1001-market.ru

Профилактика плоскостопия у детей 2 3 лет. Плоскостопие у детей: причины возникновения, лечение и профилактика. Что представляет собой плоскостопие

Родители очень радуются первым шагам, которые делает их малыш. При этом они часто забывают, что с этого момента ножки ребенка испытывают серьезную нагрузку. Стопы начинают активно формироваться. С этого времени должна быть начата профилактика плоскостопия у детей Она включает в себя множество мероприятий, среди которых особая роль отводится упражнениям. Не менее важна для правильного развития стоп обувь. Последняя должна быть эргономической и качественной.

Что представляет собой плоскостопие

Многие люди не понаслышке знают о данном недуге. К сожалению, это достаточно распространенная патология, которая в запущенной стадии способна привести даже к инвалидности. Поэтому врачи не устают повторять, что профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста должна обязательно выполняться.

Итак, что же это за патология? Плоскостопие - один из самых частых недугов опорно-двигательной системы у малышей. Стопа ребенка при этом заболевании деформируется. Ее свод уплощается. Стопа принимает плоскую форму. В результате человек стоит, касаясь пола всей поверхностью.

Стоит учесть, что формирование костей стоп продолжается у ребенка до пятилетнего возраста. Поэтому диагноз "плоскостопие" можно поставить малышу только после этого возраста. В более ранние годы стопа еще развивается. Например, в двухлетнем возрасте плоская поверхность подошвы считается нормой.

В редких случаях плоскостопие диагностируется в младенчестве. Это врожденная патология, которая комбинируется с плосковальгусной деформацией стопы.

Симптомы патологии у детей

Родители должны знать, что профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста необходима всем малышам. Большинство мам и пап ошибочно полагают, что если врач не сказал им о данной патологии, значит, их ребенка она не коснется. Но, к сожалению, доктор способен определить недуг только у 5-летнего ребенка, когда стопа сформируется. И в этом случае потребуется серьезное лечение.

Но если постоянно проводится профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, то даже у крох, склонных к патологии, формируются правильные стопы.

Заподозрить развитие недуга родители могут по следующим признакам:

  • быстрая утомляемость при ходьбе;
  • отеки в области стоп;
  • ноющая боль в ногах;
  • увеличенная широкая стопа;
  • быстрый износ внутренних сторон каблуков и подошв;
  • нарушение осанки;
  • косолапость.

При такой симптоматике обязательно следует показать ребенка ортопеду.

Факторы, провоцирующие развитие заболевания

К сожалению, очень часто наблюдается у ребятишек плоскостопие. Его причины и профилактика у детей, в большей мере, зависят от родителей. Ведь довольно часто развивается недуг в результате неправильно подобранной обуви. Нередко источником проблемы становится гиподинамия.

Чтобы защитить кроху от развития плоскостопия, следует ознакомиться с основными факторами, приводящими к деформации:

  1. Ношение некачественной обуви (без супинатора, мягкой, с полностью плоской подошвой).
  2. Наследственность.
  3. Ведение малоподвижного образа жизни. Дети в наше время все больше увлекаются компьютером или планшетом, вместо того, чтобы участвовать в различных играх на улице.
  4. Большие нагрузки на ноги ребенка. Они могут возникнуть, например, при ожирении.
  5. Рахит. Развитие плоскостопия связано с хрупкостью костей, характерных для этого заболевания.
  6. Различные травмы стопы, в основном переломы.
  7. Паралич мышц. Патология развивается после полиомиелита.

Лечение заболевания

Если плоскостопие врожденное, то для борьбы с ним предпринимают следующее:

  1. Легкая форма вылечивается наложением гипса. Это позволяет закрепить стопу в нужном положении. Гипсовые повязки накладывают на неделю. Затем меняют на новые. Продолжительность лечения - около 10 недель. После этого ребенок проходит курс физиотерапии. Ему делают массажи и рекомендуют к ношению ортопедическую обувь, изготовленную по индивидуальному заказу в ателье. Кроме того, следует настроиться, что реабилитационная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста при таком состоянии понадобится длительная.
  2. Для лечения тяжелой формы применяют исключительно хирургическое вмешательство.

Терапия приобретенного плоскостопия длится довольно долгое время. Лечение состоит из следующих мероприятий:

  1. Ежедневные занятия лечебной физкультурой, которые укрепляют мышцы ног. В ходе упражнений используют также специальный неровности которого помогают укрепить подошвы стоп.
  2. Ношение ортопедической обуви. Она должна иметь жесткий высокий задник и ряд застежек, с помощью которых нога плотно фиксируется. Изготавливают такую обувь только из натуральных материалов. Обязательно делают небольшой каблучок и вставляют стельки с супинаторами. Ортопедические ботинки продаются в специализированных торговых точках либо изготавливаются на заказ по направлению ортопеда.
  3. Массаж. По назначению врача делают курсами по 10-15 сеансов.
  4. Физиотерапевтические процедуры назначают 2 раза в год. Чаще всего это электрофорез и электромиостимуляция.

Занятия гимнастикой

Для правильного формирования стоп необходимо выполнять специальные упражнения. Гимнастика позволяет корректировать даже наметившуюся деформацию. Именно на ней основана профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения, позволяющие разрабатывать стопу, будут предложены ортопедом.

Сама гимнастика несложна. Родители легко смогут выполнять ее самостоятельно. А если разнообразить ее играми, то настоящий восторг вызовет такая профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Упражнения в положении сидя:

  1. Медленно сгибают и разгибают пальцы ног.
  2. Поглаживание. Проводят большим пальцем ноги по голени другой конечности. Ведите снизу вверх. Потом проделать то же движение другой ногой. Выполняется упражнение несколько раз.
  3. Подошвой и внутренней частью стопы одной ноги проводить по голени другой. Выполняется также несколько раз.
  4. Ноги поставить на пол, под прямым углом. Удерживая пятки, поднимать носки стопы.
  5. Соединить подошвы ног. Держать в такой позиции, в течение нескольких минут.
  6. Развести пятки в стороны. Носочки держать вместе.
  7. Катать подошвами мячик.
  8. Брать пальцами ног мелкие предметы. Затем перекладывать их.

