1001-market.ru

Как шить изделия из кожи. Работа с натуральной кожей

В современных магазинах представлено большое разнообразие искусственной кожи. При всех преимуществах этого материала - простота ухода и шитья, красивый внешний вид, очень схожий с натуральной кожей, - он продолжает привлекать любительниц рукоделия своей сравнительно низкой ценой.

Однако для того чтобы изделия из искусственной кожи радовали глаз, нужно ознакомиться с некоторыми нюансами шитья этого материала. Их не очень много - гораздо меньше, чем когда дело идет о настоящей коже. И всё-таки знание этих правил значительно облегчит работу.

Проблемы всего три:

  1. Кожа прилипает к лапке, тормозя ход швейной машины. Машинка как бы “топчется” на одном месте.
  2. На поверхности материала хорошо видны проколы от швейной иглы.
  3. Кожа часто рвётся под стежками.

В соответствии с этими особенностями можно дать несколько советов по работе с искусственной кожей.

На этапе выкраивания, примерки и предварительной наметки следует помнить, что пользоваться булавками и ручной иглой категорически запрещено, поскольку проколов в этом случае не избежать. Вместо этого можно, например, положить на выкройку, которую следует обвести на ткань, какой-то груз.

Вырезать детали кроя желательно не ножницами, а специальным дисковым ножом. Вниз при этом нужно подложить плоскую дощечку или стекло, которые будет не жалко разрезать. Если нужен ровный срез, то можно воспользоваться пластиковой линейкой.

Для работы на швейной машине нужно приобрести специальную лапку, выполненную из тефлона или оборудованную роликами. Это способствует тому, что искусственная кожа не тормозит ход, перемещаясь свободно. Если же такую лапку найти не удалось, то можно в процессе шитья накладывать сверху кожи полоску вощеной бумаги - это облегчит передвижение обычной лапки. Когда строчка проложена, нужно аккуратно оторвать бумагу по бокам шва, а затем удалить остатки.

Ещё один способ - просто смазать кожу маслом (машинным или растительным).

Иголки следует выбирать самые острые, поскольку это сделает прокол менее заметным. Например, подойдут иглы для джинсы. Есть, конечно, специальные иглы для пошива натуральной кожи, но для искусственной они уже не очень подходят. Нужно помнить и о том, что кожзаменитель затупляет их гораздо быстрее, чем другие ткани, поэтому иглу нужно менять как можно чаще.

Стежки должны быть довольно длинными. Если стежок короткий, то нитка очень сильно натянута и может повредить материал. Именно поэтому между проколами иглы часто можно наблюдать разрывы кожи. Чтобы этого избежать, можно вместо простой прямой строчки использовать “зигзаг”.

Во время шитья для предварительного соединения деталей удобно использовать маленькие заколки для волос или даже невидимки. Таким образом можно выровнять края стачиваемых деталей, а когда лапка приблизится к месту зажима, невидимку нужно просто снять.

Чтобы строчка не виляла и выглядела аккуратной, лучше не устанавливать слишком быстрый ход. Чем медленней вы шьёте , тем качественней будет результат.
Специально для сайта Уроки Рукоделия sabbinochka.

На самом деле шить из кожи совсем несложно и даже увлекательно, ведь многие люди настолько проникаются этим процессом, что в итоге они начинают мастерить различные декоративные элементы из этого материала, начиная с украшений и заколок и заканчивая сумочками, брошками и настенными панно. Способов того, как шить кожу - немного, и чаще всего выделяют ручную и машинную технику ее обработки, причем и тот и другой метод имеет целый ряд достоинств и недостатков. Так, машинная строчка хотя и считается самой безупречной, на деле доступна только тем, кто имеет дома специальное оборудование (скорняжную машинку), так как обычный станок не возьмет кожу и только испортит ее. С другой стороны шитье кожаных изделий вручную является гораздо более длительным и трудоемким процессом, который требует приобретения определенного опыта и навыков, а если набить в этом деле руку, то готовый результат будет выглядеть ничем не хуже машинного.

Кроме того, следует учитывать тот факт, что ручная работа во все времена ценилась гораздо больше, да и научиться кожевенному мастерству не так сложно, как можно подумать на первый взгляд. И первое, что следует уяснить, заключается в особенности строчного шва, ведь дырочки для ниток необходимо набивать заранее, а не по мере сшивания отдельных деталей. Сделать это можно двумя способами - вручную с помощью шила или используя для этих целей специальный гребень с острыми зубьями с определенным шагом. Но вне зависимости от выбранного способа перед тем, как приступить к сшиванию, рекомендуется нанести на материал так называемую контрольную линию, которая поможет сделать шов максимально аккуратным. Выполнить такую маркировку можно с помощью стальной линейки с одной заостренной гранью (метод продавливания) или специальным гребнем, чаще именуемым швейной вилкой (метод постукивания).

В первом случае придется дополнительно делать отверстия по образовавшейся линии, для этого чаще всего используют специальное шило. Во втором случае отверстия выполняются автоматически, благодаря густо насаженным на вилку зубцам, но речь идет лишь о своеобразной наметке, так как в этом случае каждую полученную дырочку следует "раскрывать" с помощью все того же шила. Данный этап предполагает использование толстой резиновой подкладки, которая поможет защитить рабочую поверхность от острых предметов. После того, как вся кромка деталей будет полностью обработана обозначенным выше способом, можно смело приступать к их сшиванию, используя в этих целях специальную льняную нить, предварительно промазанную обычным воском. Последняя мера необходима для того, чтобы нить могла легко проходить в заранее сделанные отверстия и не накапливала в процессе шитья и носки на себе пыль и грязь.

