обсуждение способов лепки кружки, показ.

4. Украшение и лепка работы.

5. Составление красивых, ласковых поздравлений для пап и дедушек.

Солёное тесто, клеенки, стеки, салфетки. Разные кружки фабричного производства с "мужскими" элементами декора и вензелями. Азбука с письменными и печатными буквами для вензелей.

Подарок для папы или дедушки - кружка.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Ваза для мамочки"

Беседа о мамах и о том, как мы можем их поздравить с женским праздником 8 Марта. Рассматривание разных предметов посуды.

Учить детей лепить красивые и в то же время функциональные предметы в подарок близким людям. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия за счёт изменения длины исходных деталей - "колбасок". Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

2. Объяснение нового способа лепки полых сосудов из колец.

3. Украшение вылепленных предметов плоским или рельефным орнаментом(растительным, зооморфным, геометрическим или смешанным)

4. Чтение стихотворения Г.Р. Лагздынь "В мамин праздник"

Солёное тесто, скалка, салфетка, клеенка, красивые бусины, пуговицы, бисер и узкая тесьма для оформления ваз

Вручение подарков мамам.

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Листья танцуют и превращаются в деревья"

Подготовка пластины - основы для рельефных композиций

Вызвать у детей желание делать лепные картинки. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции.

1. Рассматривание изображений листьев, предложение слепить их.

2. Повторное рассматривание изображений.

3. Рассказ воспитателем последовательности работы и приемов.

4. Лепка детьми листочков и превращение их в деревья.

5. Любование лепными картинками друг друга

Солёное тесто, картонные или керамические для будущих лепных композиций, стеки, салфетки. Календари, художественные открытки с изображением весенних деревьев и листьев.

Лепные картины "Танцующие деревья"

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Муравьишки в муравейнике"

Беседа о своеобразии коллективной жизни муравьёв. Освоение техники папье - маше на воздушных шариках и плоских формах. Занятие по ознакомлению с техникой изготовления бумаги.

Познакомить детей с новой техникой создания объёмных образов папье - маше (лепка из бумажной массы). Учить лепить мелких животных (насекомых), передавая характерные особенности строения и окраски. Воспитывать интерес к природе. Развивать согласованность в работе глаз и рук.

1. Изготовление "бумажного теста".

2. Беседа о своеобразии внешнего вида муравьёв и муравейника.

3. Обсуждение способов лепки,.

4. Лепка муравейника и муравьёв из "бумажного теста".

5. Установка муравейника на лепную панораму "Наш луг"

Мягкая рыхлая бумага, пригодная для утилизации, пластиковые ванночки, коробочки для смешивания бумажной массы, баночки с водой, клейстер (из муки или крахмала), дощечки, салфетки, бисер, пуговицы, зубочистки, столовые ложки.

Муравейник с муравьями на лепной панораме"Наш луг"

месяц

Тема

занятий

Предварительная работа

Задачи занятия

Последовательность работы

Материалы,

инструменты,

оборудование

Конечный результат

"Бабочки красавицы"

Наблюдение за бабочками в летнее время. Рассматривание изображений бабочек в научно - популярных иллюстрированных изданиях для детей. Раскрашивание в книжках и альбомах - раскрасках. Чтение стихотворений

В. Набокова "Бабочка", "Ночные бабочки"

Учить детей лепить красивые предметы в подарок. Закрепить умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение пластическими и аппликативными умениями, способность к интеграции - раскрытию одного способа разными средствами.

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой "Портрет бабочки".

2. Постановка задачи перед детьми.

Выбор детьми материалов и создание портретов бабочек.

4. Экспресс - выставка "Бабочка красавица"

Для лепки - цветной картон или плотная цветная бумага А4, солёное цветное тесто, стеки, колпачки фломастеров, пуговицы, бисер, мягкая проволока. Для аппликации - цветная бумага разного формата на выбор детям, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки.

Открытки с изображением бабочки.