Лечебная ходьба:

  1. Ходить, перекатываясь с пятки на носок. Стараться ступать на всю стопу.
  2. При ходьбе, поджимать и вытягивать пальцы ног.
  3. Выбирайте неровные поверхности. Именно по ним необходимо ходить. Это может быть галька, трава. Очень полезен массажный коврик.

Упражнения в положении стоя:

  1. Перекатываться с пяток на носки. Затем на внутреннюю и наружную части стопы.
  2. Приседать, без отрыва пяток от пола.
  3. Стоять попеременно на внешней и внутренней стороне стопы.

Кроме того, не забывайте, что малышам очень быстро надоедает выполнять гимнастику. Поэтому приведенный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей необходимо разнообразить элементами игр.

Домашние методы

Для поддержания нормального развития стоп ребенка необходимы физические нагрузки и правильный рацион.

Как происходит профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях? Существует множество прекрасных методов.

  1. Малыш должен много двигаться, поэтому не рекомендуется держать его все время завернутым в пеленки.
  2. Для купания предпочтительнее использовать большую ванну, где ребенок сможет перемещаться, совершая плавательные движения.
  3. После принятия водных процедур нужно сделать легкий
  4. Не надо бояться, если ребенок ходит летом босиком по траве и песку. Это положительно влияет на формирование стопы.
  5. Хорошо действует ванна для ног с использованием морской соли. Подготовить эту процедуру очень просто. В большую ванну наливают воду, чтобы она покрывала щиколотки ребенка. Растворяют в ней морскую соль, оставляя немного кристаллов на дне. Малыш должен походить по дну ванны, как по мелководью.

Это прекрасная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Консультация ортопеда позволит вам расширить список лечебных мероприятий, которые могут применяться в домашних условиях.

Массажные коврики

Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Массажные коврики выпускают с разнообразной поверхностью. Делают их из натуральных материалов.

Вполне достаточно, чтобы малыш походил по поверхности массажного коврика в течение 5 минут в день.

Массаж стоп

Очень эффективный метод профилактики плоскостопия. Лучше, если эту процедуру будет выполнять профессиональный массажист.

Но если родители хотят сами проводить данное мероприятие, то им следует ознакомиться с методикой проведения:

  1. Перед началом процедуры следует разогреть организм гимнастикой или принять контрастный душ.
  2. Начинать массаж сверху. Размять бедра, затем икры и
  3. Промассировать внутреннюю и внешнюю стороны стопы.
  4. Перейти к обработке подошвы.

Продолжительность массажа - около четверти часа.

Занятия физкультурой в ДОУ

В образовательных учреждениях придают большое внимание профилактике плоскостопия. и школах практикуются на занятиях физкультурой различные варианты ходьбы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ чаще всего носит характер игры. Специально разработанный комплекс упражнений, сопровождается чтением стишков. Это нравится малышам и привносит в занятие элементы игры.

Профилактика плоскостопия

Детей упражнения привлекают лишь в том случае, если они выполняются в игровой форме.

Именно поэтому в детских садах чаще всего используется гимнастика, по типу следующего комплекса:

«Качели»

Ребенок сидит на гимнастической скамейке, вытянув ноги и опираясь пятками на пол. При слове «вверх» тянет носки ног на себя. Затем опускает при слове «Вниз» к полу.

Сопровождается четверостишием:

Ах, качели, ах, качели,

Прямо к небу подлетели,

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Только крепко ты держись!

«Хлопки»

Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны. Потом соединить, выполняя своеобразные хлопки.

Мы хлопали-хлопали в ладошки,

А теперь работают наши ножки!

«Балет»

Ребенок, сидя, упирается руками на скамейку. Ноги вытянуты. Подтягивает конечности, опираясь на пальцы. Затем возвращается в исходное положение, направляя носки на себя.

Ножки пляшут, как в балете,

Это пляшут наши дети,

Стали ножки выставлять,

И на пальчиках стоять.

«Барабанщик»

Поджать пальцы ног и, сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм стишка пальцами:

Есть у Миши барабан,

Загремел, как ураган.

Но его когда дарили,

То потише попросили.

Но зачем тогда он есть,

Если им нельзя греметь?

«Паучок»

Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он обхватывает пальцами ног.

Паучок ползет по дорожке,

Быстро он переставляет ножки.

«Веселый ежик»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он катает мячик от носка к пятке, меняя ноги.

Ежик бежит по дорожке,

А мы массируем ножки!

«Художник»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры - круги, квадраты.

Будут дети рисовать,

Сегодня только ножками!

Станут ножки выполнять

Замысел художника!

«Улитка»

Ребенок, стоя, поднимает пальцы ног. Подгибает их и упирается в пол. Начинает двигаться вперед.

Нам покажут наши ножки,

Как топает улитка по дорожке!

«Пяточки»

Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу.

Хватит нежиться в кроватке,

Нужно разминать нам пятки!

«Маляр»

Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой.

Красить дом уже пора,

Мы позвали маляра!

Но не с кисточкой, ведром,

Мастер к нам пришел в наш дом!

Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения. Ребенок запоминает стишки и может потом по настроению выполнять их сам, даже вне физкультурных занятий.

Занятия со специальным оборудованием

Следует заметить, что воспитателями предусматривается профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Ведь такие недуги очень часто встречаются в последнее время у ребят. К тому же деформация стоп приводит к смещению центра тяжести. В результате нередко развивается нарушение осанки.

Для выполнения такой зарядки понадобится специальное оборудование.