Помимо специальных нитей для кожи понадобится и соответствующая швейная игла с тупым концом и достаточно широким ушком, хотя многие умельцы предпочитают сшивать фрагменты кожи между собой с помощью обычного вязального крючка самого маленького размера. Для того, чтобы сделать ручной шов максимально схожим со строчным, рекомендуется использовать технику "две иглы", которая достаточно проста в исполнении. В этом случае сначала пропускается одна игла вместе с нитью поверху, а потом с противоположной стороны запускается другая (также поверху, так как шов рекомендуется переворачивать). Обе иглы должны заходить в одни и те же отверстия, а после того, как шов будет полностью выполнен, свободные края кромки отгибают назад, утюжат через марлю или любую другую хлопчатобумажную ткань и усаживают на специальный клей, предназначенный для работы с кожей (прекрасно подойдет "Момент").

Вне зависимости от типа шва кожаные детали настоятельно рекомендуется предварительно захватывать специальным зажимом, ведь тогда будет гораздо легче работать, да и готовый результат окажется намного более качественным. Как вариант, изделие можно сшивать прямо по кромке, предварительно склеив детали между собой в области будущего стыкования. Данная мера необходима для того, чтобы элементы не смещались относительно друг друга, ведь зажать их соединение будет довольно сложно, а скорее невозможно. В этом случае тяжелый "Момент" рекомендуется заменить разведенным в пропорции 1 к 2 ПВА, дабы не утолщать и без того слишком плотную кромку. Что касается конечной фиксации нити, то ее можно осуществлять двумя способами в зависимости от качества используемого материала. Так, если применяется лен, то на финише рекомендуется сделать два-три стежка назад, в то время, как капроновую нить закрепляют опаливанием.

Для этого прекрасно подойдет, как обычная зажигалка, так и пламя свечи, ведь при плавлении на кончике нити неизменно образуется небольшой шарик, препятствующий ее обратному выходу. Тем, кто в силу каких-то обстоятельств хочет сшивать кожу с помощью обычного вязального крючка, также понадобится шило, так как крючок должен проходить только в заранее выполненное отверстие. Для этого с помощью данного инструмента в начало шва продевают нить, оставляя с внешней стороны ее свободный конец, после чего выводят из каждой последующей дырочки новую петлю и фиксируют ее посредством применения этого самого кончика. По окончании работы шов можно распрямить, образовав тем самым стыковочное соединение, которое очень часто используется при пошиве различных аксессуаров для автолюбителей.

Способы декоративной обработки кожи

Художественная обработка кожи

Способы декоративной обработки кожи

СОЕДИНЕНИЕ КОЖИ РУЧНЫМИ ШВАМИ

Изделия из кожи чаще всего сшивают сапожным или мокасиновым швами. Нитки используют прочные, не тонкие, чтобы не порезать кожу. Это могут быть армированные с лавсаном, толстый крученый шелк или капрон, хлопчатобумажные нитки № 0 или № 00. Для шитья можно пробивать отверстия шилом или пробойником (диаметром 1 мм). Разметку можно делать по шаблонам с помощью металлического зубчатого колеса.

Сапожный шов (рис. 7). Выполняется двумя иголками одновременно навстречу друг другу. Для того чтобы шов был аккуратным, нужно соблюдать очередность протягивания игл, т. е. в одно отверстие продевать по очереди обе иглы и всегда первой - находящуюся сверху, затягивая шов.

Мокасиновый шов (рис. 8, а). Нитка продевается в первое отверстие (от себя наружу), делается стежок во второе отверстие. Затем нитка через край изделия возвращается в первое отверстие и делается стежок во второе (на себя) и т. д. В результате получим мокасиновый шов, показанный на рис. 8, б. Прошив так, можно возвратиться назад через край, пропуская нитку в каждое отверстие так, чтобы на торце изделия получился крестик (рис. 8, в).

НАБОР КОЖАНОГО ПОЛОТНА ИЗ МЕЛКИХ КУСКОВ КОЖИ

Большие куски кожи найти трудно, но их можно заменить наборным полотном. Существуют различные варианты набора.

Набор полотна следует производить на основе. Основой могут служить флизелин, дублерин, прочная ткань и др. По форме и размеру заготовки для наборного полотна могут быть одинаковыми (например, чешуйки, треугольники, кружочки, квадратики и др.) и располагаться в определенной последовательности, образуя рисунок (рис. 9, а). Или различными по форме, расположенными "хаотично" (рис. 9, б). Но эта хаотичность - лишь видимость, так как в обоих случаях набор производится в одном направлении (снизу вверх), последовательно. Впечатление беспорядочности создается за счет различных размеров заготовок и их неправильной формы.

Кусочки кожи для наборного полотна можно подготовить с подогнутым (для тонкой кожи) или обрезным (для толстой кожи) краем. При этом срезы кожи по всему периметру рекомендуется шерфовать. Настрачивать заготовки прямой или зигзагообразной строчкой. Перед этим их необходимо приклеить к основе.

Варианты набора кожаного полотна представлены на рисунке 9, а, б.