Конспект занятия по тестопластике. Тема: «Чудо дерево»

Задачи :
Изобразительная:
Учить детей лепить разнообразные виды одежды конструктивным способом из двух-трёх частей (рукава у курточки, пальто; помпон у шапочки; штанишки). Учить изображать предметы в их взаимосвязи для создания пространственной композиции.
Техническая:
Закреплять технические приёмы работы с пластичным материалом - солёным тестом: раскатывание шара и сплющивать в диск (использование способов прищипывания, оттягивает и сгибания для придания диску определенной формы одежды: варежки, шапочки, колпачки); раскатывание цилиндра (столбика) и сплющивать его в ленту, опредмечивание - шарфик (использование способа сгибания ленты для получения определенной формы одежды: туфельки, сапожки). Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей.
Воспитательная:
Воспитывать любознательность и аккуратность.
Творческая:
Вынести на самостоятельной выбор ребёнка предмета одежды или обуви, изготавливаемого в технике тестопластики. Предоставить детям возможность выбора цвета и элементов украшения (бусины, бисер). Развивать фантазию, воображение.

Предварительная работа :
Беседа об одежде, обуви, рассматривают предметов одежды, обуви и их деталей в свободной деятельности и во время режимных моментов. Рассматривают динамических картин, альбомов «Одежда», «Обувь». Сюжетно-ролевые игры с куклами, одевание их на прогулку. Дидактические игры: «Угадай, чего не стало?», «Назови правильно», «Угадай по описанию». Рассматривают деревьев на участке детского сада.

Материалы, инструменты, оборудование :
Солёное тесто разного цвета в контейнерах на каждый стол, доски для лепки на каждого ребёнка, палочки-стеки, салфетки, бусины, бисер. Панно: «Дерево», выполненное в технике - лепка из солёного теста.

Ход занятия

(Дети сидят на ковре или диване, воспитатель обращает внимание на книгу и предлагает послушать стихотворения К.И. Чуковского «Чудо - дерево».)
Воспитатель : В этой книге, которую написал К.И. Чуковский, есть стихотворения с необычным название «Чудо - дерево», хотите я вам его прочитаю?
(Воспитатель читает).
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? А почему автор назвал дерево чудесным? Почему оно необычное, не такое, как на улице? Что на нём выросло?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы хотите, чтобы в нашей группе тоже появилось «Чудо - дерево»?
Ответы детей.
(Воспитатель выносит панно, на котором изображено дерево «голое» без листочков).
Воспитатель: Ребята! А что может расти на «Чудо - дереве»?
Ответы детей.
Воспитатель: Автор стихотворения придумал такое «Чудо - дерево», на котором росли чулки, башмаки, ботинки.
Воспитатель: А мы можем придумать совсем другое «Чудо - дерево». Ведь скоро зима и всем ребятам понадобится тёплая, зимняя одежда. Давайте вспомним, а что мы носим зимой? Какую одежду, обувь?
Дети: пальто, тёплые штаны и шапки, сапоги, шарфы и варежки.
Воспитатель: Давайте попробуем сделать из цветного, солёного теста все эти предметы зимней одежды, которые вы назвали! А потом мы сможем украсить ими наше «Чудо - дерево». (Воспитатель предлагает выбрать понравившийся цвет теста и слепить шапочку или пальто, тёплые куртку пуховик).
Воспитатель: Чтобы сделать пальто или курточку понадобятся 3 шарика из теса: один побольше, а два поменьше. Чтобы сделать шапочку с помпончиками понадобится 2 шарика из теста: один побольше, а другой поменьше. Чтобы сделать пальто надо немного оттянуть краешки ту каждой из трёх деталей и прикрепить две меньшие детали к большей по краям. Принимаем крепко, но аккуратно. Получается пальто с рукавами. Если вы задумали сделать шапочку, то возьмите большую лепёшечку и прижмите её у пальчики, чтобы она выгнулась, а затем прикрепите сверху маленькую лепёшечку, это - помпон. Из лепёшечки легко можно сделать варежку, если сбоку немного оттянуть кусочек теста, у варежки это место для пальчика. Так же можно сделать шапочку-колпачок. Если вы хотите сделать шарфик, то скатайте колбаску из теста(цилиндр). Потом её надо сплющить пальчиками и получится как будто ленточка. Это и есть шарфик. Если раскатать две толстые колбаски, расплатиться их и потом аккуратно прижать друг к другу, то получаются штанишки. Из двух колбасок потоньше можно сделать сапожки. Надо также расплющить колбаски и загнуть с одного края.
(Дети начинают лепить задуманное, воспитатель подходит и помогает с выбором поделки и способом выполнения).
(Когда воспитатель видит необходимость, он проводит пальчиковую игру).
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они продолжат
И лепить, и украшать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и развиваются кулаки. Упражнение можно повторить несколько раз)
Воспитатель: Я вижу, вы быстро справились и теперь можно украсить предметы одежды, выполненные из теста. Для этого я дам вам бусинки, бисер. Можно украсить поделку по краям, можно сделать пуговки или просто украсить бусинами, как горошками.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто что сделал! Несите досочки со своими работами сюда.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы)
Воспитатель: Вы все молодцы, но сейчас мы не можем повесить одежду и обувь на дерево. Тесто ещё мягкое(сырое), поделки надо высушить. Завтра мы ещё раз поговорим о нашем «Чудо - дереве» и нарядим его