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста подразумевает использование дорожек:

  1. Зебра. Делают ее из плотной ткани с кармашками, в которые кладут разные наполнители. Это могут быть камешки, горох, маленькие шишки.
  2. Цветочная поляна. На кусок плотной ткани пришивают разные предметы - бусины, пуговицы, косточки от счет, пластиковые цветы.
  3. Извилистая дорожка. Берут полосу плотной ткани и нашивают на нее, в виде змейки, веревку с завязанными узлами.
  4. Полоса препятствий. Поролон разрезать на квадраты и обшить тканью. На квадратах фиксируют предметы, которые могут стимулировать стопы (карандаши, крышки от пластиковых бутылок, веревочки, пуговицы). Поролоновые квадраты соединяют друг с другом.

Что должны помнить родители

Для снижения опасности развития патологии, профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей должна начинаться с первых шагов малыша.

Помогают следующие методы:

  1. Когда ребенок только начинает вставать, держась за опору, необходимо, чтобы он делал это в обуви. Последняя должна быть изготовлена из натуральных материалов и плотно фиксировать стопу, за счет жесткого задника. Использование рекомендованной обуви предотвращает неправильную постановку стоп.
  2. Нельзя допускать, чтобы ребенок донашивал ботинки за старшими детьми. Ведь они стаптываются, и могут изменить расположение стопы.
  3. Закаливание помогает организму всегда быть в тонусе. Соответственно, активизируется мышечная деятельность. А хорошая работа таких тканей защищает от развития плоскостопия.
  4. Прием контрастных ванночек для стоп. Берут две емкости. Наливают в одну - воду температурой в 40 градусов, в другую - в 33. Ножки попеременно опускают в тазики с водой, в течение 10 минут. Следует учитывать, что эту процедуру можно проводить только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Применение морской соли в ванночках для ног, и при купании. Если есть возможность вывезти ребенка к морю, обязательно нужно это сделать. Соль оказывает тонизирующее действие на мышцы и сосуды. Морская вода, за счет своей плотности, способна заменить массаж.
  6. Прогулки босиком позволяют стопам получать стимулирующее воздействие. Ходить лучше по неровным поверхностям. Летом это трава, галька, песок. Зимой для продолжения профилактики можно рассыпать на полу мелкие предметы, такие как горох, плоские пуговицы, фасоль. Предложите крохе походить по ним.

Когда-то наши далёкие предки решили ходить на двух ногах, и это повлекло за собой изменение в строении позвоночника и стопы. В норме стопа имеет два свода - продольный и поперечный. Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе. Но если своды стопы сглаживаются и становятся плоскими, то тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник, а также суставы ног. Так как они для этой функции не предназначены, то и справляются с ней довольно плохо и быстро выходят из строя. Как результат, у человека с плоскостопием развиваются артрозы и сколиоз.
Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. Врожденное плоскостопие, как правило, возникает на фоне врожденной недостаточности соединительной ткани. Травматическое плоскостопие может формироваться после перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей. Рахитическое плоскостопие развивается из-за нагрузки на ослабленные кости стопы. Развитие статического плоскостопия (81%) обусловлено слабостью мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.
Причины развития плоскостопия
Самая распространенная причина - недостаток или избыток нагрузки на ноги. Это может быть вызвано, например, неправильной обувью. Ходьба по жесткой траве, камням, песку заставляют работать мышцы и связки. Без нагрузки мышцы стоп слабеют (как и любые мышцы без работы) и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии.
Признаки плоскостопия
Существует несколько признаков, по которые можно заподозрить плоскостопие .
· Если после физической нагрузки стопа побаливает (первая стадия болезни);
· К вечеру стопы устают и отекают, боль охватывает всю ногу вплоть до коленного сустава (вторая стадия плоскостопия);
На третьей стадии заболевания начинает болеть поясница, а ходьба (в обуви) становится мучением. Боли в ногах могут сочетаться с упорными головными болями; стопа стала широкой настолько, что не влезает в любимые туфли; на старой обуви каблуки стоптаны с внутренней стороны.
Виды плоскостопия
Продольное плоскостопие
Возникает при функциональной перегрузке или переутомлении передней и задней большеберцовых мышц. Короткие сгибатели пальцев, подошвенный апоневроз и связочный аппарат стопы не в состоянии поддерживать продольный свод. Ладьевидная кость оседает и, в результате этого, происходит уплощение продольного свода стопы.
Поперечное плоскостопие
Развитие этого вида плоскостопия зависит от слабости подошвенного апоневроза в сочетании с теми же причинами, что и при продольном плоскостопии. Симптомы: широкий передний отдел стоп, выступающая внутрь, увеличенная за счет костно-хрящевых разрастаний головка первой плюсневой кости. Отклонение большого пальца кнаружи или, иначе, Халлюкс вальгус, болезненные натоптыши со стороны подошвы, молоткообразная деформация второго пальца, мозоли на пальцах.
Лечение плоскостопия
Полное излечение плоскостопия возможно только в детстве. Коррекция плоскостопия преследует следующие цели: укрепить мышцы и связки стопы и не дать стопе "разваливаться" дальше; защитить весь организм, и прежде всего позвоночник, от перегрузок; предотвратить развитие осложнений - артроза мелких суставов стопы, деформации пальцев и заболеваний позвоночника. Для восстановления естественной формы стопы применяют корригирующие стельки (супинаторы). Правильно подобранные супинаторы позволяют не только избавиться от боли, но еще и своей формой регулируют тонус мышц. Такая стелька как бы "скручивает" стопу - при этом мышцы подвергаются меньшим растягивающим усилиям и, таким образом, находятся в условиях для работы. При запущенной форме плоскостопия изготавливается специальная ортопедическая обувь в виде ботинок со шнуровкой, сплошной подошвой и боковой поддержкой стопы. Для лечения плоскостопия и его профилактики существуют также массаж и лечебная физкультура. Лечебные физические упражнения при плоскостопии : 1 - одновременное поднимание на носки при максимальном вытягивании туловища вверх; 2 - перекат с пятки на носок и обратно; 3 - переход в положение стоя на наружный край стопы с последующим возвращением в исходное положение; 4 - ходьба с поворотом стопы во внутрь, с подниманием на носок на каждом шаге; 5 - поочередное захватывание пальцами ног различных предметов.
Профилактика плоскостопия
Вредно ходить в тесной неудобной обуви, носить высокие каблуки, много бегать, долго стоять. Надо чаще давать отдых ногам - регулярно делать гимнастику стоп, массаж, ванночки. Для профилактики плоскостопия у детей нужно тщательно подбирать обувь, которую будет носить ребенок. Ребенок не должен донашивать чужую обувь. Разношенная колодка чужой обуви неправильно распределяет нагрузку на ступни. Детская обувь должна быть с небольшим каблучком, жестким задником и мягким супинатором - компенсируя отсутствие шишек и камней под ногами, он обеспечивает правильное формирование стопы. Для правильного формирования стопы у детей имеет значение и питание. При недостатке кальция кости становятся мягкими и деформируются под действием веса и мышц, а соединительная ткань стопы перестает быть эластичной и упругой и точно так же подчиняется давлению веса тела. А значит, поддерживайте в ежедневном рационе ребенка достаточное количество богатых фосфором и кальцием продуктов. Не забывайте и о достаточном количестве солнечных ванн или профилактическом приеме витамина Д в зимнее время.

Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста

«Поможем ребенку быть здоровым».

В последнее время в нашей стране замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины: недостаточная двигательная активность, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушения режима питания и отдыха в детском саду и дома.

Главная цель в моей работе - научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье. Для этого я разучиваю с детками комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, дыхательной гимнастике, точечный массаж лица, рук, ног.

В профилактику плоскостопия и косолапости входит и ношение правильно подобранной обуви с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником.

Поэтому, дорогие родители, прошу вас обратить на это особое внимание. Тапочки и кеды с плоской, резиновой подошвой только способствуют плоскостопию.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения (в игровой форме) для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке. В зимнее время желательно приобрести дорожку массажер, по которой ребенок мог бы походить дома.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляется в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области. Дети страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании.

Желательно, ежедневно проводить с детьми умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10 - 25 мин, в зависимости от возраста. Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.

Давайте вместе будем бороться за здоровье наших детей! Желающим я предлагаю комплексы упражнений.

Причины возникновения и

профилактика плоскостопия

На протяжении последних десятилетии в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Известно, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. В связи с ухудшением физического развития высок процент дошкольников с нарушениями телосложения, осанки, свода стопы. Главные причины: недостаточная двигательная активность вследствие переуплотненности групп, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха. Столкнувшись с похожей проблемой в собственной семье, я решила, что как было бы хорошо освободить родителей от длительных походов в поликлинику, где их дети проходят курс лечебной гимнастики по профилактике плоскостопия и коррекции осанки. Я стала по крупинкам собирать материал, касающийся этой темы, разработала комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия. В помощь родителям были оформлены папки передвижки, где они могут переписать комплексы для занятии в домашних условиях.

Каждое утро провожу с детьми оздоровительный массаж лица и кистей рук, что способствует профилактике ОРЗ и ОРВ. Изготовила тренажеры для занятий. Для того чтобы занятия были интересны для детей, провожу все в игровой форме с использованием персонажей из сказок. Для создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются под музыку. Кроме того применяю наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнении.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает состояние его стоп.

В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с плоской подошвой способствуют плоскостопию.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке.

Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые растягиваясь, уплотняют стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы совершенно невозможно.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области.

Уплощение стопы влияет на положение (стопы) таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.

Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия может быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка.

Плоскостопие легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться.

Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелита) и травм мышц, связок и костей ног.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстро, особенно внутренняя сторона подошв и каблука.

К концу дня дети обычно жалуются, что их обувь, которая с утра была впору, начинает давить на пальцы и как бы становится мала. Происходит это от того, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще больше уплощается и вследствие этого удлиняется.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании, имела жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не. следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связки стопы, способствует развитию плоскостопия. Желательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на ногах, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание

мяча и обруча ногами, приседание стоя на полу на палке. Длительность упражнений 10-25 минут, в зависимости от возраста.

Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.

Коррекция детского плоскостопия и косолапости

Для коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников необходимы специальные приемы и методы. Упражнения проводятся в определенной последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения - вверх - вниз, вправо - влево; из положения основной стоики тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удерживание и выбрасывание их (камушки, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мелкие игрушки и т. д., перекатывание стопой набивного мяча; кроме того давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке – массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготовляются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной плоскости (доске) – угол которой постепенно увеличивается, по дорожкам, лесенке, мостику-качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичикам и т. д. Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

Для детей, страдающих косолапостью, целесообразно использовать дорожку с отпечатками стоп и специальные универсальные приспособления.

В зависимости от искривления стопы вовнутрь на дорожке постепенно увеличивается угол разворота носков наружу, дети проходят, ставя ногу след в след.

Опыт показывает, что косолапость у детей полностью исчезает, если они поднимаются по доске с углом наклона больше 10°.

в зависимости от увеличения угла наклона доски сравнительно увеличивается разворот носков наружу. Систематическая тренировка детей на таких снарядах дает положительный результат в деле коррекции и исправления косолапости.

ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ

1. Упражнения без предмета. Подниматься на носках и опускаться на стопы. (4-5 подходов по 6-8 раз)

2. Одна стопа потирает другую. (4-5 подходов по 6-8 раз)

3. Сгибать и разгибать пальцы, сидя и лежа (4-5 подходов по 6-8 раз)

4. Поворачивать стопу вперед - назад, влево - вправо. (3-4 раза 10 вращений вовнутрь и 10 наружу)

5. Из положения основной стойки тяжесть тела перенести в разные части стопы. Пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. (3-4 раза по 3-4 подхода)

6. Общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц. (4-5 раз по 3-4 подхода)

7. Ходьба на носках, на пятках и наружных краях стопы. (4-5 раз по 3-4 подхода)

8. Длинные прямые шаги с глубоким перекатом с носка на пятку. (8-1О м. 3-4 раза)

9. Разнообразные поскоки, прыжки на месте и с передвижением. (80-100 прыжков 3-4 раза)

10. Ходить босыми ногами по песку, по круглому щебню, по дорожке - массажеру. (80-100 прыжков 3-4 раза)

11. Захват предметов пальцами ног, удержание и выбрасывание их. (5-6 предметов каждой ногой по 3-4 раза)

12. Перекатывание стопой набивного мяча, мешочка с песком и др. предметов в различных направлениях. (4-5 подходов по 3-4 раза)

13. Стоять на деревянных дощечках - шаблонах с отпечатками стоп, правильно ставить стопу. (4-5 подходов по 3-4 раза)

УПРАЖНЕНИЯ НА ПОСОБИЯХ

14. Ходьба по ступенькам с помощью воспитателя и без него.

15. Ходьба босиком по рейкам, по рейке-качалке, положенной выпуклой стороной вниз.

16. Ходьба по ребристой доске, расположенной на полу, и по наклонной ребристой доске. (3-4 раза)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПОСОБИЯ

17. Ходьба по гладкой наклонной доске вверх - вниз.

18. Ходьба по прямой и наклонной дорожке с отпечатками стоп. Постепенно увеличивая наклон. (4-5 раз)

19. Ходьба через ступеньки лестницы в медленном и быстром темпе.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. «Гибкий носок»

2. «Каток»

3. «Босыми ногами»

4. «По следам»

5. «К вершине»

Подвижные игры

«Гибкий носок»

ИНВЕНТАРЬ:

3 гимнастические скамейки и стулья для воспитателя.

ПОДГОТОВКА:

вдоль стен зала расположить 3 гимнастические скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя, центр зала оставить свободным.

ХОД ИГРЫ:

Сидя лицом К воспитателю, дети руками захватывают край стула (скамьи, спиной касаясь стены, выпрямляют ноги.

На счет воспитателя дети притягивают носки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе, потом в быстром). Вместе с воспитателем дети делают ногами различные движения вверх-вниз, повороты налево-направо, круговые движения, опираясь на пальцы. По команде «Встать! » дети строятся за скамейкой, левую ногу ставят на скамейку, опираясь на правую. Отталкиваясь правой ногой, поднимаются на носок левой и спускаются. После 6-8 движений по указанию воспитателя дети меняют исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой.

После чего дается команда «Разойдись! ». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках (45-50с, а затем по команде «По местам! » занимают свои места на скамейке у стены.

Во второй половине игры дети одновременно и последовательно де6лают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение 4-5 раз, после чего опять дается команда «Разойдись! », дети бегают врассыпную по всей площадке.

МЕТ. УКАЗАНИЯ:

в конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера с исходным положением лежа на спине и животе.

«Страус»

ИНВЕНТАРЬ:

две гимнастические скамейки или доски длиной 3, 5-4 м, шириной 20-25 см, маленькие деревянные палочки длиной 8-1 О см, диаметром 1-1, 5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей.

ПОДГОТОВКА:

по ширине зала на 1-1, 5 м от стены разложить веревку, обозначая волчье логово. На другом конце площадке на гимнастической стене поставить наклонно ребристые доски.

ХОД ИГРЫ:

I часть. Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно в лесу. Участники игры ходят на носках, пятках с глубоким перекатом стопы, поочередно полуприседая и выпрямляясь. Медленно они должны дойти до волчьего логова. По сигналу страуса «Волк! » птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора, а волк старается их поймать. Пойманного птенца волк уносит с собой в логово. (Повтор 4 раза)

IIчасть. Страус рассыпает по всей площадке мелкие предметы, которые предлагает собрать своим птенцам, захватывая пальцами ног. Дети собирают, потом поднимаются и спускаются по наклонной доске, после чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк! » бегут домой.

МЕТОД. УКАЗАНИЯ:

следить за осанкой, захватывание предметов производится равное число правой и левой ногой.

«По следам»

ИНВЕНТАРЬ:

две дорожки (длина 8-10 м, ширина 60-70 см, на одной из которых отпечатаны следы шага 75-80 см, угол разворота носков 150 (рис. А) При веревке по 4 м.

Две дорожки (длина 8-1 О м, ширина 60-70 см) с отпечатанными следами стоп, где длина шага 40 см (3-я дорожка) и 50 см (4-я дорожка, угол разворота носков 15° (рис. Б)

ПОДГОТОВКА:

по длине зала на расстоянии 3-4 м друг от друга параллельно расстелить по полу дорожки с отпечатками следов стоп. По длине дорожки на расстоянии 60-70 см от нее разложить веревку. Сидя на скамейке, дети показывают, где у них правая нога, где левая.

ХОД ИГРЫ:

I часть. Воспитатель объясняет, что по первой дорожке дети должны пройти, ставя стопы на следы только левой ногой, по другой дорожке – правой ногой, а по веревкам, расположенным на полу, нужно пройти то правой, то левой ногой.

После команды «Разойдись! » дети начинают б6егать по комнате и через 35-40 секунд беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (по-вторить 4 раза)

II часть. На втором этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвертую дорожку. (повторить 4-5 раз)

МЕТОД. УКАЗАНИЯ:

игру можно усложнить за счет изменения элементов шага: длины, ширины, угла разворота носков, за счет увеличения скорости, темпа, амплитуды, движения рук и ног и т. д. Следить, чтобы дети ставили стопы точно след в след, голову вперед при этом не наклоняли. Следить за осанкой.