ОПЛЕТКА

Оплетка - это наиболее распространенный способ соединения деталей кожаного изделия и его декорирования. При выполнении оплетки края изделия перфорируют и через отверстия протягивают кожаный ремешок. Для перфорации можно использовать круглые или овальные пробойники и стамески. В зависимости от толщины кожи оплетаемые края можно шерфовать, а можно оставлять толстыми. Можно перфорировать соединяемые детали по отдельности, но лучше склеить края деталей до перфорирования и пробивать их вместе. Диаметр отверстий под оплетку должен быть 2-2,5 мм, ширина ремешка - около 4 мм, центры отверстий обычно размещают на расстоянии 5-6 мм от края. В зависимости от изделия, его размера, толщины используемой кожи, вида оплетки эти размеры можно варьировать. Первое отверстие пробивают в углу детали, остальные - на одинаковом расстоянии друг от друга (7-9 мм). Углы детали закругляют для обеспечения равномерного распределения ремешка вокруг угла (рис. 10). Перед оплеткой ремешки рекомендуется вощить и полировать. Протаскивать их через отверстия можно специальной иглой, пинцетом с тонкими концами или шилом.

ВИДЫ ОПЛЕТКИ

1. Простая оплетка одинарным стежком (рис. 11).

Ремешок должен быть из достаточно тонкой кожи. Его длина - в 2,5-3 раза больше оплетаемого края, ширина - 2,5-4 мм. Ремешок пропустить через первое отверстие, обернуть вокруг края детали и пропустить через второе отверстие, подтянуть. Оплетать удобнее слева направо. Через угловое отверстие ремешок пропустить не менее двух раз. Расстояние между центрами отверстий приблизительно в 2 раза больше ширины ремешка, поэтому часть торца остается открытой, и ее надо тонировать и вощить или только вощить. Кончики ремешка в начале и в конце работы спрятать, вклеив их между деталями.

2. Простая оплетка двойным стежком (рис. 12).

В отличие от оплетки одинарным стежком, длина ремешка должна быть в 5-6 раз больше оплетаемого края. Выполнять работу, протягивая ремешок через каждое отверстие два раза, через угловое отверстие - 3-4 раза. При этом оплетаемый торец изделия перекроется полностью.

3. Венецианская оплетка (рис. 13).

Выполняется так же, как простая одинарным стежком. Ширина ремешка из тонкой эластичной кожи должна быть чуть больше или равна расстоянию между центрами отверстий. При этом полностью закроется торец изделия.

4. Оплетка узловым стежком (рис. 14).

Требуется узкий ремешок из тонкой мягкой кожи (шири на - 2,5-3,5 мм, длина - в 5-6 раз больше длины оплетаемого края). Оплетать следует слева направо. Ремешок с лицевой стороны изделия пропустить через первое отверстие на изнанку, оставляя кончик около 3 см. Затем длинный конец ремешка протянуть с изнаночной стороны через край на лицевую, захватывая им петлю. Образовавшийся узел аккуратно уложить и затянуть. После этого ремешок протянуть через второе отверстие с лицевой стороны на изнанку и т. д. Через угловое отверстие пропускать ремешок 2-3 раза. Оставленный кончик ремешка подклеить под оплетку.

Кроме описанных выше, существуют другие разнообразные виды оплетки (рис. 15).

ПРОДЕРЖКИ КОЖАНЫХ РЕМЕШКОВ

Это один из вариантов декорирования изделий. Для его выполнения необходимо:

1. Изготовить трафарет из картона или плотной бумаги с нанесенными на нем точками, ограничивающими места разрезов. Переколоть эти точки с помощью шила на лицевую сторону кожи в месте намеченного декорирования.

2. Пробить отверстия. Для этого удобно пользоваться стамесками как прямыми, так и полукруглыми.

3. Подобрать по цвету и нарезать ремешки. Их ширина должна быть чуть меньше ширины прорези (для толстой кожи) или по размеру прорези (для тонкой).

4. Продергивать ремешки лучше пинцетом. Концы продержек подклеить с изнаночной стороны.

5. Деталь с продержкой увлажнить и простучать.

На рисунке 16 изображены схемы продержек ремешками.

Между основой и продержкой можно укладывать нитки или тонко нарезанный мягкий спилок (рис. 17, 18).

ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ ВЫШИВКОЙ

Кожаные изделия можно украсить вышивкой кожаными ремешками, нитками, а также их сочетанием. Для этого можно использовать рисунки, применяемые для ручной вышивки по ткани, например, вышивки крестом.

По выбранному рисунку необходимо изготовить шаблон с разметкой перфорации под вышивку. Перфорировать можно пробойниками различных диаметров и стамесками.

Подготовка кожаных ремешков включает в себя нарезание, вощение и полирование. Ремешки могут быть разной ширины и цвета. Их концы следует закреплять клеем на изнанке. Выполнять вышивку можно короткими ремешками, можно склеивать длинный ремешок по мере его укорачивания, но при этом место склеивания должно оставаться на изнанке.

Размер отверстия зависит от количества ремешков, проходящих через него: чем больше ремешков, тем больше должно быть отверстие.

При выполнении вышивки всегда надо следить, чтобы ремешки укладывались бахтармяной стороной вниз и не перекручивались.

Образцы элементов для создания рисунков вышивки представлены на рис. 19.

В вариантах а и г центральные отверстия большего диаметра, чем остальные. В вариантах бив перфорация выполняется и пробойниками, и стамесками. В вариантах д и е пунктиром показано направление продергивания ремешка.