МАДОУ «Центр развития ребёнка - д.с. №2 с. Завьялово».

Конспект открытого занятия по тестопластике

В подготовительной группе

Тема: «Новогодняя поляна»

Воспитатель: Борисова И.Н.

Стаж работы: 12 лет.

2016 г.

Задачи:

Воспитывать у детей интерес к лепке из солёного теста; воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; побуждать детей оказывать помощь окружающим в трудной ситуации.

Познакомить детей с новым приёмом тестопластики- подрезание ножницами; учить изготавливать ёлочку с использованием данного приёма; закреплять умение делать животных из теста используя знакомые приёмы; продолжать работу по проектной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер; развивать связную речь детей, инициативность и самостоятельность.

Предварительная работа:

    Разучивание стихов о Новом Годе, беседы на новогоднюю тему;

    Знакомство детей с различным приёмами работы с солёным тестом;

    Работа с проектом;

    Изготовление зверей из солёного теста.

Раздаточный материал:

фартуки, миски с тестом, стеки, кисти, ножницы, бусины для украшения.

Демонстрационный материал:

макет поляны, фонограмма, лист бумаги, маркер, цветок, опорные схемы, образец ёлочки.

Словарная работа : скатывание, раскатывание, капелька, вытягивание, приплюснывание, подрезание, склеивание.

Ребята, какой праздник у нас был недавно? А вот в лесу, на волшебной поляне, новый год ещё не наступил. Туда Дед Мороз ещё не дошёл и зверей лесных не поздравил. А вы хотите побывать на этой полянке?

(Входим в группу, на столе стоит макет заснеженной поляны без деревьев и зверей).

Что случилось, куда подевались все новогодние ёлочки и звери?

(Из-за двери слышится голос: Я злой волшебник Группи-Группиян, срубил все ваши ёлки и разогнал всех ваших лесных зверей за то, что вы не пригласили меня на свой новогодний праздник. Пусть теперь Дед Мороз ищет свою сказочную поляну. Ха-ха-ха.)

Ребята что же делать? Как теперь Дедушка Мороз найдет сказочную поляну и поздравит лесных жителей? (сделаем ёлочек из теста и зверей тоже) Правильно, а на волшебной поляне они обязательно оживут.

Давайте подумаем, как можно сделать ёлочку, составим проект. (внешний вид объекта, среда обитания, материал из которого будем делать ёлочку, основная деталь –какой приём будем использовать для изготовления конуса, дополнительные детали –показ нового приёма –подрезание, конечный результат).

Но сначала давайте сделаем разминку для пальчиков:

Бородатый Дед Мороз (гладим бороду)

Нам подарочки принёс: (хлопаем в ладоши)

Шишки да иголки (имитируем шишку руками)

На колючей ёлке, (стряхиваем пальцы)

Разноцветные шары (имитируем форму шара)

Для весёлой детворы. (машем поднятыми руками)

(Самостоятельная работа детей).

Многие уже сделали свою ёлочку, теперь можете вылепить любого лесного зверя. А чтобы вам помочь я вывесила на доске карточки с приёмами, которые можно использовать при лепке зверей. (скатывание шара, капелька, вытягивание, раскатывание колбаски, приплюснывание, склеивание деталей.)

(Самостоятельная работа детей. Готовые ёлочки и животных ставим на макет-поляну).