Упражнения на укрепление мышц стопы и голени

и формирование свода стопы.

Они могут применяться на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних заданий и т. п. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех-пяти раз на этапе разучивания комплекса. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнении.

«Веселый зоосад»

1. «Танцующий верблюд»

И. п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пол не отрывать).

2. «Забавный медвежонок»

И. п. - стоя, на внешней стороне стопы, руки на пояс. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.

3. «Смеющийся сурок»

И. п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.

4. «Обезьянки - непоседы»

И. п. - сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и. п.

5. «Резвые зайчата»

И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.

Для каждого занятия выбирают три - пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т. п. - В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Упражнения для выработки навыка

правильной осанки

И. п. –стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегаю к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазо-бедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох, расслабиться (вдох).

3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься, опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох, расслабиться (вдох).

4. Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох, расслабиться (вдох).

5. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить

правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

6. Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

7. Сделать один - два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.

8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в ил.

Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:

Обеспечить условия для формирования правильной осанки;

Знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

Сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;

Доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

Упражнения на ощущение

правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1. И. п. - стать спиной к стене в основной стойке, так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

2. И. п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

3. Ип. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стенке.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Методика получения отпечатков стоп.

(ихнография)

На один конец дорожки темного цвета из линолеума длиной 12-14 м и шириной 130 см наносится тонкий слой порошка мела. Ребенок становится на этот участок дорожки и по указанию воспитателя «протирает» ноги, т. е. окрашивает подошвы мелом. Затем ему предлагается пройти по дорожке и принести игрушку. Таким простым способом у каждого ребенка фиксируются такие показатели: прямолинейность и равномерность ходьбы, длина, ширина шага, величина угла разворота носков, шарканье ног, косолапие и плоскостопие.

На дорожке дети 2-7 лет делают 20-30 шагов.

С помощью измерительных приборов фиксируется вышеизложенные данные, а также нарушение и деформация.

После этого даются нормы и показатели для моделирования дорожки с отпечатками стоп.


Профилактика плоскостопия: можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Какой должна быть первая обувь малышей и какую нельзя использовать? Как сделать плантограф своими руками? Упражнения для профилактики плоскостопия.

Малыши любят прыгать. Можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Как такой вид движения связан с состоянием стопы малыша? Какие упражнения полезны для ребенка? Как сделать плантограф своими руками? Как выбрать обувь?

Профилактика плоскостопия у маленьких детей.

Лето – пора прогулок. Малыши очень любят двигаться, и это замечательно! Но не все движения полезны и безопасны для них. Вот малыш 2,5 лет забрался на крылечко подъезда и минут десять подряд с радостью и упоением повторяет одно и то же движение – забирается на крыльцо и спрыгивает с него на асфальт. А мама беззаботно в это время разговаривает с подружкой – малыш занят делом, двигается, всё вроде бы хорошо. Но это не так!

Почему маленькому ребенку нельзя спрыгивать с высоты на твердую поверхность?

Дело в том, в первые три с половиной года жизни ребенка его стопа еще не развита и находится в состоянии формирования. Поэтому детям до трех лет категорически нельзя разрешать прыгать с высоты (с крыльца, скамейки, бордюра) на асфальт или на дорожку в парке, покрытую каменными плитами. Ведь опорно — связывающий аппарат стопы еще слаб в этом нежном возрасте. Тем более нельзя ребенку делать такие движения постоянно и длительное время!

Что делать, если малыш обожает прыгать с высоты? Ведь нельзя же запретить малышу прыгать? Конечно, запретов для ребенка должно быть очень мало, чем меньше – тем лучше. Поэтому нужно не запрещать прыгать, а дать ему альтернативу: «На асфальте прыгать нельзя, а на песочке можно. Давай попрыгаем на песочке!» Причем это «нельзя» должно быть запретом на всё время – нельзя прыгать на асфальт и при маме, и при бабушке, и при папе, и утром, и вечером, и во дворе, и в парке. И ребенок тогда понимает требование взрослых и без проблем его выполняет. А вот так не должно быть – что сегодня «Ничего, один раз можно, прыгни», а в следующий раз – «Я тебе сколько раз говорила не прыгать на асфальте!». Требование к малышу должно быть единым и постоянным, тогда оно не будет его нервировать и вызывать капризы и слезы. Если малыш спрашивает, почему нельзя спрыгивать на асфальт, то можно ему объяснить причину – скажите, что ножкам полезно прыгать на песке, а вот прыгать на асфальте — это вредно для ножек.

Действительно, совершенно безопасно и даже полезно ребенку прыгать и спрыгивать с небольшой высоты на мягкую поверхность – мат, песок, мягкую землю покрытую травой. Очень полезно прыгать через лужи или через ручейки, как лягушки или как зайчики, быстрее и медленнее, выше и ниже, «с кочку на кочку». Эти упражнения малыш сможет выполнить, только когда стопа будет готова к нагрузке. Если стопа не готова, то малыш просто не сможет перепрыгнуть и шагнет вместо этого. А значит, вреда себе не нанесет. Также полезно перешагивать через палочки или через веревочку, поднятую над землей на 5-15 см, перешагивать через препятствия (разложите, например, кубики в ряд на расстоянии 20 см друг от друга), преодолевать препятствия чередующимся шагом, пролезать через обруч, подлезать под веревочкой (высота 25-30 см).

Как только малыш начинает ходить, можно сделать плантограф своими руками и получать с его помощью достоверную информацию о том, как постепенно формируется его стопа. Изготовление плантографа я даю в этой статье по технологии врача – педиатра, кандидата медицинских наук Л.Г. Голубевой (Л.Г. Голубева. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М., 2012). Я очень советую всем родителям маленьких деток и тем, кто еще собирается стать мамами малышей приобрести эту книгу.