В вариантах ж и з вокруг кожаных стежков проложены полоски кожи или толстые нитки.

АППЛИКАЦИЯ

Распространенным видом декора является простая аппликация. Для ее изготовления используются кусочки тонкой цветной кожи.

Последовательность выполнения аппликации следующая:

1. По выбранному рисунку выполнить шаблоны всех деталей аппликации из картона.

2. Из тонкой цветной кожи с помощью шаблонов выкроить все детали.

3. Наклеить заготовки на основную деталь изделия в соответствии с композицией.

4. По контурам рисунка (внешним и внутренним), отступив от края 1 мм, шилом проделать отверстия под иглу на расстоянии 3-4 мм друг от друга.

5. По подготовленным отверстиям проложить стежки швом "вперед иголку" в одну сторону до конца, а затем в обратную, по тем же отверстиям, имитируя машинную строчку (рис. 20).

Можно использовать сапожный шов (см. "Соединение кожи ручными швами") или настрочить детали аппликации с помощью швейной машинки.

Аппликацию можно применять при починке порвавшихся изделий. Для этого дыре придать выбранную форму, слегка увеличив ее. Снизу подклеить кусочек кожи несколько большего размера, закрывающий отверстие (рис. 21).

Такая аппликация называется прорезной (рис. 22).

Можно настрочить заплату-аппликацию сверху. При этом стежки не должны быть слишком мелкими, т.к. прочность соединения от этого теряется. По краю аппликации можно проложить и настрочить шнур или закрепить его "в прикреп" (см. далее). Узкую дыру можно закрыть ремешком, выложенным каким-либо узором. Его также либо настрочить, либо закрепить "в прикреп". Если изделие выполнено из наборного полотна, то аппликация должна быть яркая или блестящая.

Варианты элементов накладной аппликации представлены на рис. 23.

ДЕКОРИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ АППЛИКАЦИЕЙ
"В ПРИКРЕП"

Интересен вариант декора "в прикреп". Он позволяет выполнять разнообразные рисунки достаточно сложной конфигурации. Необходимым условием применения этой техники крепления аппликации является то, что ширина каждой детали рисунка не должна превышать 5 мм.

Последовательность выполнения аппликации:

1. По выбранному рисунку подобрать кусочки кожи (отделочного цвета по отношению к основному цвету изделия) и выкроить детали рисунка.

2. Наклеить все детали отделки на основную деталь изделия и закрепить их с помощью иголки с ниткой. Для этого:

* подобрать нитку в цвет закрепляемого участка рисунка;

* шилом проделать отверстия под иглу вдоль закрепляемого участка кожи с обеих сторон, причем каждому отверстию с одной стороны должно соответствовать отверстие с противоположной стороны рисунка;

* проколы шилом следует делать с лицевой стороны рисунка под углом 45° к основанию, как бы пряча отверстие под аппликацию;

* расстояние между отверстиями должно быть 3-5 мм;

прикреп выполнить следующим образом:

Закрепить нитку с изнаночной стороны;

Вывести иглу через первое отверстие на лицевую сторону, протянуть нитку через деталь и ввести иглу в первое отверстие с противоположной стороны (1);

Вывести иглу на лицевую сторону из отверстия 2, перекинуть нить на противоположную сторону и ввести иглу в отверстие 2 и т. д. (рис. 24).

Примечание: Стежки крепления должны располагаться равномерно по всей длине закрепляемого рисунка.

3. Направление стежков - перпендикулярно краю аппликации. На местах закругления рисунка стежки располагаются радиально; при этом расстояние между стежками по внешнему контуру будет несколько больше, чем по внутреннему (рис. 25).

Аппликацию "в прикреп" можно украсить бисером. Для этого под бисер в коже пробить отверстия чуть меньше размера бисеринки. В это отверстие бусина должна сесть как в "гнездо". Способ выполнения техники "в прикреп" с бисером такой же, как и без него. Добавляется только один этап: после вывода иглы через первое (и все последующие) отверстие на лицевую сторону надеть бисерину на нитку и протянуть через деталь, "усаживая" бусину в "гнездо" (рис. 26).

Техникой "в прикреп" можно пользоваться при выполнении рисунка узким ремешком из толстой кожи. Такими ремешками, положенными на ребро, можно выложить контур рисунка любой конфигурации, например, узоры, представленные на рис. 29.

Технология выполнения следующая:

1. Нарезать ремешки из толстой кожи шириной 2-3 мм.

2. Выложить контур по выбранному рисунку, приклеив ремешки на ребро.

3. Закрепить наклеенные ремешки, используя технику "в прикреп". Расстояние между стежками должно быть от 5 до 10 мм.

Ремешки из тонкой кожи склеить вдоль пополам и наклеить срезами вниз, сгибом наверх (рис. 27). Такой способ декорирования используется при изготовлении украшений. В этом случае ремешок просто приклеивают, дополнительного крепления не требуется.

Варианты аппликаций "в прикреп" представлены на рис. 28, узоры для декора "ремешки в прикреп" - на рис. 29.