Ребятки, посмотрите наша поляна снова оживает, а чтобы она совсем ожила можно прочитать новогодние стихи. Кто знает? Какая замечательная поляна у нас получилась. Как вы думаете, понравится наша поляна Деду Морозу? Может мы с вами напишем ему письмо? А что расскажем в нём, что мы с вами сделали сегодня? А про Группи-Группияна мы совсем забыли, что бы такое сделать, чтобы он больше не вредничал? (Пригласим его на волшебную поляну отпраздновать Новый год). Замечательная идея. Ну что ж, а нам пора обратно в детский сад. Понравилось вам путешествие? Обязательно отправимся ещё куда нибудь.

Людмила Сергеева

Поделки из теста древняя традиция ,но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. Лепка-является одним из полезнейших занятий для детей . Это одно из средств эстетического воспитания-помогает формировать художественный вкус,учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Дети знакомятся с формой,развивают мелкую моторику рук,что способствует развитию речи,развивает наблюдательность,воображение,детскую фантазию.

Цель занятия :Раскрыть красоту,художественную ценность пряника ,одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народного творчества.

Задачи :Создать условия для развития интереса к народному творчеству и традициям,воспитать бережное отношение к народному искусству и его создателям,развивать творческие способности,художественно-эстетический вкус.

Материалы :соленое тесто ,стеки,доски,гуашь,акварель,салфетки.

Ход занятия.

Пряники русские

Сладкие мятные

К чаю ароматному

Угощенье знатное!

В :Сегодня,ребята,мы познакомимся с историей изготовления русских пряников .

Пряник -это мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки.

Пряники медовые

Гостинцы добрые,

Они глаз веселят,

И рот потешат.

Пряники-вкусное лакомство ! Они бывают лепные,печатные,силуэтные.

Сегодня пряник не только лакомство ,но и память об искусстве изготовления пряников на Руси .

Испокон веков в России

Славен пряник золотой !

Ароматен,свеж и сладок,

И в цене недорогой!

Мастеров нашлось немного

Душу прянику вложить ,

Тульский град,

Он очень строго

Технологию блюдит.

Над опарой мягкой,нежной

Мастер долго ворожил,

И руками золотыми,

Тульский пряник он сложил .

За три моря-океана,

И за тридевять земель

Прославляют Тульский пряник

Песнь поют ему,поверь!

Ф. Фролова.

В :Пряники научились делать очень давно в Древней Греции. В России пряники начали печь в храме славян на острове Рюген в Балтийском море. Пекли с медом и маком. Пряники бывают по названию городов в которых они изготавливаются :Городецкие,Тульские. На них есть картинки и надписи,которые печатают как буквы и картинки в книжках,поэтому пряники называют печатными . На них делают узор,рисунок.

Пряниками можно было полакомиться в день именин,когда ребенку давали имя,во время крестин. А на свадебный стол ставили огромный в человеческий рост,пряник ,вместо торта.

Пряники месили из пшеничной муки. В пряничное тесто кладут пряности :мак,тмин,корицу,мускатный орех. Изделия из этого теста и называют пряниками .

Мы можем купить пряники :мятные,с начинкой,шоколадные,покрытые разноцветной глазурью. Но сегодня мы попробуем изготовить прянички сами . Для начала мы попробуем сделать пряники декоративные из соленого теста .

У нас есть замечательные пекари и кондитеры,которые научат нас готовить пряники .

В :Послушайте,ребята,пословицы и поговорки о пряниках .

"Ребенку дорог прянику ,а старому покой".

"Без работы,пряников не купишь ".

пряником не заманишь ",

Кнутом и пряником ".

Как вы понимаете эти пословицы и поговорки (ответ детей) .

А сейчас приступим к работе.

Я вам раздам образцы форм силуэтных пряников и соленое тесто .

Берем и ощипываем кусочек теста размером с ладонь , раскатываем. (дети выполняют работу) .

Накладываем форму и вырезаем фигурку пряничка (стекой) .

А теперь наносим рисунок.

Сушим пряники на воздухе (не менее суток) .

Затем украшаем пряники . (раскрашиваем красками) .

Вот и получились у нас пряничные фигурки .

Даем просохнуть. Можно покрыть лаком.

В :Теперь,ребята,вы сами научились делать пряники . А настоящие,сладкие пряники можно приготовить дома по рецепту и выпечь в духовке.

Понравилось вам наше занятие (ответ детей) .









Загрузка...