Как сделать плантограф своими руками?

Вы сделаете плантограф своими руками за 1 минуту! Возьмите большие пяльцы для вышивания и заправьте в них хлопчатобумажную ткань, а на нее заправьте – полиэтиленовую пленку. Вот и всё!

Теперь учимся пользоваться плантографом.

  • Разводим тушь водой в соотношении 1:1. Смачиваем ватный тампон в получившейся смеси и смачиваем смесью хлопковый слой плантографа.
  • Кладем на пол лист бумаги, на него кладем пяльцы хлопковой смоченной стороной вниз. Сверху хлопкового слоя находится слой полиэтилена, на который встает ребенок. Т.е. получается слоеный пирог: вверху пленка, под ней смоченная ткань, а под тканью лист бумаги. На этом «слоеном пироге» стоит малыш.
  • Получается отпечаток стоп.

Такую процедуру можно делать раз в три месяца, отслеживая, как изменяется стопа ребенка и как развивается связочно – мышечный аппарат.

Более простой вариант – после ванной поставить малыша с мокрыми ножками на лист бумаги. Или смазать его ножки детским кремом и поставить на лист бумаги. Получится отпечаток стопы.

Как оценить результаты?

На отпечатке стопы ребенка нужно отследить две линии – нарисуйте их:

  1. Линия от середины пятки до точки А. Точка А находится во втором межпальцевом промежутке, т.е. между вторым и третьим пальчиком на стопе.
  2. Линия от середины пятки до основания большого пальца.

Если обе эти линии у Вас получились внутри контура стопы – то она плоская. Если вне линий отпечатка стопы – то стопа нормальная.

У большинства деток созревание стопы завершается в возрасте 3 лет – 3 лет 3 месяцев. Если же ребенку больше 3 лет, а стопа плоская, то это повод для беспокойства.

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание и при необходимости обратиться к врачу – это положение пятки. Его можно определить по обуви малыша: если ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, то это вальгусное положение. Если малыш стаптывает наружную часть подошвы, то это варусное положение. При нормальной стопе ось голени и пятки совпадает. При продольном плоскостопии они образуют угол, открытый кнаружи (вальгусная стопа).

Очень важно видеть не состояние стопы на данный момент, а его изменение в динамике – улучшается ситуация или усугубляется. Например, плоско-вальгусные стопы – это естественный этап формирования стопы при переходе ребенка к прямохождению. И он проходит сам примерно к полутора годам. Ведь на ножки малыш встает в год, и ходьба сразу же дает на ноги нагрузку, которой раньше не было. Поэтому еще до начала ходьбы и во время обучения ходьбе нужно проводить с малышом упражнения в стоянии и ходьбе у опоры, чтобы мышцы и суставы укрепились.

Нужно помнить, что чем раньше выявлены признаки плоскостопия, чем меньше деформация, тем легче плоскостопие поддается коррекции. Сейчас существуют и специальные группы в детских садах для детей с плоскостопием и нарушением осанки, в которых вся помощь этим малышам оказывается бесплатно.

Профилактика плоскостопия у детей 1-2 лет.

Для развития стопы малыш не должен быть всё время в обуви. Ему нужно ходить и босиком по траве, по камешкам, по гальке, по песку, по массажному коврику. А еще замечательнее, если малыш сможет бегать по морскому песочку! Это закаляет и укрепляет стопу. Вспомните наших предков – малыши бегали в лаптях (а лапти дают эффект массажа стоп) или босиком по земле и не имели проблем с плоскостопием! Но постоянное хождение босиком также вредно, как и постоянное хождение в обуви!

Сейчас в продаже есть специальные валики для массажа стоп, детские массажные коврики. Очень полезно походить по коврику вместе с ребенком утром, покатать массажный валик. Лучший пример для ребенка – это взрослый! А лучшее время для таких занятий — утро, когда мышцы еще не утомлены. Такая очень простая гимнастика улучшает кровообращение и тонус мышц.

Очень важно, чтобы у ребенка сразу же была правильная обувь. Даже когда он еще не ходит, а только начал стоять и делать первые шаги.

Требования к детской обуви для самых маленьких для профилактики плоскостопия:

По мнению врачей, первая обувь малыша должна быть такой: (А. Петухов, ортопед горбольницы № 19 им. Т.С. Зацепина – «Мама и малыш» 2004. №12):

Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или “липучек”, но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.
Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.
В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные материалы.
Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.
Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли “дышать”.
Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким (1 — 1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой. Это препятствует переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.
В обуви для детей до 2-х лет не должно быть супинатора , ведь функцию амортизатора выполняет та самая “жировая подушечка”, в противном случае он будет препятствовать нормальному формированию сводов стопы. Правда, все очень индивидуально.Возможно, некоторым малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте. Этот вопрос лучше обсудить с врачом.
При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом , не мешающим ребенку ходить — около 1,5 см.
После прогулки следует обратить внимание на ножку малыша: если на коже отпечатался рельеф колготок или внутренние швы ботинка — обувь необходимо сменить».

В продаже сейчас очень много обуви вредной для развития стопы маленьких деток! Как же выбрать детскую обувь и не ошибиться? Я нашла очень хороший видеоролик о том, как правильно выбрать обувь для самых маленьких детей. Но эти же требования предъявляются к обуви и детей постарше. В видео Вы увидите детскую обувь правильную и неправильную, вредную для малыша! Очень советую посмотреть – это обязательно нужно знать!!! На примерах конкретной обуви Вы увидите, какую нужно покупать обувь и какой следует избегать! И еще раз убедимся, что «не всё то золото, что блестит» и рекламируется.

Видео. Профилактика плоскостопия для детей. Как выбрать обувь для ребенка 1-3 лет?