РЕЛЬЕФНОЕ ТИСНЕНИЕ

Рельефное тиснение - это процесс, в результате которого на поверхности кожи создаются выпуклые или вогнутые узоры. Этот вид тиснения наиболее часто применяется при изготовлении шкатулок, украшений, переплетов. Для его выполнения лучше применять тонкую эластичную кожу. На светлой коже рельеф виден лучше, хотя можно использовать и темную. Светлую кожу после тиснения можно тонировать акварельными красками или тушью, придавая изображению дополнительную выпуклость. Чем тоньше кожа, тем мельче и сложнее рельеф можно выполнить.

Последовательность выполнения рельефного тиснения такова:

1. Нарисовать эскиз узора для тиснения. Перенести его на основу.

2. Перевести выпуклые детали узора на картон и вырезать их. Кроме картона для деталей рельефа пригодны жесткая кожа, плоские фигурки из металла, пластмассы, дерева. Еще можно использовать пуговицы, грубую кружевную тесьму, веревки, витые шнуры.

3. Приклеить клеем "Момент" или ПВА элементы орнамента на основу, ориентируясь на ранее перенесенный рисунок. Тонкие линии орнамента можно выполнять с помощью ниток или шнуров. Для этого нитки или шнуры смазать "Моментом" и после высыхания пинцетом выложить их по линиям узора на основе, смазанной клеем.

4. Из кожи выкроить пластину нужного размера.

5. Кожу с изнаночной стороны и основу с орнаментом тщательно промазать клеем "Момент".

6. Наложить кожу на основу с орнаментом и, начиная от центра к краям, мягкими давящими движениями обжать кожу подушечками пальцев по краям деталей, создавая рельефное изображение.

7. Немного увлажнить поверхность кожи. Костяным, деревянным или металлическим стеком постепенно оттиснить контуры узора, добиваясь четкого изображения. Вместо стека можно использовать любой тонкий инструмент с тупым концом, например, из маникюрного набора. Также удобно это делать использованным стержнем от шариковой ручки, но необходимо быть уверенным в том, что в стержне нет пасты.

8. Обработать края самого изделия. Чаще всего запас кожи по краям сшерфовывается и загибается внутрь изделия, например, в шкатулке или подгибается на изнанку в медальоне или броши. Внутренняя часть изделия или изнаночная сторона должны быть обработаны в дальнейшем.

Для рельефного тиснения можно использовать самые разнообразные орнаменты и рисунки. Начинать лучше с простейших геометрических. Хорошо выполнять стилизованные растительные рельефы. Приобретя опыт и технические навыки, можно переходить к более сложным композициям (рис. 30).

Рельефное тиснение "мятая кожа"

В данном случае рельеф создается за счет произвольных заломов, защипов. Кожу свободно драпируют и фиксируют в этом положении.

Способ 1

Кожу сильно увлажнить, положить в полиэтиленовый пакет на 15 минут (на пролежку). Производить драпировку на фанере пальцами или пинцетом. Зафиксировать рисунок по краям изделия булавками или мелкими гвоздиками и оставить для просушки. Когда заготовка высохнет, а рисунок драпировки зафиксируется, смазать клеем "Момент" изнаночную сторону и приклеить на изделие.

Этот способ хорош тем, что при желании драпировку можно переделать. Если драпировать густо, то можно использовать маленькие кусочки кожи, для чего их предварительно сшерфовать по периметру и подклеить края на изнанку на 1-2 мм.

Способ 2

Драпируемый кусочек тонкой мягкой кожи промазать с изнанки клеем "Момент", слегка подсушить и драпировать на стекле. Под стекло положить трафарет для контроля формы и размера детали. Этот способ более быстрый, но его недостаток в том, что переделать драпировку в случае неудачи невозможно.

Рельефное тиснение "мятая кожа" может применяться в качестве декора при изготовлении украшений, шкатулок, поясов, сумок и др.

Как обрабатывать и соединять детали кожаных изделий.

Продумав дизайн будущего изделия, сделав макет из бумаги и вычертив необходимые лекала, приступают к раскрою.

У кожи нет долевого направления, с которым мы привыкли считаться при раскрое тканей. Поэтому лекала располагают как угодно, лишь бы полнее использовать полезную площадь кожи. Замшу надо кроить, учитывая направление ворса. В зависимости от этого свет по-разному отражается от поверхности, и две соседние детали с разным направлением ворса будут выглядеть одна темнее, другая светлее. Лучше, если ворс направлен сверху вниз.

Линии кроя наносят со стороны бахтармы обычной шариковой ручкой. С той же стороны ее и режут, положив на кроильную доску бахтармой вверх.

Наметочные швы в работе с кожей нежелательны, поскольку следы от стежков остаются навсегда. Лучше перед окончательным сшиванием прихватить детали резиновым клеем. Неудачно проложенный шов распарывать нельзя, ряды дырочек от иглы так и останутся на коже. Так что строчите только наверняка.

Не слишком толстую кожу будет легче сшивать иглой вручную и даже строчить на машинке, если ее края предварительно стесать наискось или, как говорят специалисты, «спустить». Это делается острым сапожным ножом или бритвой (рис.11). Кожа должна лежать горизонтально, а лезвие двигаться только «от себя». Не огорчайтесь, если это не получится за один проход ножа: ведь можно и вернуться, подстругать, подровнять.

Шов вразворот получится, если края сшиваемых деталей спустить со стороны бахтармы. На края деталей по лицу нанести тонкий слой клея, дать немного подсохнуть и тогда соединить детали (это вместо наметки) (рис.12,а). Стаченный шов развернуть, счистить следы клея, пока он не схватился, и слегка простучать с изнанки молотком, чтобы он окончательно расправился и выровнялся (рис. 12,6). Теперь на спущенные края со стороны бахтармы нанести более стойкий клей «Момент» или «Марс». Шов хорошо бы упрочнить матерчатой тесьмой, приклеив ее с изнанки и прострочив по краям (рис. 12,в).

Шов встык часто используют для кожаного набора - как бы мозаики из небольших кусочков кожи средней толщины. Точно подогнанные детали с ровно обрезанными краями наклеивают на матерчатую подкладку, тут же снимая тряпочкой выступившие излишки клея и не дожидаясь, чтобы он высох, прокладывают на машине крупный шов «зигзаг» (рис. 12,г).

Шов внахлест часто используют для составления мозаик из маленьких кусочков тонкой кожи. Так удается собрать из бесполезных, казалось бы, маленьких лоскутков сумку, пояс и даже жилет или мини-юбку. Спускать их края не надо. На выкроенной по лекалу матерчатой подкладке разложите подготовленные лоскутки кожи так, чтобы нижние лоскутки находили своими краями на верхние на 4-5 мм (рис.13). Начинайте пристрачивать их к подкладке, двигаясь снизу вверх. Выступающие наружу края хорошо бы обрезать зубчиками, если есть специальные ножницы. Такое соединение в отличие от шва вразворот ровнее и мягче.

Шов встык для толстой кожи (рис.14) позволяет избежать гр(убых утолщений, но требует тщательной подгонки деталей. На самом деле он делается как бы внахлест. Край одной детали спускается по лицу, а другой - по бахтарме. Они склеиваются, и соединение укрепляется с изнанки тесьмой, которую пристрачивают двумя швами. Вряд ли вам удастся получить достаточно ровный спущенный по бахтарме край, поэтому лучше его узкую кромку сначала подогнуть внутрь и приклеить, а уж потом соединять две детали.

Нельзя не упомянуть и традиционный шов, каким народы Севера издавна соединяют детали своей одежды, обуви, сумок, рукавиц. Линии кроя они всегда подчеркивают кантами из светлой, чаще всего белой кожи (рис.Ц). Для этого выкраиваются две отделочные полоски из мягкой и тонкой кожи: одна шириной 1-1,3 см, другая шириной 3-4 мм и чуть более длинная. Сшиваемые детали складываются вместе бахтармой внутрь. Широкую отделочную полосу сгибают пополам и вставляют между основными деталями. Ее сгиб должен выступать над краями деталей на 2-3 мм. Узкую полоску накладывают вдоль сшиваемого края одной из деталей с лицевой стороны (рис.15,а). А теперь прокладывается шов, скрепляющий сразу все эти четыре детали. Иголкой с ниткой прокалывают обе основные детали и сложенную вдвое широкую отделочную полоску. При этом нить прихватывает и узкую полоску косым декоративным стежком (рис. 15,6). Получается красивый цветной кант, обрамленный рельефной каймой наподобие перевитого шнура. При желании и сноровке можно проложить такую же узкую кайму и с другой стороны (рис.15,в). Не забудьте, что выкраивать узкую полоску для каймы нужно несколько длиннее, так как она образует в шве ряд маленьких бугорков.

Такой шов очень прочен и в то же время, как вы заметили, не имеет чрезмерных утолщений. Поэтому на Севере его издавна применяли при шитье обуви - кожаных или меховых сапог-торбасов. Если вы надумаете сшить из старой кожи домашнюю обувь, этот шов пригодится вам для соединения подошвы с верхней частью.

Теперь о тонкостях работы на швейной машине. Кожа под машинной лапкой ведет себя иначе, чем ткань. Во-первых, она довольно заметно тянется, и вы скоро обнаружите, что верхняя деталь под лапкой вытягивается, зато нижняя посаживается зубчатой рейкой двигателя ткани. Шов «ведет», особенно если куски кожи немного отличаются по толщине. Положение улучшится, если перед работой протереть место будущего шва" тряпочкой, смоченной в машинном масле. Да и строчка ляжет ровнее. Помогает и предварительная проклейка (наметка) шва резиновым клеем, который не позволяет деталям заметно смещаться друг относительно друга.

В любом случае строчку на параллельных краях надо прокладывать каждый раз в одну и ту же сторону. Например, вшивая молнию, нельзя делать это за один проход, в конце молнии поворачивая работу и пристрачивая другой ее край в обратном направлении. Оба шва надо проложить отдельно и в одну и ту же сторону. Тонкую мягкую кожу лучше строчить, подложив полоску кальки, которую потом легко оборвать. Калька придаст дополнительную жесткость, и строчка ляжет ровнее, не будет стягивать кожу.

Жесткая кожа, которая с трудом прокалывается иглой или шилом, легче шьется, если ее чуть увлажнить.

Несмотря на кажущуюся прочность, машинные швы на коже легко распускаются. Дело в том, что нитки испытывают в коже меньше трения, чем в ткани. Поэтому концы ниток надо обязательно протаскивать наизнанку и там надежно завязывать на несколько узлов.

Толстую жесткую кожу на машине не сшить. Приходится делать это вручную, разметив швы накаткой или зубчатой разметочной линейкой, о которых говорилось выше. Проколов по наметке ряд отверстий шилом, будет легче прокладывать шов одним из способов, описанных в разделе «Инструменты, материалы, инвентарь». К этому остается добавить способ работы двумя иголками, каждая со своей ниткой (рис. 16). Заметим, что на глаз, без разметки вручную лучше не шить: шов будет выглядеть неряшливо.