Если Вас волнует состояние стопы малыша – то нужно обратиться к врачу — ортопеду. Но не стоит сразу же впадать в панику. Очень многим знакомым мне детям ставили ужасающие диагнозы. Но при обращении мам в другую поликлинику диагнозы малышей не подтверждались. И получалось, что одному и тому же ребенку три разных детских ортопеда поставили диагнозы от «здоров, возрастная норма» до «может стать инвалидом». Поэтому всегда лучше всего выслушать несколько мнений врачей для выяснения истинного положения дел – к сожалению, это так. И обязательно самой отслеживать динамику – лучше становится ситуация или хуже.

Гимнастика для профилактики плоскостопия:

Гимнастику лучше проводить «небольшими порциями» как игру 2-3 раза в день по 2- 3 упражнения.

Варианты упражнений

  • Пройди по узкой дорожке (10-15 см) – положите полосу обоев, ограничьте дорожку двумя веревками или нарисуйте мелом. Малыш идет, не выходя за пределы дорожки.
  • Мишка. Ходьба на наружных краях стоп.
  • Ходьба и бег по песку, гальке, жестким камешкам, земле.
  • Собери в корзинку. Захват мелких предметов пальцами ног. Можно делать сидя и стоя. А летом можно делать на прогулке в лесу, захватывая веточки и шишки.
  • Положи в корзинку. Предложите малышу взять пальчиками платочек, карандаш и перенести в корзинку.
  • Большие и маленькие. Ребенок встает на носочки – он стал большим. А потом приседает на полную стопу – он становится маленьким.
  • Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Плоскостопием называют деформацию стопы, при которой ее свод опускается и уплощается. Оно плохо лечится у взрослых, но отлично поддается коррекции у детей, поэтому важно вовремя его диагностировать и принять меры.

Почему стопа плоская?

Существует две формы плоскостопия: поперечное и продольное. Чаще всего встречается поперечное, сочетающееся с другими деформациями стоп.

Продольное плоскостопие возникает лишь в трети всех случаев, но в более раннем возрасте. Если вовремя не принять меры, возможны неприятные последствия.

Продольное плоскостопие характеризуется уплощением продольного свода стопы. При этом вся площадь подошвы соприкасается с полом.

При поперечном возникает уплощение поперечного свода стопы , при котором ее длина уменьшается.

У младенцев и годовалых детей стопы выглядят абсолютно плоскими, но в первые годы жизни это норма. Врачи говорят о так называемом «физиологическом плоскостопии».

Одна из главных функций стоп - амортизация ударных нагрузок , которые испытывают суставы ног и позвоночник человека при каждом шаге. Когда ребенок только начинает ходить, его связки очень эластичны и растяжимы, а мышцы ног развиты недостаточно. В этот период на стопах крохи присутствует толстый слой жировой ткани, который и берет на себя задачу амортизации нагрузок.

Постепенно мышцы стоп развиваются и тренируются за счет ходьбы и бега, жировая ткань рассасывается. Видимость поперечного плоскостопия может сохраняться до школьного возраста, потому что жировая подушка в области поперечного свода рассасывается дольше, чем в области продольного.

Как избежать плоскостопия

Летом разрешайте малышу ходить босиком по траве, песку, мелким камням. Это оказывает стимулирующее действие на мышцы ног, развивает подвижность стоп благодаря адаптации к меняющемуся рельефу. Можно самостоятельно изготовить массажные коврики или купить готовые. А дома попробуйте разучить с крохой простой комплекс упражнений, которые с легкостью можно делать вместе с ним.

Упражнения при плоскостопии

Маленьким детям упражнения для предотвращения плоскостопия лучше предлагать в игровой форме, чтобы зарядка проходила интересно с удовольствием. Наилучший эффект достигается, если делать упражнения каждый день .

  1. Попеременно ходим на мысках (как мышки), на пятках (как собачки), с опорой на внешнюю и внутреннюю стороны стоп (как гуси).
  2. Покатаемся на горочке: «перекатываем» стопы с пятки на мысок.
  3. Покатаем тесто для пирогов: сидя на стуле малыш катает стопой мячик вперед-назад или по кругу.
  4. Давай половим «рыбку»: пусть кроха захватывает и удерживает пальцами ног мелкие предметы.

Важно! Ребенку полезно ходить босиком по рельефным поверхностям, но вредно - по плоским, например, паркету или линолеуму.

Какие могут быть последствия?

Для контроля нормального развития стоп необходимо регулярно посещать врача-ортопеда .

С помощью различных методов диагностики врач оценивает как внешний вид стоп, так и работу мышц.

«Плоский» отпечаток стопы может получиться не только из-за настоящего плоскостопия, но и из-за особой постановки стоп, когда они «завалены» внутрь, и их своды касаются пола.

При плоскостопии мышцы и связки стоп растягиваются, а своды перестают выполнять рессорную функцию, а значит, ударные нагрузки на суставы возрастают . Вес тела неестественно перераспределяется, и позвоночник, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы начинают испытывать повышенную нагрузку. Со временем может привести к патологиями опорно-двигательного аппарата (искривлению позвоночника и артрозам).

Что назначит ортопед?

Плоскостопие многим кажется легким заболеванием, а на самом деле это коварный недуг, который нужно вовремя диагностировать и лечить.

Чем раньше обнаружили плоскостопие, тем проще его скорректировать. Малышу укрепляют мышцы и связки стопы, снимают болевой синдром, останавливают прогрессирующую деформацию.

Основа терапии - лечебная гимнастика . Специальный комплекс упражнений необходимо делать ежедневно.

Для нормализации кровообращения и стимуляции мышц применяют лечебный массаж и ванночки для ног. Врачи рекомендуют использовать ортопедические стельки. Желательно заказать малышу индивидуальные стельки с постингами - упругими элементами в определенных областях стельки, чтобы обеспечить поддержку стопы и стимулирование мышц именно там, где это необходимо.

Фото: Picture Press/East News/Pixabay.com

Загрузка...