Для сумок, кошельков, ключниц и других поделок из толстой кожи часто применяется декоративная оплетка краев тонким шнуром или узкой полоской кожи (рисЛ7). В этом случае нужны довольно большие отверстия, и лучше делать их пробойниками (см.рис.7 и 8).

Чтобы получить достаточно длинную кожаную полоску для соединения деталей оплеткой, вовсе не обязательно иметь длинный кусок кожи. Такую полоску можно вырезать из небольшого лоскутка, например, кожаного язычка от ботинок (эти детали даже в сильно поношенной обуви сохраняются неплохо). Секрет, которым поделился московский художник-прикладник Г.Я.Федотов, простой: надо резать лоскут по спирали. Но делать это лучше не на глазок, а разметив. Вдоль шариковой ручки привяжите направляющий стержень, например, тонкую спицу. На кожаной заготовке скруглите все углы. Теперь, постепенно двигаясь от края к центру, начинайте рисовать спираль: первый виток - от руки, а дальше - скользя кончиком направляющего стержня по уже начерченной линии (рис.48). Новая линия всегда будет отстоять от предыдущей на величину радиуса вашей ручки плюс радиус спицы. Учитывая это, можно легко изменять ширину получаемой полоски: она тем шире, чем толще ручка. А толщину ручки легко варьировать, наматывая на нее бумагу. Середина кожаного лоскутка в дело не идет: кривизна вырезанной полоски будет здесь слишком велика. Теперь прорежьте ножницами линию спирали. Полученную кожаную полоску, пока довольно неровную, намочите в теплой воде и туго намотайте на бутылку. Влажная кожа хорошо тянется и должна лечь ровно. Когда она высохнет, у вас будет длинная и прямая кожаная тесьма. Например, из куска кожи размерами- 100x60 мм получается около 2 м ремешка шириной 3 мм.

Для декоративной оплетки деталей используют и полоски искусственной кожи без подложки (типа полихлорвиниловой).

На рис.19 показаны разные виды декоративных оплеток. Ускорить работу позволит самодельная игла из упругой стальной полоски (рис.20), в которой защемляется кончик тесьмы. Иначе много времени уходит на то, чтобы продеть мягкий кончик тесьмы в очередное отверстие.

Взято с http://hobby-live.ru/Content/handmade/kroika/izdelia_iz_koji.html

Наверняка каждый человек, который желает приобрести портмоне или кошелек ручной работы, интересуется вопросом, насколько крепкими и надёжными будут швы на выбранном изделии. Не порвутся ли со временем или не протрутся, создавая тем самым риск потерять в ответственный момент деньги или документы? Поэтому лучшим вариантом для прошивания изделий ручной работы будет непосредственно седельный шов.

Немного истории

Данный шов получил своё название в связи с тем, что им прошивали еще в древнее время лошадиные седла и сбрую, для которых крепкий, надёжный шов — это очень важный вопрос, так как от него может зависеть и жизнь человека. Его считают практически самым сильным, который используется для прошива кожи. Седельный шов по коже обладает неимоверной прочностью в сравнении с машинным, поскольку сделан вручную двумя иглами по заранее пробитым отверстиям. Принцип его работы в следующем: иглы выводятся на противоположную сторону кожи и при каждом стежке пересекаются друг с другом, тем самым создавая прочную связку. При использовании такого шва, если один стежок порвется, он практически останется незамеченным, так как его поддерживает нитка с другой стороны кожи. Поэтому дырок в нем вы попросту не увидите. В этом и существует вся прелесть и уникальность данного шва - прочность и надёжность на долгое время. Те вещи, которые прошиты данным приспособлением, прослужат намного дольше, чем прошитые вещи швейной машинкой.

Начало работы

Далее рассмотрим вопрос о том, какой правильный седельный шов и как его сделать на примере вставки молнии в сумочку. Существует два прошива - лёгкий и сложный, и они оба требуют определенной практики, внимательности и усидчивости. Если мы говорим о способе потяжелее, нужно помнить, что дырки размечают только специальным металлическим колесиком, а пробивают уже шилом при новом стежке. Необходимо какое-то время попрактиковаться, чтобы сделать этот шов ровненьким, красивым и прочным. Что нам необходимо делать в самом начале нашей работы:

  • Чтобы пробить дырочки, лучше использовать металлический пробойник.
  • Вколите пробойник в воск во время работы, чтобы он мог плавно входить и выходить из кожи.
  • Непосредственно пробейте ряд дырок в том месте, где планируется сделать строчку для дальнейшей работы.
  • Для закрепления молнии и ровной строчки нужно заранее приклеить её к коже клеем. Также вы можете брать двухсторонний скотч, но минус в том, что он будет цепляться за иглу.

Подготовка к сшиванию седельным швом

Необходим инструмент для накалывания или вилка для сгибания, которые имеют парочку косых зубцов. Это делает шов ровным и красивым. Инструменты с прямыми зубчиками принято использовать для оплетки, шнуровки, но никак не для сшивания. Так что следует вначале проверить, тот ли инструмент вы взяли. Они бывают разных размеров в зависимости от того, сколько стежков на сантиметр вы желаете сделать. В первую очередь необходимо выбрать вилку с широкими зубчиками, иначе вы потратите немало времени на сшивание.

Этапы ручной прошивки

Рубцевание, штрихование - процесс выдавливания линий, которая будет ориентиром при проделывании дырок для сшивания. Можно прибегнуть и к циркулю, если рядом нет нужного инструмента.

Проделка отверстий - они, как правило, пробиваются на поверхности кожи с помощью резинового молотка или накалывающего устройства. Цель его - наметить места, где будут отверстия, но никак не сделать их одним ударом.

Обрабатывание изгибов, если таковые имеются. Если вам нужно сделать дырочки вдоль кривой зоны, воспользуйтесь накалывающим роликом. Это залог того, что все ваши дырки будут на одинаковом расстоянии и в последствие работа будет выполнена красиво.

Раскрываем отверстия. Для этого процесса необходимо использовать шило (крестообразное с ромбовидным острием). Держите рукоятку шила в вертикальном положении, придавите ним дырку.

Фиксация. Седельному шву (к примеру, сшивание шорным стежком) необходимы обе руки в действии. В этом вам поможет зажим-фиксатор, куда вы можете поместить своё изделие. Стандартный зажим для такого сшивания - это кусок дерева в форме больших щипцов.

Дратва (вощеная Как правило, седельный шов делают именно такими нитками. Перед началом использования их обрабатывают воском, чтобы они не вымазывались и легко проникали через кожаные изделия.

Вдевание нити в иглу. Чтобы сшить большие вещи вручную, необходимо выбирать иглы с тупым концом.

Фиксация нити. Нужно оттянуть конец нитки и закрутить его в петлю.

Что нам нужно для шитья?

Теперь нам необходимы иголки для шитья, которые должны быть с немного затупленными кончиками, чтобы они свободно проходили в дырки и не цеплялись. Для нашей цели нам нужно будет две иглы. Далее переходим непосредственно к ниткам, лучше, чтобы это были вощеные. Стандартный №10 не подойдет для таких целей, поскольку очень быстро порвется.

Чтобы сделать крепкий и надёжный шов, нам нужны хорошие, прочные нитки, лучше использовать льняные (вощеные). Где их можно приобрести, вам подскажут сапожные мастерские. Теперь пришло время создавать седельный шов. Как делать его по всем правилам и чтобы он получился надёжным и хорошим, мы рассмотрим ниже.

Правила сшивания

Сшивание производится по следующим правилам:

  • Вдеваем кончик нитки в ушко иглы, затем вкалываем её на расстоянии примерно 6 см от её кончика.
  • Далее протягиваем иголку в петлю.
  • Дальше вытянуть целиком, придержать нитку за коротенький кончик, а после затянуть крепко.
  • Делаем аналогично с другой иглой на втором конце. В итоге получаем длинную ниточку с иголками на обоих концах.
  • Лучше чтобы длина нити была в несколько раз длиннее участка, который прошиваем (помните золотое правило: «Чем толще кожа - тем больше нить»).

Начинаем процесс шитья

В первую очередь необходимо помнить, как правильно сшить седельным швом, чтобы ваша вещь была надёжной и крепкой и прослужила очень долго. Разберем поэтапно правила сшивания:

  • Продеваем иглу в первую дырку, далее нужно выровнять нитку, чтобы длина была одинаковой.
  • После продеваем левую иглу, что находится в левой руке, в другую дырочку.
  • Затем проделываем те же манипуляции с правой иглой (та, что в правой руке) в ту же самую дырку. Желательно не протыкать нитку.
  • Дальше нужно крепко затянуть нить - тянем за два конца, пока не будет туго.
  • Продеваем левую иголку в третью дырку.
  • Вытягиваем и пропускаем правую иглу в эту же самую дырку и вынимаем на другой стороне
  • Затянуть нужно очень туго, за два конца.

Так шьём до самого конца. Необходимо помнить и знать, как закончить седельный шов, чтобы он не разошелся очень быстро. Нам не нужно производить никаких узлов, поскольку двойные швы очень прочные сами по себе. Хватает лишь сделать три стежка «назад иглой» в последних отверстиях. Затем нужно отрезать нитку.

Если шов сделали по всем правилам, значит он не распустится и прослужит долго. Поэтому конец нужно всегда туго затягивать. Минус данной работы в том, что очень скоро ваши пальчики будут болеть, а нить - резать кожу. Со временем все пройдет, и вы привыкнете, а пока рекомендуется обернуть мизинец пластырем там, где нитка режет кожу. Лучше конечно сразу запомнить, как сшить седельным швом правильно, и научиться это делать быстро и качественно.

Чтобы работа была качественной

Требуется делать следующее: игла слева проходит через дырку и ложится на иголку в правой руке крестиком. Держать иглу нужно указательным и большим пальцем правой руки и затем вытягивать левой рукой. Сначала будет немного неудобно и, возможно, неловко, но ручки быстро привыкнут, и ваши стежки станут ровными. После завершения работы шов необходимо простучать резиновым или кожаным молотком, чтобы стежки зашли в лунку. Теперь этот шов прослужит вам не один год, и вы можете гордиться тем, что сделали его собственными силами.

Итак, мы выяснили, что седельный шов очень крепок, и целостность изделия не страдает, даже если порвется одна нитка в любом месте. Это нужный шов, который очень часто используют в декоративных целях. Он являет собой не только стиль и красоту, но и залог отменного качества и надёжности.

Загрузка...